Рассказ о Петере, пошедшем за сигаретами
…В интернете появилась информация о сдаче в аренду неплохой квартиры – в хорошем месте, ещё не старом частном доме, в удобном районе города. Общение с владельцем жилья происходило по телефону: он сказал, что кандидатура моей родственницы его устраивает, но окончательное решение примет одна из жиличек дома, которой он полностью доверяет.
Такой поворот дела не был чем-то новым: в Германии это происходит часто, когда решение принимает не хозяин, а его представитель. И вот, в назначенный день моя родственница (для краткости назову её Ириной), приехала на просмотр. Походив вокруг и убедившись, что описание в Интернете соответствует действительности (тихая улица, недалеко торговый центр, есть удобная парковка и небольшой сад перед домом), Ирина вошла во двор. Тут же появилась пожилая дама (по всему, она уже давно исподтишка наблюдала из окна своей квартиры за гостьей). Завязалась беседа, обычная в таких случаях:
-Наверное, вы хотите посмотреть комнаты?
Получив утвердительный ответ, она повела Ирину в дом. Квартира оказалась хорошей – светлые комнаты, большая кухня, отдельный вход и главное, что очень понравилось Ирине – она могла пользоваться кусочком сада перед окнами квартиры. Потом пошли в подвал – он тоже был в полном порядке и там можно было установить свою стиральную машину. Всё, о чём мечтала Ирина, могло стать реальностью. Они вернулись во двор, и пожилая дама перешла к официальной части разговора: её интересовал состав семьи Ирины, где работает и сколько зарабатывает. По всему было видно, что ответы Ирины её устраивают. Внезапно дама поинтересовалась, откуда у Ирины акцент.
-Вы из Польши? – у вас польский выговор.
-Нет, из Киева. Это столица Украины, - ответила Ирина.
…С таким она сталкивалась не раз – даже её коллеги при слове «Киев» переспрашивали «это Вайсрусланд?» (по-нашему – Белоруссия). Поэтому ей всегда приходилось пояснять, только после этого собеседники начинали понимать, где находится такой город. И в этот раз, видя недоумение пожилой дамы, Ирина произнесла:
-Киев, это город в России.
Объяснять, что это Украина, было бесполезно – до сегодняшней войны мало кто интересовался в Германии такими неважными, на их взгляд, географическими деталями.
В этот момент на пороге возник благообразный немецкий дедушка. При последних словах Ирины он «сделал стойку».
-Руссланд?» - переспросил он.
Получив утвердительный ответ, он изменился в лице.
-Сталинград!? Сталинград!? - повторил он, подойдя ближе.
И, не дожидаясь ответа, затараторил:
-Петер, мой бедный Петер. Он не сделал ничего плохого. Он просто пошёл за сигаретами. И его убил русский снайпер!
...Что-то объяснять было бесполезно. Жена старика делала попытки его успокоить, но всё было напрасно. Тот твердил в припадке истерики:
-Петер… Он пошёл за сигаретами, а его убил русский! Мой бедный Петер, он ведь ничего плохого не сделал!
…Конечно, сделка не состоялась. И позже, при множестве других подобных попыток, никто из владельцев не обходил вниманием тот факт, что Ирина и её дети были, на их взгляд, «русскими».
В последнее время, когда Германия полнится беженцами из Украины, всё чаще я узнаю подобные истории – немцы, в самом начале исхода украинцев из своей страны, приветливо встречавшие их, теперь относятся к украинцам в лучшем случае настороженно. А тогда, когда Ирина рассказала мне историю о Петере, погибшем в Сталинграда, я спросил:
-Ира, а ты не поинтересовалась у немецкого дедушки, что его Петер делал тогда в Сталинграде? Он что, был туристом? Или это не он, или такие, как он, убивали русских – солдат, их матерей, жён и детей?
…Ирина промолчала, только выразительно посмотрела на меня. И я понял, что вопрос упал в пустоту. Хотя ответ на него очевиден и сегодня. Но, только для нас, а не для старика, потерявшего в Сталинграде Петера, который «просто пошёл за сигаретами».
19.07.2025
Свидетельство о публикации №125071906473
Позиция автора ясна, и я с ней солидарна. Задел рассказ за живое.
У меня вызывает, мягко говоря, удивление даже не столько реакция старика, а то, что мадам не ответила как положено. Вопросы не просто напрашиваются, а рвутся наружу. Мне сразу же вспомнилась одна из любимых песен Высоцкого. Вы наверняка её знаете. Несколько слов напомню.
...Что вам надо в стране, где никто вас не ждёт?
Что ответите будущим вдовам?..
Так послушай солдат! Не ходи убивать!
Будешь кровью богат, будешь локти кусать!
За развалины школ, за сиротский приют
Вам осиновый кол меж лопаток вобьют...
Неизвестно, получишь ли рыцарский крест,
Но другой, на могилу над Волгой, готов...
Нина Колосова 07.11.2025 08:56 Заявить о нарушении
Если удастся, советую послушать. Теперь о даме - есть моменты, когда убеждать кого-то бесполезно. Старик во время войны потерял близкого человека, возможно - брата. Его горе можно понять, тем более, что большинство современных немцев придерживаются того мнения, что солдаты вермахта "просто выполняли приказы начальников". Таким образом, они снимают с себя вину за злодеяния в России во время войны. В мире многое изменилось с момента развала СССР. Что-то понимают ещё те немцы, которые из бывшей ГДР, а западные настроены враждебно по отношению ко всему русскому. Тех дедочков уже нет, а нынешние плохо знают Историю. Рад был с вами пообщаться, заходите почаще.
Юрий Берг 07.11.2025 11:33 Заявить о нарушении
