Воскресный день на острове Гранд-Жатт

* * *

То ли люди, то ли куклы.
Все красавцы из себя,
манекены все как будто.
Впал в абстракцию Сёра.

Дети, дамы, кавалеры.
Полдень. Лучшие часы.
Выступают манекены…
Шляпки. Зонтики. Усы.


* * *

Условные люди – практически схемы.
Сёра полагает, что выглядим все мы
статистами в мире, подобно столбам.
Кусочка природы достаточно нам.

Не нужно нам действий, не нужно движений,
шагов и усилий, любви, достижений –
на шахматных клетках газона, где тень
и свет, мы воскресный проводим наш день.


* * *

Бульдоги. Большие собаки. Мартышки.
Девчонки как куклы. С картинки мальчишки.
Красивые дамы, при них кавалеры.
Во все паруса дует сонная Сена.

Всё это – иллюзия. Тёплые точки,
холодные точки, растения, почва,
костюмы и платья, и руки и ноги,
мартышки, большие собаки, бульдоги…


* * *

Он двигает людьми как пешками,
слонами, башнями беспечными,
в своей условности нелепыми,
и королями, королевами.

Гранд-Жатт воскресный – это шахматы,
фигур незыблемый парад,
и взоры светлые распахнуты,
и вечно длится шах и мат.

08. 07. 2025


1886 год. Своё программное полотно Жорж Сёра показал на последней по счёту, восьмой выставке импрессионистов.


Рецензии
А мне картина очень понравилась и Ваши стихи с интересом прочитала, как поэтический комментарий к ней.

Галина Пенькова   22.07.2025 20:02     Заявить о нарушении
Точечный метод Сёра стал естественным развитием импрессионизма и в то же время - его противоположностью. Естественность и непосредственность восприятия сменились сухим рациональным началом. Отсюда неоднозначное отношение самих импрессионистов к этому произведению.

Дмитрий Постниковъ   23.07.2025 00:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.