Погребальный помост
Вступление.
Как связан мир мёртвых с юдолью живых
И может-ли тот, кто ушёл вновь вернуться?
Иль всё бытье - сны, во мраке иллюзия,
Не боле, чем сказка и красочный миф?
Я слышал, что путь наш на грешной земле -
Набор отражений от солнц, лун и неба,
Страны, где сонм духов слагает легенды
О битвах, любви, древних страхах и мгле.
Той мгле, в центре коей горит яркий свет,
Костёр, что зовут Пета Ови Ханкешни. (1)
Несёт он в пасть космоса искры надежды
И жизни, которой на деле, друг, нет.
Все мы только сны Вакан-Танки - из грёз (2)
Пришёл человек, дабы в них-же и сгинуть.
Ведь вечны лишь небо и скалы в пустынях
Да смех Всеотца на тропе тусклых звёзд.
1
Был бессилен в борьбе той вичаша вакан: (3)
Искра жизни в девчонке всё гасла и гасла.
Что за хворь приключилась и что за несчастье?
Зря он пел над ребёнком и зря колдовал.
Вечер тени сгустив, в типи вполз, как змея...
Татокала металась в бреду да хрипела. (4)
А чрез миг вдруг обмякло, брат мой, её тело
И навек в мир иной винчинчала ушла. (5)
Мать с отцом утром ранним собрав иглака, (6)
К Паха Сапа свезли свою мёртвую дочку, (7)
Там оставив на крепком помосте, чтоб ночью
Духу звёзды светили в пути к облакам.
А свершив ритуал, Канги Сапа с женой (8)
Побрели в сердце прерий скорбеть об утрате
Да скитаясь принять тьму и тяжесть страданий:
Чтоб познать исцеленье, нужно чувствовать боль.
2
А под вечер в холмы тем-же самым путём
Шёл другой иглака - Мато Лута с супругой (9)
Виньян Ска, что нежданно, подняв к очам руку (10)
Прокряхтела: взгляни! - то реальность, иль сон?
Там помост, а на нём кто-то в свёртке сидит
И мне кажется, муж мой, что это не хеча. (11)
Не встречала я птиц с человеческой речью,
Ну а эта вот плачет! - не знаю, как быть.
Что-ж, давай-ка посмотрим, что там за кулёк,
Вряд-ли то ванаги - больно мал да болезен. (12)
Может умер ребёнок и к жизни воскреснув,
Он в смятенье и в страхе на помощь зовёт?
Вот так снова пришла Татокала в наш мир,
Побывав в царстве духов, злой тьмы и забвенья,
Встретив смерть, обошедшую плоть чёрным тлением,
Только всё, что знал в прошлом, ребёнок забыл.
3
Шесть, иль семь дней в бреду полыхало дитя,
А очнувшись поведала то, что с ней было:
Среди ночи явился вдруг канги и крикнул -
Ты уйдёшь в царство духов, но чуть погодя!
Знай, под вечер тебя встретят двое людей
И с тех пор ты для них станешь дочкой родною.
Вакан-Танка решил дать рожденье второе -
Путь в мир света, не тропку в долину теней.
После, свёрток он стянутый клювом раскрыл
Да сказал - не лежи, сядь у края помоста,
А иначе заснёшь и найдут только кости
Те, кто должен прогнать смерти огненный пыл.
Вместе с памятью имя исчезло, как дым,
Растворившись навек в тёмных рощах забвенья,
Где мерцают во мгле душ ушедших созвездья...
Муж с женою назвали её - Пте Сан Вин. (13)
4
Ну, а время летело, как ветер в горах
И дитя превратилось в прекрасную деву.
Только замуж её брать, увы, не хотели,
Ведь в людей она трепет вселяла и страх.
Могла видеть миры, где никто не бывал,
Ведать всё, что ушло и должно приключиться.
Вещь найти и читать в обезумевших лицах,
Отыскать человека, коль тот вдруг пропал.
Для мниконжу Пте Сан Вин являлась вакан,
Слух о силах её нёсся в мир ураганом
И вот как-то пришли к их деревне хункпапа,
Близ Чанкпе Опи Вакпала свой разбив стан. (14)
Там её и узрел брат родного отца,
Когда шла за водой Пте Сан Вин утром ранним
И вернувшись в селенье сказал - Канги Сапа,
Видел дочь я твою - но без смерти венца.
5
Канги Сапа ответил - ты витко чумной! (15)
Из долины теней нет дороги в свет жизни.
Татокала мертва - но я жажду увидеть
Эту виньян вакан и пойду к ней с женой. (16)
Молвив так, он надел самый лучший наряд
И с супругой отправился в лагерь мниконжу.
Ну, а дальше на сказку всё было похоже:
Дочь пред ними стояла - ни дать и не взять!
Мато Лута с Виньян Ска не стали им лгать:
Обрели мы дитя на руках Паха Сапа
И хоть вы ей родные - она не собака,
С кем остаться навеки - лишь деве решать.
День продумав да ночь, к людям вышла она:
Раз живу я вторую жизнь - буду жить ею.
Вы ко мне приезжайте - уйти не посмею,
Две семьи у меня - как у птиц два крыла!
6
А чрез время она, не дожив до седин
Умерла в резервации на Шайен-Ривер.
Но пред тем предсказав Круга Жизни погибель,
Как и то, что весь мир, увы, станет другим.
Как васичу загадят места их молитв, (17)
Осквернят Паха Сапа и земли и скалы.
Геноцид у ручья Чанкпе Опи Вакпала
Да чреду безуспешных, но яростных битв.
Все родные Пте Сан Вин давно в царстве снов,
Ей-же не довелось познать свет материнства.
Видно первая смерть плоть навек отравила,
Тёмный яд влив во свежую чистую кровь.
Теперь мало кто помнит о виньян вакан,
Впрочем, как и другие легенды и сказки.
Ведь исчез Чанку-Ша - путь васичу остался, (18)
А на нём только пьянство, порок и обман.
Заключение.
Как связан мир мёртвых с юдолью живых
И может-ли тот, кто ушёл вновь вернуться?
Пте Сан Вин плыла вверх по тёмному руслу,
Хоть это похоже на байку, иль миф.
Я думаю, путь наш на грешной земле -
Набор отражений от солнц, лун и неба.
Реальность иная - быль, влитая в небыль,
Реликтовый свет откровений во мгле.
Той мгле, в центре коей в кольце из планет
Пылает костёр - Пета Ови Ханкешни.
Несёт он в пасть космоса искры надежды
И жизни, которой на деле, друг, нет.
Ведь мы только сны Вакан-Танки - из грёз
Пришёл человек, дабы в них-же и сгинуть.
Суть вечны лишь небо и скалы в пустынях
Да смех Всеотца на тропе тусклых звёзд.
18.07.2025. - 19.07.2025.
Краткие пояснения.
1) Пета Ови Ханкешни - Огонь Вечной Жизни.
2) Вакан-Танка - Великая Тайна.
3) Вичаша вакан - святой человек.
4) Татокала - Антилопа.
5) Винчинчала - девочка.
6) Иглака - семейное снаряжение в пути.
7) Паха Сапа - Чёрные Холмы.
8) Канги Сапа - Чёрный Ворон.
9) Мато Лута - Красный Медведь.
10) Виньян Ска - Белая Женщина.
11) Хеча - канюк.
12) Ванаги - дух, призрак.
13) Пте Сан Вин - Женщина Белый Бизонёнок.
14) Чанкпе Опи Вакпала - ручей Раненое Колено.
15) Витко - сумасшедший.
16) Виньян вакан - святая женщина.
17) Васичу - белый человек.
18) Чанку-Ша - Красный Путь.
Свидетельство о публикации №125072006543