Рассказ о Петере, пошедшем за сигаретами

Эта история произошла много лет назад, и я не был её свидетелем, поэтому пишу, соединяя обрывки чужих воспоминаний. Её мне рассказала родственница, долго и безуспешно пытавшаяся найти место для проживания, которое она себе придумала. Я хорошо её понимаю – это нормально, когда человек хочет жить спокойной и комфортной жизнью, тем более, если у него есть хорошая работа и он может позволить себе снимать не самое плохое жильё. Но, ей не везло, и причины множества отказов владельцев квартир были самыми разными. Хороший немецкий и полученное вскоре гражданство ФРГ не давали какое-то преимущество перед другими соискателями жилья. И вот, произошёл случай, который я постараюсь описать «близко к тексту».
…В интернете появилась информация о сдаче в аренду неплохой квартиры – в хорошем месте, ещё не старом частном доме, в удобном районе города.  Общение с владельцем жилья происходило по телефону: он сказал, что кандидатура моей родственницы его устраивает, но окончательное решение примет одна из жиличек дома, которой он полностью доверяет.
Такой поворот дела не был чем-то новым: в Германии это происходит часто, когда решение принимает не хозяин, а его представитель. И вот, в назначенный день моя родственница (для краткости назову её Ириной), приехала на просмотр. Походив вокруг и убедившись, что описание в Интернете соответствует действительности (тихая улица, недалеко торговый центр, есть удобная парковка и небольшой сад перед домом), Ирина вошла во двор. Тут же появилась пожилая дама (по всему, она уже давно исподтишка наблюдала из окна своей квартиры за гостьей). Завязалась беседа, обычная в таких случаях:
-Наверное, вы хотите посмотреть комнаты?
Получив утвердительный ответ, она повела Ирину в дом. Квартира оказалась хорошей – светлые комнаты, большая кухня, отдельный вход и главное, что очень понравилось Ирине – она могла пользоваться кусочком сада перед окнами квартиры. Потом пошли в подвал – он тоже был в полном порядке и там можно было установить свою стиральную машину. Всё, о чём мечтала Ирина, могло стать реальностью. Они вернулись во двор, и пожилая дама перешла к официальной части разговора: её интересовал состав семьи Ирины, где работает и сколько зарабатывает. По всему было видно, что ответы Ирины её устраивают. Внезапно дама поинтересовалась, откуда у Ирины акцент.
-Вы из Польши? – у вас польский выговор.
-Нет, из Киева. Это столица Украины, - ответила Ирина.
…С таким она сталкивалась не раз – даже её коллеги при слове «Киев» переспрашивали «это Вайсрусланд?» (по-нашему – Белоруссия). Поэтому ей всегда приходилось пояснять, только после этого собеседники начинали понимать, где находится такой город. И в этот раз, видя недоумение пожилой дамы, Ирина произнесла:
-Киев, это город в России.
Объяснять, что это Украина, было бесполезно – до сегодняшней войны мало кто интересовался в Германии такими неважными, на их взгляд, географическими деталями. 
В этот момент на пороге возник благообразный немецкий дедушка. При последних словах Ирины он «сделал стойку».
-Руссланд?» - переспросил он.
Получив утвердительный ответ, он изменился в лице.
-Сталинград!? Сталинград!? - повторил он, подойдя ближе.
И, не дожидаясь ответа, затараторил:
-Петер, мой бедный Петер. Он не сделал ничего плохого. Он просто пошёл за сигаретами. И его убил русский снайпер!
...Что-то объяснять было бесполезно. Жена старика делала попытки его успокоить, но всё было напрасно. Тот твердил в припадке истерики:
-Петер… Он пошёл за сигаретами, а его убил русский! Мой бедный Петер, он ведь ничего плохого не сделал!
…Конечно, сделка не состоялась. И позже, при множестве других подобных попыток, никто из владельцев не обходил вниманием тот факт, что Ирина и её дети были, на их взгляд, «русскими».
В последнее время, когда Германия полнится беженцами из Украины, всё чаще я узнаю подобные истории – немцы, в самом начале исхода украинцев из своей страны, приветливо встречавшие их, теперь относятся к украинцам в лучшем случае настороженно. А тогда, когда Ирина рассказала мне историю о Петере, погибшем в Сталинграда, я спросил:
-Ира, а ты не поинтересовалась у немецкого дедушки, что его Петер делал тогда в Сталинграде? Он что, был туристом? Или это не он, или такие, как он, убивали русских – солдат, их матерей, жён и детей?
…Ирина промолчала, только выразительно посмотрела на меня. И я понял, что вопрос упал в пустоту. Хотя ответ на него очевиден и сегодня. Но, только для нас, а не для старика, потерявшего в Сталинграде Петера, который «просто пошёл за сигаретами».

19.07.2025


Рецензии