О любви к дауншифтингу
Напоминает это страшный сон,
Всё то, что происходит с нами,
Бегут с России люди наши «вон»,
И в основном бегут … с мозгами!
(Пролог)
Слова об экспорте мозгов*1,
Узнали мы из выступленья Грефа*2,
Оно секрет нам объяснило весь,
Российского «великого псевдоуспеха»!
О Дауншифтинге*3 узнали от него,
Греф по секрету нам о нём поведал,
Об этом мы не знали ничего,
Этот процесс для власти был не ведом!
Тогда на Грефа ополчились все,
По-моему, неправильно, напрасно,
Сказал он честно, что известно всем давно,
О чём все знали без него прекрасно!
Не экспорт газа, а мозги,
Они страны есть нашей козырь главный,
Мозги мы никогда не берегли,
И потому, итог такой… бесславный!
P.S.
Кто своровал иль «отдолжил»,
Приватизировал отчизну,
Про совесть, честь свою забыл,
Святую душу обменяв на «дешевизну»!
Часть 2. О любви к дауншифтингу
Я на сегодня тыщу планов отложу,
Да и на завтра… ничего не поздно,
А мой начальник, на которого гляжу,
Мне машет пальцем угрожающе серьёзно!
Послушай меня, мой друг дауншифтер,
Пакуй чемоданы, тащи рюкзаки,
Смени шумный город на «тихую пристань»,
Карьере всё делай своей вопреки!
Спокойный, добровольный спуск,
По лестнице карьерной,
Если подумать жертва эта,
Совсем не кажется чрезмерной!
А может жить «ради себя»,
Совсем не так уж это плохо,
Ради карьеры свою жизнь губя,
Достойно может это только …. лоха!
Забросив подальше мир суеты,
В деревне, где солнце встаёт над рекой,
Карьерой все в городе сплошь заняты,
Там нет тишины, там не встретишь покой!
Дауншифтинг - не бегство, а выбор,
Выбор в пользу жизни и себя,
Чтоб из списка любящих не выбыл,
Жил не в суете, а жизнь любя!
А дауншифтеров полным-полно,
От суеты сбегая городской,
Они возникли не вчера… давным-давно,
И не желают жизнью жить такой!
Я выбрал этот путь и навсегда,
Где каждый день – это возможность роста,
Где ценность не в количестве, а в качестве,
И встать на этот Путь…ох как непросто!
Где вечером пахнешь дымом костра,
Туда, где не страшно ходить босиком,
Где жизнь настоящая, а не игра,
Где можно не ехать, а топать пешком…
P.S.
Замедли скорость жизни, человек,
По ней несёшься, ничего не замечая,
И на вопрос – «Зачем живешь»? Найдёшь ответ!
Лишь суету из своей жизни исключая!
Пройдя короткий жизненный свой путь,
Успей вокруг мир изучить и насладиться,
Познай себя и своей жизни бренной суть,
По настоящему хоть один раз успей ... влюбиться!
21.07.2025г г.Москва
Примечания:
*1 «Утечка мозгов» (калька с англ. brain drain) — процесс массовой эмиграции, при которой из страны или региона уезжают специалисты, учёные и квалифицированные рабочие по политическим, экономическим, религиозным или иным причинам. При этом странам, из которых происходит утечка специалистов, наносится весьма значительный экономический, культурный, а иногда и политический ущерб, и напротив, страны, принимающие и обеспечивающие специалистов-иммигрантов, приобретают огромный и дешёвый интеллектуальный капитал. Аналогичный процесс вывоза за границу финансового капитала называют утечка капитала.
Термин утечка мозгов был введён британским Королевским обществом для описания миграционных процессов в среде учёных и инженеров во время и после Второй мировой войны из Великобритании в страны Северной Америки. В настоящее время это явление наиболее характерно для развивающихся стран, в частности бывших европейских колоний в Африке, а также бывших социалистических стран Восточной Европы и Российской Федерации.
Утечка или экспорт мозгов из России - В период с 1990-х годов и начала 2000-х годов Россия столкнулась с масштабной "утечкой мозгов", особенно среди ученых. За этот период, по разным оценкам, страну покинуло от 40 тысяч до 80 тысяч ученых, включая профессоров. Наиболее популярными направлениями миграции были Германия, США и Израиль. В 2022 году произошел новый скачок, когда около 30% ученых, зарегистрированных в ORCID, переехали за границу.
Более детально:
• Масштабы утечки мозгов:
o В 1990-х и начале 2000-х годов из России выехало 40 тысяч профессоров, по словам президента РАН.
o Неправительственные источники указывают на отток 80 тысяч ученых только за первую половину 90-х годов.
o Общие потери бюджета от отъезда ученых оцениваются в $60 млрд.
o По данным Новой газеты Европа, около 2500 ученых порвали связи с Россией с начала войны в 2022 году.
o В 2022 году 30% ученых, зарегистрированных в ORCID, сменили место работы на зарубежное.
o В 2022-2023 годах количество ученых, уволившихся из российских организаций или сменивших место работы на иностранное, составило около 900 человек.
2* - Дауншифтинг – это, иногда,все-таки выход! Выход, который выбирает каждый из нас, определяя свой путь. Это ответ на вопрос: «Быть или не быть?» Быть на острие быта в условиях стресса и материального благополучия или тихо спуститься на площадку пониже, где спокойнее, но не так обильно материальное стимулирование.
Дауншифтинг невозможен на подводной лодке, где тесно, душно, страшно, хорошо кормят, начисляют хорошую зарплату, но нет выхода!
Дауншифтинг (англ. downshifting – нереключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-либо процесса). Этим термином иногда обозначают жизненную философию под лозунгом «жизнь ради себя» или «отказ от чужих целей».
Болезнь Дауна (Down’s Syndrom) –форма психического расстройства, одна из форм генной хромосомной патологии, которую впервые изучил и описал в 1868 году врач Джон Даун.
3* - Выступая на VII Гайдаровском форуме в январе 2016 года Герман Греф не обещал обществу каких-либо преференций, а прямо сказал, что мы проигрываем в конкурентной борьбе наиболее развитым странам. При этом он отметил, что самый страшный и большой наш безвозвратный экспорт – это не экспорт нефти и газа, а «экспорт мозгов», который надо остановить. Он констатировал, что мы проиграли в адаптации к новым реалиям современного мира и отметил, что это грозит России, как стране-дауншифтеру, технологическим порабощением и экономическими потерями.
Дауншифтинг (англ. downshifting, переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-либо процесса) — термин, обозначающий человеческую философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей». Родственен понятиям «simple living» (с англ.«простой образ жизни») и «опрощение». Люди, причисляющие себя к дауншифтерам, склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам (постоянному увеличению материального капитала, карьерному росту и т. д.), ориентируясь на «жизнь ради себя».
Считается, что термин «дауншифтинг» был впервые использован в печати американской журналисткой Сарой Бен Бреатна в статье «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е» (англ. Living in A Lower Gear: Downshifting: Redefining Success in the '90s), опубликованной в газете «The Washington Post» 31 декабря 1991 года[1]. Он стал распространённым явлением в Британии, Австралии и США.
Идеология дауншифтинга, имеющего очевидные идеологические параллели с культурой хиппи и философией нью-эйдж, и сам термин «дауншифтинг» распространились на рубеже XX—XXI веков в странах Запада, позже явление проникло в Россию[2][3][4]. В России движение в основном представлено в крупнейших мегаполисах — Москве и Санкт-Петербурге.
Дауншифтинг представляется своим последователям протестом против идеалов общества потребления, приверженность к дауншифтингу оправдывается рядом недостатков, присущих обществу потребления — главным образом, отрицанием необходимости развития человека как личности (по Марксу — 3-я степень отчуждения — «отчуждение человека от своей человеческой сущности»).
Существует и другая точка зрения на дауншифтинг, согласно которой данное явление не имеет ничего общего с достижением гармонии в жизни и душевного комфорта. Противники дауншифтинга считают стремление сделать карьеру, стать успешным и финансово независимым естественными потребностями человека, а вовсе не навязанными обществом целями, как это представляет дауншифтинг.
В своей книге «Без суеты. Как перестать спешить и начать жить» (англ. In Praise of Slowness) британский журналист Карл Оноре объединил дауншифтинг и опрощение в единое понятие — медленное движение.
В разных странах дауншифтинг приобретает различные специфические черты. Так, «бывалый дауншифтер» Александр Соколов утверждает, что в Великобритании дауншифтинг имеет экологический подтекст («употребление или выращивание органических продуктов, особое отношение к мусору и его вторичной переработке, экономия энергии»), в то время как «в Австралии фокус смещён в сторону смены жилья и места проживания». В России дауншифтинг чаще всего воспринимают как переселение в развивающуюся страну (особенно популярны Индия и Таиланд), при этом источником средств к существованию часто является сдача в аренду освобождаемой квартиры в России.
РАБОТА — ДОМ, ДОМ — РАБОТА. НЕ ЖИЗНЬ, А СПЛОШНОЙ ДЕНЬ СУРКА. ЕСЛИ У ВАС КОГДА-НИБУДЬ ВОЗНИКАЛИ ТАКИЕ МЫСЛИ, ТО, МОЖЕТ, ПОРА ПОДУМАТЬ О ДАУНШИФТИНГЕ? А ИМЕННО ПЕРЕСТАТЬ ГНАТЬСЯ ЗА НАВЯЗЫВАЕМЫМИ ЦЕННОСТЯМИ, ЗАБЫТЬ О КАРЬЕРИЗМЕ И НАЧАТЬ-ТАКИ ЖИТЬ В СВОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ. КАК ЭТО СДЕЛАЛ ОДНАЖДЫ НЕ КТО ИНОЙ, КАК ЛЕВ ТОЛСТОЙ. ПРАВДА, ТОГДА ЭТОГО СЛОВА ЕЩЕ НЕ БЫЛО В РУССКОМ ЛЕКСИКОНЕ. ЧТО Ж, ТЕПЕРЬ ОНО ЕСТЬ. ПОТОМУ ПРЕДЛАГАЕМ ЕГО ДОСКОНАЛЬНО ИЗУЧИТЬ.
Если открыть англо-русский словарь и найти там слово downshifting, первым делом увидим следующий перевод: «переключение автомобиля на более низкую передачу». Но есть у него еще одно значение — переносное — и, соответственно, еще один перевод: «замедление или ослабление какого-то процесса». Именно этот вариант дал повод для превращения «дауншифтинга» в термин, обозначающий философию простого образа жизни, жизни ради себя, отказа от чужих целей и навязываемых ценностей.
Возможно, вам приходилось встречать людей, которым изначально были или в какой-то момент стали совершенно безразличны их социальный статус и карьера, деньги и вечное стремление к накопительству? Нет, мы сейчас не о маргиналах, выпавших из обоймы общества, а о личностях вполне себе социальных, но придерживающихся иных позиций, нежели большинство. Они уходят с высокооплачиваемых работ, чтобы больше времени проводить с семьей или же заниматься действительно любимым делом, покидают мегаполисы с обилием возможностей ради маленькой деревушки рядом с лесом, где тишина, покой и никаких стрессов... Словом, стремятся сделать бытие проще и легче, жить так, как того требует душа, а не навязывает общество. Они жертвуют общепринятыми благами и взамен получают огромное внутреннее удовлетворение. Именно таких людей можно смело называть приверженцами дауншифтинга — дауншифтерами. Такое вот замедление бешеной гонки за иллюзорными радостями они решаются совершить.
Термин «дауншифтинг», как и сама идеология, получили широкое распространение с конца прошлого столетия. Прародителем явления стала культура хиппи, однако корнями оно уходит и вовсе в глубины веков, ведь всегда находились личности, которым свои собственные ценности были важнее шаблонных. Это, как мы уже говорили, русский писатель Лев Толстой, который вел образ жизни простого крестьянина; французский художник Поль Гоген, променявший карьеру успешного банкира на возможность рисовать красоты острова Таити; римский император Диоклетиан, отказавшийся от власти и посвятивший себя выращиванию капусты. Возможно, кому-то такие поступки покажутся далекими от здравого смысла, но это осознанный выбор людей, и в итоге он оправдывает себя.
Но вернемся от философии к лингвистике. Есть ли в русском языке слова, хотя бы немного схожие по смыслу с «дауншифтингом»? На ум приходят только «аскетизм», «отшельничество», «самоотречение» или «самоограничение». Но, конечно, в полной мере сути явления они не отражают, поэтому дауншифтинг, видимо, так и останется дауншифтингом.
Истинным бичом нашего времени стал высокий темп жизни. Способствовало этому многое – в первую очередь технический прогресс, позволивший намного быстрее перемещаться даже на большие расстояния, да и многое другое делать быстрее – но так или иначе, оказалось, что высокие скорости несут не одни только блага, но и проблемы: человеческая нервная система не всегда в состоянии справиться с такой скоростью потока информации! Чтобы сохранить себя, современному человеку просто необходимо «снизить скорость»…
Пожалуй, каждый из нас, почувствовав себя «затёртым между колёсами цивилизации», хотя бы раз в жизни восклицал: «Эх, бросить бы всё это – и уехать в деревню, в тайгу, в глухое место подальше от людей, от города!» Так вот, дауншифтер – это тот, кто такое желание осуществил. Кого-то привёл к такому решению нервный срыв, депрессия или другие проблемы со здоровьем (как психическим, так или физическим), вызванные «карьерной гонкой», кого-то разочарование, потеря целей – ну, есть у меня квартира, машина, загородный дом, на отдых за границей денег хватает – к чему ещё стремится? Вторая машина? А зачем?...
Но очень часто причины глубже – дауншифтинг становится своего рода жизненной философией.
Основной философский постулат дауншифтинга – отказ от «чужих целей», навязанных обществом, от ценностей «общества потребления», от вечной «гонки» по карьерной лестнице, от жизни во имя наращивания капитала, от «денежного рабства»… Дауншифтинг – это не просто «замедление» темпа жизни, это ещё и «упрощение» – в полном соответствии с древним изречением: «Самые дорогие вещи стоят совсем недорого», возвращение к жизни в согласии с окружающей средой – и самим собой. Для этого даже не обязательно уходить «в деревню, в глушь» (хотя и это тоже делается) – в ряде случаев достаточно отказаться от высокой должности, уединившись в кругу семьи, занимаясь творчеством… Ещё вариант (весьма популярный среди отечественных дауншифтеров) – уехать в какую-нибудь «экзотическую» страну – в Индию, например.
И всё же было бы ошибкой считать такое явление исключительно приметой нашего времени – и в другиех эпохах мы можем найти примеры такой жизненной позиции: римский император Диоклетиан, оставивший трон и удалившийся в своё имение, где занялся выращиванием капусты; американский писатель XIX в. Генри Д.Торо, живший в хижине натуральным хозяйством (результатом этого стала книга Уолден, или «Жизнь в лесу», французский художник П.Гоген, бросивший работу в банке ради жизни на Таити и живописи.. есть пример «дауншифтинга» и в истории нашей культуры – жизнь Льва Толстого в Ясной Поляне. А один из самых известных литературных героев, которых можно назвать дауншифтерами – это… дядя Фёдор из «Простоквашино».
Так стоит ли так поступать? Хорошо это или плохо? Наверное, однозначно ответить на этот вопрос нельзя – каждый может решить это только для себя.
Дауншифтинг (англ. downshifting) – это социальный феномен, обозначающий добровольный отказ от карьеры и материальных благ ради более спокойного образа жизни и духовного удовлетворения. Это процесс, при котором человек намеренно замедляет свой темп жизни, отказываясь от высоких доходов и карьерных амбиций в пользу более размеренного существования и личных интересов
Что такое дауншифтинг? Дауншифтинг - это процесс, когда человек отказывается от своей работы или карьерного роста ради уменьшения объема работы, более спокойной жизни или сокращения стресса. Из-за постоянного стремления к карьерному росту современный человек часто не просто загружен, а перегружен и испытывает непрекращающийся стресс.
Как живут дауншифтеры? Феномен дауншифтинга
Дауншифтер – человек, который хочет жить размеренно. Важная часть философии – отдых: организованный туризм, путешествия «дикарём», жизнь в деревне. Дауншифтер сосредоточен на общении с родными и единомышленниками. Занимается хобби, самообразованием и благотворительностью.
Что значит downshifting? Дауншифтинг — это практика сознательного упрощения своего образа жизни и снижения значимости для себя материальных вещей. Дословно downshifting переводится как «переключение на пониженную передачу» — так говорят о снижении скорости во время вождения автомобиля.
Что такое дауншифтер википедия? Даунши;фтинг (англ. downshifting, переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-либо процесса) — термин, обозначающий человеческую философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей».
Дауншифтинг и прокрастинация, хотя оба термина связаны с избеганием, имеют разную природу и мотивацию. Дауншифтинг - это осознанный выбор более спокойного и менее напряженного образа жизни, часто связанный с отказом от карьеры и материальных благ ради большего личного счастья и удовлетворения. Прокрастинация же - это откладывание важных дел на потом, часто сопровождающееся чувством вины и стрессом из-за невыполненных обязательств.
Современное общество, ориентированное на карьерный рост и увеличение потребления, всё чаще сталкивается с дауншифтингом, или профессиональным замедлением. Это добровольный отказ от погони за успехом из-за стресса, эмоционального выгорания и нехватки времени на себя.
Что такое дауншифтинг?
Кратко — это понижение рабочего и социального статуса ради личностной, эмоциональной и психологической перезагрузки.
И неважно, где эта перезагрузка будет происходить: на вилле с видом на океан, в садовом домике или в той же самой квартире, в которую вы из-за отсутствия личного времени ранее приходили только поспать. Ключевое в процессе профессионального замедления — отсутствие нескончаемого рабочего стресса и трат на поддержание соответствующей социальной позиции, возможность вдумчиво пожить в своё удовольствие и уделить внимание тому, на что раньше не было времени.
Термин «дауншифтинг», в русском языке являющийся калькой с английского downshifting, в оригинале произошёл от английского глагола downshift — переключение на пониженную передачу при управлении автомобилем для снижения его скорости.
Согласно Кембриджскому словарю, downshifting означает практику отказа от напряжённой, но хорошо оплачиваемой работы в пользу пусть не столь доходной активности, зато приносящей большее удовлетворение, не нарушающей душевного спокойствия и оставляющей время на жизнь. Соответственно, дауншифтерами называют людей, которые выбрали нематериальные ценности и отказались от построения карьеры, гонки за высокими доходами и культа потребления.
Хотя формально этот термин был впервые использован в конце 1990-х годов американской журналисткой Сарой Бен Бреатна в статье «Жизнь на пониженной передаче...», опубликованной в газете The Washington Post, проявления дауншифтинга можно найти в истории гораздо раньше. Иной по сравнению с общепринятым образ жизни вёл, в частности, древнегреческий философ Диоген Синопский, который, согласно преданию, жил в бочке, отказываясь от материальных благ. Дауншифтером можно считать Эпикура, полагавшего наслаждение жизнью высшим благом, или римского императора Диоклетиана, который последние годы своей жизни провёл в провинции в одиночестве, занимаясь сельским хозяйством в своей усадьбе, из-за чего стал примером нестяжательства.
В конце XX века игра на профессиональное понижение стала массовой. В последнее время количество её участников только в США, по некоторым оценкам, растёт на 5% в год. При этом, по данным исследований, лишь треть из них в итоге находят удовлетворение в новом образе жизни. Психологи отмечают, что количество желающих замедлить свой профессиональный рост в пользу качества жизни увеличивается и в России.
Свидетельство о публикации №125072102518