Все люди рождаются равными
Александра Григорьевна Муравьева (Чернышёва) - последовавшая за своим мужем-декабристом в Сибирь, вышла замуж в 18 лет. Её избраннику - Никите Михайловичу к тому времени исполнилось 27 лет. Семьи новобрачных были одними из богатейших семей Российской Империи. И все предвещало счастливый и долгий брак.
Однако, Никита Муравьев, как известно, являлся одним из основоположников тайного общества. Его перу принадлежит первая конституция России. Это про неё потом будет пущена в народ байка, что солдаты на Сенатской 14.12.1825 года кричали "Да здравствует, Император Константин и жена его Конституция!"
Никита Михайлович явно был одарен сверх меры различными талантами. Представить, что юноша в 17 лет (1812 г.) получил степень кандидата физико-математических наук. А поскольку шла война - прапорщиком зачислился в действующую армию. Отличился в сражениях при Дрездене, Лейпциге и осаде Гамбурга.
В июне 1815 года в свите офицеров Генерального штаба прибыл в Париж. Здесь Муравьёв познакомился с Бенжаменом Констаном, Анри Грегуаром, аббатом Сиверсом.
Перу Бенжамина Констана среди прочего принадлежит проект французской конституции времен Наполеона и такой роман как "Красная тетрадь", не замеченный в отличие от "Адольфа" российскими литераторами (Пушкин, Вяземкий и пр.).
Тема романа - красной линией: история политеизма.
Как оценил своё произведение сам автор?
"Тогда у меня не было знаний, необходимых, чтобы написать четыре разумные строки на эту тему. Вскормленный принципами философии XVIII века, и особенно трудами Гельвеция, я думал только о том, чтобы внести свой вклад в разрушение того, что я называл предрассудками. Я ухватился за утверждение автора «Духа», утверждавшего, что языческая религия гораздо предпочтительнее христианства; и мне захотелось подкрепить это утверждение, которое я не изучал и не анализировал, несколькими случайными фактами и множеством эпиграмм и декламаций, которые я считал новыми.
Если бы я был менее ленив и меньше поддавался всем этим волнующим меня впечатлениям, я, возможно, за два года закончил бы очень плохую книгу, которая создала бы мне небольшую, эфемерную репутацию, которой я был бы вполне доволен. Однажды поддавшись самолюбованию, я уже не мог изменить своего мнения: и первый же парадокс, принятый таким образом, сковал бы меня на всю жизнь."
Второй неординарный вдохновитель Никиты Муравьева Анри Грегуар - Аббат Грегори (игумен Григорий) - разработчик Гражданской конституции духовенства (именно идеи этой конституции, перешедшие в Конституцию Муравьева так взбудоражили русское духовенство, входившее в Высший Уголовный Суд над декабристами). Вторым документом, над которым работал Грегори, являлась разработка Декларации прав человека и гражданина. В частности он признан автором формулировки статьи 1: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Социальные различия могут основываться только на общей пользе» (более всего напоминает речь Мартина Лютера Кинга через 150 лет после).
Третий - Бальтазар Франсуа Сиверс - аббат Сиверс, имевший позицию: сохранение конституционной монархии во Франции и ограничение власти короля. Католический священник, не всегда выступавший в поддержку иерархов церкви и стремившийся защитить интересы Франции и предотвратить ее расчленение.
Свидетельство о публикации №125071906958