Погребальный помост

(легенда индейцев племени лакота)

Вступление.

Как связан мир мёртвых с юдолью живых
И может-ли тот, кто ушёл вновь вернуться?
Иль всё бытие суть есть только иллюзия -
Не боле, чем сказка и красочный миф?
Я слышал, что путь наш на грешной земле -
Набор отражений от солнц, лун и неба,
Страны, где сонм духов слагает легенды
О битвах, любви, древних страхах и мгле.
Той мгле, в центре коей горит яркий свет,
Костёр, что зовут Пета Ови Ханкешни. (1)
Несёт он в пасть космоса искры надежды
И жизни, которой на деле, друг, нет.
Все мы только сны Вакан-Танки (2) - из грёз
Пришёл человек, дабы в них-же и сгинуть.
Ведь вечны лишь небо и скалы в пустынях
Да смех Всеотца на тропе тусклых звёзд.

1

Был бессилен в борьбе той вичаша вакан: (3)
Искра жизни в девчонке всё гасла и гасла.
Что за хворь приключилась с ней, что за несчастье?
Зря он пел над ребёнком и зря колдовал.
Вечер тени сгустив, в типи вполз, как змея...
Татокала (4) металась в бреду да хрипела.
А чрез миг вдруг обмякло, брат мой, её тело
И навек в мир иной винчинчала (5) ушла.
Мать с отцом утром ранним собрав иглака, (6)
К Паха Сапа (7) свезли свою мёртвую дочку,
Там оставив на крепком помосте, чтоб ночью
Луна духу светила в пути к облакам.
Свершив сей ритуал, Канги Сапа (8) с женой
Побрели в сердце прерий скорбеть об утрате
Да скитаясь принять тьму и тяжесть страданий:
Чтоб познать исцеление, нужно чувствовать боль.

2

А под вечер в холмы тем-же самым путём
Шёл другой иглака - Мато Лута (9) с супругой
Виньян Ска, (10) что вдруг встала, подняв к очам руку
И сказала: взгляни! то реальность, иль сон?
Там помост, а на нём кто-то в свёртке сидит
И мне кажется, муж мой, что это не хеча. (11)
Не встречала я птиц с человеческой речью,
Ну а эта вот плачет, по-лакотски кричит.
Что-ж, давай-ка посмотрим, что там за кулёк,
Вряд-ли то ванаги (12) - больно мал да болезен.
Может умер ребёнок и к жизни воскреснув,
Он в смятенье и в страхе на помощь зовёт.
Вот так снова пришла Татокала в наш мир,
Побывав в царстве духов, злой тьмы и забвения,
Встретив смерть, что не тронула плоть чёрным тлением,
Только всё, что знал в прошлом, ребёнок забыл.

3

Шесть, иль семь дней в бреду полыхало дитя,
А очнувшись поведала то, что с ней было:
Среди ночи явился вдруг канги и крикнул -
Ты уйдёшь в юдоль духов, но чуть погодя!
Знай, под вечер тебя встретят двое людей
И с тех пор ты для них станешь дочкой родною.
Вакан-Танка решил дать рождение второе -
Путь в мир света, не тропку в долину теней.
После, свёрток он стянутый клювом раскрыл
Да сказал - не лежи, сядь у края помоста,
А иначе заснёшь и найдут только кости
Те, кто должен тебя от лап смерти спасти.
Вместе с памятью имя исчезло, как дым,
Растворившись навек в тёмных рощах забвения,
Где мерцают во мгле душ ушедших созвездия...
Муж с женою назвали её - Пте Сан Вин. (13)

4

Ну, а время летело, как ветер в горах
И дитя превратилось в прекрасную деву.
Только замуж её брать, увы, не хотели,
Ведь в людей она трепет вселяла и страх.
Могла видеть миры, где никто не бывал,
Знать о том, что должно в жизни скоро случиться.
Вещь найти, иль коня, смерть читать в чужих лицах,
Отыскать человека, коль тот вдруг пропал.
Для мниконжу Пте Сан Вин являлась вакан,
Слух о силах её нёсся в мир ураганом
И вот как-то пришли к их деревне хункпапа,
Близ Чанкпе Опи Вакпала (14) свой разбив стан.
Там её и узрел брат родного отца,
Когда шла за водой Пте Сан Вин утром ранним
И вернувшись в селенье сказал - Канги Сапа,
Видел дочь я твою, что покой обрела.

5

Канги Сапа ответил - ты витко, (15) брат мой,
Из долины теней нет дороги в свет жизни.
Татокала мертва, но я жажду увидеть
Эту виньян вакан (16) и пойду к ней с женой.
Молвив так, он надел самый лучший наряд
И с супругой отправился в лагерь мниконжу.
Ну, а дальше на сказку всё было похоже:
Дочь пред ними стояла - ни дать и не взять!
Мато Лута с Виньян Ска признались - мол, да,
Ребёнком нашли мы её в Паха Сапа
И хоть вы родные и папа и мама,
С кем жить Пте Сан Вин лишь одной выбирать.
День продумав да ночь, рассудила она:
Раз живу я вторую жизнь, буду жить ею.
Навещайте почаще - уйти не посмею,
Две семьи у меня - и так будет всегда!

6

А чрез время она, не дожив до седин
Умерла в резервации на Шайен-Ривер.
Но пред тем предсказав Круга Жизни погибель,
Как и то, что весь мир, увы, станет другим.
Как васичу (17) загадят места их молитв,
Осквернят Паха Сапа и земли и скалы.
Геноцид у ручья Чанкпе Опи Вакпала
Да чреду безуспешных, но яростных битв.
Все родные Пте Сан Вин давно в царстве снов,
Ей-же не довелось познать свет материнства.
Видно первая смерть плоть навек отравила,
Тёмный яд влив во свежую чистую кровь.
Теперь мало кто помнит о виньян вакан,
Впрочем, как и другие легенды и сказки.
Ведь исчез Чанку-Ша, (18) лишь путь белых остался,
А на нём только пьянство, порок и обман.

Заключение.

Как связан мир мёртвых с юдолью живых
И может-ли тот, кто ушёл вновь вернуться?
Пте Сан Вин смогла от забвенья очнуться,
Хоть это похоже на байку, иль миф.
Я думаю, путь наш на грешной земле -
Набор отражений от солнц, лун и неба.
Что там есть реальность - быль, влитая в небыль,
Реликтовый свет откровений во мгле.
Той мгле, в центре коей в кольце из планет
Пылает костёр - Пета Ови Ханкешни.
Несёт он в пасть космоса искры надежды
И жизни, которой на деле, друг, нет.
Ведь мы только сны Вакан-Танки - из грёз
Пришёл человек, дабы в них-же и сгинуть.
Суть вечны лишь небо и скалы в пустынях
Да смех Всеотца на тропе тусклых звёзд.
18.07.2025. - 19.07.2025.

Краткие пояснения.

1) Пета Ови Ханкешни - Огонь Вечной Жизни.
2) Вакан-Танка - Великая Тайна.
3) Вичаша вакан - святой человек.
4) Татокала - Антилопа.
5) Винчинчала - девочка.
6) Иглака - семейное снаряжение в пути.
7) Паха Сапа - Чёрные Холмы.
8) Канги Сапа - Чёрный Ворон.
9) Мато Лута - Красный Медведь.
10) Виньян Ска - Белая Женщина.
11) Хеча - канюк.
12) Ванаги - дух, призрак.
13) Пте Сан Вин - Женщина Белый Бизонёнок.
14) Чанкпе Опи Вакпала - ручей Раненое Колено.
15) Витко - сумасшедший.
16) Виньян вакан - святая женщина.
17) Васичу - белый человек.
18) Чанку-Ша - Красный Путь.


Рецензии