Кибербуллинг

 Представляет собой серьезные угрозы для психологического здоровья и социального формирования личности подрастающего поколения.
 Кроме того, кибербуллинг проявляется в разных видах и формах в социальных сетях, и тем самым является виртуальной агрессией среди молодых пользователей социальных сетей.

В 2019 году более половины всего населения Земли пользовались
интернетом. Крупнейшую часть пользователей интернета составляют люди в
возрасте моложе 44 лет, при этом объемы использования в возрастных группах
16–24 года и 35–44 года одинаковы. На глобальном уровне каждый третий
пользователь интернета является ребенком (0–18 лет), и по оценкам ЮНИСЕФ
71 процент молодых людей уже находятся в онлайновой среде.

В 2019 году дети в возрасте от 3 до 13 лет составляли 90% жертв,фигурирующих в онлайн-материалах о сексуальном насилии в отношении несовершеннолетних.
В 2020 году этот показатель составил 76%, отражая
увеличение числа жертв в возрасте от 14 до 17 лет с 8% в 2019 году до 22% в
2020 году.
Буллинг – проявление психологического насилия, направленное на то,
чтобы сознательно доставить человеку дискомфорт и страдания, вызвать у него
страх и подчинить с его помощью себе. Такое насилие носит длительный и
систематический характер, и в случае детей от 7 до 18 лет, осуществляется в
адрес личностей, по причине возраста и незрелости неспособных защитить
себя.

Впервые определение понятию кибербуллинга дал Билл Бэлси (BilBelsey).
 По его мнению, кибербуллинг – это использование информационных
и коммуникационных технологий, например, электронной почты, мобильного
телефона, личных интернет-сайтов, для намеренного, неоднократного
и враждебного поведения лица или группы, направленного на оскорбление
других людей.
Кибербуллинг — это запугивание (буллинг) с использованием цифровых технологий.
 
Это может происходить в социальных сетях,платформах обмена сообщениями, игровых платформах и мобильных телефонах.
 Это повторяющееся поведение, направленное на то, чтобы напугать,
разозлить или опозорить тех, кого преследуют.
 Примеры включают в себя:
распространение ложной информации или постов со смущающими
фотографиями кого-либо в социальных сетях отправка вредных сообщений или угроз через платформы обмена сообщениями
выдавать себя за кого-то и посылать подлые сообщения другим от их имени.

Открытый буллинг и кибербуллинг часто могут происходить одновременно.

 Но кибербуллинг оставляет за собой цифровой след - запись,
которая может оказаться полезной и предоставить доказательства, которые
помогут остановить издевательство.
Особенность кибербуллинга в том, что он возникает в пространстве,
которое по определению небезопасно.

В школе за поведением ребенка следят учителя, дома – родители. Проявления травли в такой среде обычно заметны
(хотя к ней не всегда относятся серьезно). О том, как учителю распознать и
предотвратить буллинг в школе, мы уже писали. Но в сети ребенок в
значительной степени предоставлен сам себе. Поэтому так важно, чтобы он
осознавал угрозы и думал о безопасности.
Дети часто стараются молчать, если сталкиваются с преследованием в
интернете. Судя по исследованиям, более половины родителей уверены, что их
ребенок никогда не встречался с такими ситуациями (61%). Еще одна причина в
том, что детям трудно заранее распознать ситуации травли в сети, отличить их
от обычного общения или безобидного интереса.
Буллинг в интернете существует во множестве форм. Здесь мы
расскажем об основных. Этот список можно распечатать и вывесить в классе –
или переслать ученикам. Важно донести до них мысль: травля – это опасная
ситуация.


На сегодняшний день существует подробная классификация видов
кибербуллинга:
– флейминг – «спор ради спора», процесс обмена сообщениями в местах
многопользовательского сетевого общения (чаты, интернет-форумы,
социальные сети и др.);
– троллинг – размещение провокационных сообщений, комментариев
с целью подведения человека к реакции и развития конфликта (издевательства);
– клевета – распространение заведомо ложной информации, сведений
о человеке, порочащих его репутацию;
– киберсталкинг – преследование или домогательство с помощью
интернета (при нем ребенку постоянно присылают личные сообщения:
угрожают, оскорбляют, высмеивают, ведут с ним психологические игры –
например, задают вопросы и подлавливают на «неправильных» или «глупых»
ответах);
– секстинг – пересылка или распространение фотографий, или видео
интимного характера;
– гриферство – нанесение морального или материального ущерба
в видеоиграх; – раскрытие секретов – обнародование личной информации
о человеке в интернете;
– кетфишинг – воссоздание профиля жертвы, при помощи воровства его
фотографий и личных данных, размещения с его страницы неблагоприятного
контента (в отличие фрейпинга, этот вид буллинга в интернете не требует
сложных манипуляций – для этого достаточно иметь минимум доступной
информации. Сложность борьбы с кетфишингом в том, что его не всегда можно
вовремя отследить);
– диссинг – передача или публикация порочащей информации о жертве
в режиме онлайн (в отличие от аутинга, диссинг – это распространение
информации, которая может опорочить человека. В оффлайне диссинг обычно
существует в форме сплетен и слухов. При травле в соцсетях к нему
добавляется создание «фотожаб», оскорбительных мемов, сфабрикованных
текстов сообщений, скриншотов с недостоверной информацией);
– фрейпинг – получение обидчиком контроля над чужой учетной записью
и рассылка с профиля нежелательного контента от имени жертвы;
- бойкот - эта форма кибербуллинга проявляется в том, что жертву
исключают из всех кругов общения в интернете.
- аутинг – это публикация личной информации человека без его согласия.
Причем к травле относится именно целенаправленная публикация такой
информации с целью его унизить или шантажировать.


Кибербуллинг может отличаться от обычного буллинга анонимностью.
Как показывают исследования, “кибер-жертвы” в большинстве случаев не
знают, кто агрессор7.
Кроме анонимности, основные особенности кибербуллинга:
; Травля может длиться 24 часа в сутки, что возможно благодаря
постоянной подключенности детей к соцсетям и электронным носителям;
; причиной может стать любой повод, достаточно чем-то выделяться;
; ребенок часто скрывает факт травли по разным причинам: стесняется, не
может перенести шока, под влиянием противоречивых эмоций, при том, что
интенсивно их испытывает. Хотя нам кажется, что мы, родители, рядом,
ребенок как будто может получить помощь – и не получает ее;
; агрессором могут выступить как знакомые, так и незнакомые люди;
По логике психологов-исследователей, безнаказанность и часто
невозможность деанонимизировать нападающего позволяет агрессору
чувствовать себя менее уязвимыми и менее ответственными8;
; кибербуллинг происходит вне независимо от того, где физически
находится ребенок. У жертв оффлайн-буллинга в школе может быть поддержка
от учителей, в то время как жертвы буллинга в виртуальной среде имеют ее
далеко не всегда.
Последствия кибербулинга очень разнятся и степень их серьезности
значительно отличается. Кибербуллинг может привести к:
- росту уровня тревоги
- стрессу
-нарушению сна
- психосоматическим расстройствам
- снижению академической успеваемости и прогулам
- снижению самооценки
- депрессии.
Недоброжелатели у каждого человека есть и в обычной жизни, но когда
вашу жизнь могут наблюдать 5-10 человек, и когда вы каждый день находитесь
под наблюдением и влиянием от 10 до 1000 (в соцсетях) и более 10 000 людей
(в блогах, в зависимости от количества подписчиков), давление сильно растет.


Как защититься от кибербуллинга?
Не выкладывать личные данные:
Адреса, фотографии, телефоны, почты и тем более - пароли от почт или
личных кабинетов.

Не общаться с незнакомцами:
По данным ежегодного опроса «Лаборатории Касперского», 70% детей
принимают заявки в “друзья” от незнакомых людей, более 30% встречались с
ними в онлайне. Расскажите им, чем это может грозить. Что такие взрослые
могут казаться добрыми, а на самом деле входить в доверие с целью грабежа их
дома, насилия, киднеппинга.
Не высказываться негативно о других в виртуальной среде:

Научите уважать приватность других людей, не разжигать и
не участвовать в конфликтах. Объясните, что передавать стоит только
проверенную информацию, а общаться и верить в приоритете всегда
собеседнику в оффлайне.
Игнорировать агрессию и угрозы:
Главный принцип защиты: при первых признаках агрессии (требования,
угрозы, шантаж) заканчивать разговор. Не реагировать на попытки буллера
возобновить его. Если домогательства повторяются, нужно заблокировать
агрессора и сообщить об этом факте взрослым.


Читать просветительские статьи, а также использовать
специальные приложения для защиты.
Например, Kasperskу Safe Kids позволяет понять, какие сайты
просматривает ваш ребенок, настроить доступ к безопасным сайтам и
ограничить времяпровождение в соцсетях и сайтах с агрессивной средой.


Люди, которые являются жертвами любых форм насилия, включая
травлю и запугивание, а также интернет-травлю, имеют право на правосудие и
привлечение к ответственности правонарушителя. Законы, направленные на
привлечение к судебной ответственности за травлю и издевательства, особенно
за интернет-травлю, являются относительно новыми и до сих пор не приняты
во всех странах.


КИБЕРБУЛЛИНГ СРЕДИ ДЕТЕЙ: ПОНЯТИЕ, СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

    Тиркашева, Гулрух Мухаммадиевна


1. Конвенция защиты прав человека от 1950 года, электронный
ресурс http://hrlibrary.umn.edu/russian/euro/Rz17euroco.html


Серии европейских договоров - № 185
Конвенцию о компьютерных преступлениях
Будапешт, 23 ноября 2001 года-https://rm.coe.int/1680081580


Рецензии