Общество и личность

      Многие звери, птицы, насекомые и даже рыбы живут стадом или стаей. Первобытные люди тоже жили стадом. Они всё время передвигались с места на место в поисках пищи. В стаде был вожак. Он помнил дорогу на водопой или удобное место для отдыха, или знакомые места. Человек один не мог жить и изгнание из стада равнялось смерти. Старые от стада отставали и умирали от голода или болезней. Их никто не хоронил и не вспоминал. В стаде нет заботы о человеке. Из литературы я не знаю примера, чтобы два стада объединились и образовали первобытную общину. Общины, видимо, вырастали из стада. Две общины враждовали, воевали.
      Во главе общины стоял старейшина. Он определял кому идти на охоту, руководил ритуальным танцем, приемом пищи, заботился об огне и т.д. О ритуальных танцах у меня такое мнение. При исполнении движений руками, ногами, спиной и т.д. люди учились действовать вместе и по команде. Если охота оказалась неудачной, то наступал голод и человека которого могли обвинить за поражение, наказывали жестоко. Т.е. в первобытном обществе появились запреты.
      В силу разных причин родственники этих общин могли образовать свою общину. Родственников могли определять только по женской линии. Две общины или три образовали родоплеменную общину. У неё появился вождь. Старейшина и вождь имели права, которые дали им люди. Но среди них могли оказаться такие, которые выделялись среди остальных. Вожди сели на коня, образовав отряд из всадников. Этот отряд защищал племя и участвовал в завоеваниях. Завоевание – это грабёж и пленные (рабы). При переходе к пашенному земледелию, племя обязано было защищать посевы, т.е. территорию. Дело идёт к образованию государства. Язык, занятия общие, обмен, вооруженный отряд, чиновники, наличие единой власти – это признаки государства на определённой территории. Между этими образованиями происходят войны. При этом большую роль играет религия. У многих народов жрецы обладали большим уважением, влиянием на людей, потому, что они наблюдали за небом и знали, когда будет дождь или ветер, или самум, или шторм. Происходит переход к единой религии.
      Я думаю, что личности стали выдвигаться еще при первобытном обществе. Такие качества как организаторские способности умение влиять на других появляются еще в детстве. Конечно у некоторых более, у других менее. Я это наблюдала на работе, в семье и колхозе. Наскальные рисунки, украшения, музыкальные инструменты, танцевальные движения и т.д., наверное, оставлены тогдашними умельцами.
      При рабовладельческих порядках появились выдающиеся полководцы (Марк Красс), государственные деятели (Ю. Цезарь), писатели (Овидий), поэты, герои (спартанский царь Леонид в греко-персидских войнах), мореплаватели (поход за золотым руном), ученые, мыслители (все из земли вышло, в землю и уйдет).
      Но пришел феодальный строй. Он тоже известен выдающимися именами: Елизавета I в Англии, Наполеон во Франции, Герцог Альба в Испании, Фридрих первый Барбаросса в Германии. В России их было много: Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II. Известны имена объединителей страны Людовик I во Франции, Бисмарк в Германии. Перечислять всех выдающихся нет возможности.
      Когда были эти три периода в жизни общества, то переход от одной формации к другой были постепенными, развивались медленно, например, сначала возникли раннефеодальный уклад. Затем крепостное право. Каждый период возникал из-за роста производительных сил. Один период от другого отличался мало. Те же полководцы, архитекторы, учёные. Но затем, происходит расцвет нового общества, его хозяйства, культуры, обычаев, моды (образа жизни). Здесь разница большая, но появляются отношения другие. Новая, более высокая производительность труда. Надо сказать, что в недрах старого общества появляются мыслители для нового строя. Французские энциклопедисты, Давид Рикардо, Адам Смит (в Англии), наконец К. Маркс и Фридрих Энгельс (Германия). Эти формации победили без революции. Тогда это слово не знали и не употребляли. Но при переходе от феодального строя к новому (буржуазному) нужна была революция.
      Вы, наверно, заметили, как возрастает роль личности в истории. Когда вождь племени (может быть даже избранный, а может-нет) должен красиво и ловко сидеть на коне, а лошадь готова к бою, этого было достаточно (конечно не последнюю роль играли черты всадника) для решения многих вопросов и тогда, когда вопрос стоит о переходе к новой общественной формации. А феодалы были мощной силой и власть никому не хотели отдавать. Однако, буржуазные революции прошли в разных странах и в разное время. Капитализм установил новые производительные силы, новые законы и новые отношения. Капитализм тоже развивался от первоначального до монополистического и империализма. В художественной литературе об этом написано много. При господстве буржуазии ни в одной стране братства, равенства и свободы не получилось. Пролетариат (неимущий) стал бороться за свои права. Давид Рикардо, Адам Смит ставят вопрос, как обогащается капиталист. Нужен ответ. Его дают всем известные люди: К. Маркс и Ф. Энгельс. Они создают революционную теорию. В.И. Ленин развивает эту теорию в условиях империализма, И.В. Сталин подтвердил это на практике в России. К. Маркс и Ф. Энгельс не были русофобами. Они знали русский язык и читали классическую литературу, общались с русскими революционерами. Но на Западе никто не знал, когда и как произойдет революция. Россия сильно отличалась от других стран. В России очень остро стоял крестьянский вопрос, большая неграмотность и т.д. А она была готова к революции. Крестьянский вопрос никто не смог решить, народ и даже буржуазия не имели власти. В Государственных думах сидели представители феодалов.
      Революция в России произошла. Она вывела эту страну вперед. Россия и так вышла бы вперед, но это надо было сделать быстро. И это сделано!!! Но у меня мысль всегда была такой. Все формации нуждались в развитии и развивались. Я выступила с докладом на семинаре, что социализм тоже нуждается в развитии. Меня за эту мысль ругали да ругали. По той причине, что социализм не развивался, а уступал капитализму, мы и дошли до степени известной. Есть у революции начало – нет у революции конца. После И.В. Сталина в стране не было марксистов, ну и развития тоже. Это учение не устарело, за ним будущее. В новых условиях 21 века нужны мыслители, которые будут знать, как и куда надо развиваться.


Шергина Г.А.
2025 год


Рецензии