Манипуляция сознанием не ведёт к однозначному изме

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ И МАНИПУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЕМ:
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ;
Авдеенко Евгения Викторовна
Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия


Манипуляция сознанием не ведёт к однозначному изменению поведения.



Для эффективной манипуляции поведением необходимо вовлечение в тренинговый процесс, который сформирует новые перцептивные схемы и поведенческие паттерны. Вовлечение индивида в деятельность по новым схемам вызывает сопротивление в связи с потребностью сохранения энергии и нежеланием тратить ресурсы на освоение нового.
 Два пути такого вовлечения,создающего благоприятные условия для социальной манипуляции.
Первый мягкий – «маркетинговый соблазн».
 Второй – разрушение или дискредитация в сознании устоявшихся поведенческих паттернов и перцептивных схем. Это происходит в результате изменения социальных
условий. Образ жизни, сформированный в определённых социальных условиях, детерминирует и сознание, и поведение человека.
Изменение общественных отношений и социального устройства меняет образ жизни и является необходимым условием изменения ментальной и поведенческой деятельности, которые, в свою очередь, обеспечивают возможность манипуляции социальным поведением


В современной социогуманитарной литературе накоплен большой объём знаний
о манипуляции сознанием.


 Существует
иллюзия, что изменение сознания – есть ключ к изменению поведения. В настоящей
статье мы хотели бы рассмотреть взаимосвязь этих процессов, какие социальные и ан-
тропогенетические обстоятельства и как влияют на формирование определённого со-
циального поведения. На примере маркетинговых манипуляций: продавцу не важно,
выпил ли покупатель его сок, так как это индивидуальное поведение, не важно, думает ли он о нём хорошо, так как это ментальное поведение, но важно, купил ли он его,а это уже социальное поведение.

Основная часть
Как в филогенезе, так и в онтогенезе сознание проходит определенный путь сво-
его формирования. Возникновение психики связывают с появлением ощущений
или отражения свойств окружающей среды и способности адаптироваться к ней.
Появляясь, человек, как и простейшие, может лишь ощущать или отражать. На следующем этапе развития психики формируется восприятие или перцепция, а за ним и апперцепция – способность интериоризировать, хранить, соотносить и использовать полученный опыт.
И уже на этом этапе появляется первый социальный барьер на пути получения
информации. Восприятие, даже до появления ясного сознания, является культурно
обусловленным. То есть восприятие обусловлено опытом. Человек, не видевший ранее
телефон, не имевший опыта взаимодействия с ним или хотя бы наблюдения его ис-
пользования, встретившись с таким предметом, воспримет его форму, текстуру, цвет,возможно, другие характеристики, данные ему в ощущениях, но не сможет воспринять его «телеологический» смысл, соответственно, не сможет использовать его как средство.
 Использовать нечто как средство человеку позволяет сознание: оно содержит
и формирует цели, идеи, дескриптивные и прескриптивные конструкции. Использова-
ние средств, то есть опосредование деятельности в широком смысле, – это свойство
именно человеческого сознания.
Да, обезьяна может использовать палку, чтобы сбить банан, но это будет всё-таки непосредственная палка.
Д. Канеман предлагает выделять две когнитивные системы. Система 1 образная,
быстродействующая, воспринимающая гештальты и оперирующая гуморальной
или гормональной системой организма.
Система 2 – сознательное, рациональное, теоретическое мышление, предполагающее выход в поле абстрактных понятий .
Обладание этой системой отличает человека от животного. Кошка может научить котёнка охотиться, но для этого им необходимо непосредственно взаимодействовать с реально существующим мышонком.
Человек, благодаря Системе 2, благодаря способности выйти на уровень абстракции, может научить другого человека взаимодействовать с объектами, не представленными непосредственно «здесь и сейчас».

При этом поведенческие паттерны и перцептивные схемы формируются уже
на уровне восприятия. Человек, как и животное, воспринимает определённые образы,
придавая им определённый смысл, не переходя на уровень сознания и абстракции.
И вырабатывает тренинговым путём определённые поведенческие паттерны в отноше-
нии воспринимаемых объектов. На этом, например, основано взаимодействие хищных
рыб и стайных более мелких. Последние сбиваются в стаю определённой формы, фор-
мируя тем самым образ более крупного хищника. Это создаёт «иллюзию восприятия»,
и, опираясь на опыт встреч с более крупными хищниками, охотник за мелкой рыбой
отступает.
Точно так же действует и разумный человек, обладающий сознанием, способный
к теоретическому и абстрактному мышлению. Он опирается на сформированные вос-
приятием перцептивные схемы и реализует в соответствии с ними поведенческие пат-
терны.
Сознание и Система 2 актуализируются в тот момент, когда перцептивные схемы
и поведенческие паттерны обнаруживают свою неэффективность.

Исходя из теории деятельности А. Н. Леонтьева, сознание формируется именно
в процессе деятельности . Принцип «единства сознания и деятельности» С. Л. Ру-
бинштейна констатирует тот факт, что сознание формируется поведением, в нём про-
является, но с ним не отождествляется .
Таким образом получается «уроборос»: деятельность / поведение формирует со-
знание, сознание в нём проявляется, но не управляет им в полной мере.
 То есть сознание непосредственно зависит от деятельности, но обратная, как бы взаимная, связь не так однозначна.
При этом существо, обладающее сознанием в «человеческом» смысле, не мыс-
лимо без познания – деятельности / поведения, наполняющего сознание.
Инициируют нашу деятельность потребности.

 По Леонтьеву, биологические, социальные и познавательные – это врождённые потребности человека.
 Для выживания любому существу необходимо удовлетворять витальные потребности, но чтобы стать человеком, обладающим сознанием, необходимо удовлетворять социальные и познавательные потребности.
Причём общение, социализация являются основными средствами удовлетворения познавательной потребности и формирования человеческого сознания.
Всем известен синдром Маугли: ребёнок, выросший среди животных,
не способен обрести человеческое сознание, даже если он впоследствии оказывается
в человеческом обществе. Критическим для формирования сознания является возраст
до пяти – шести лет, если же ребёнок возвращается после этого в человеческий социум,речь и поведенческая социализация, в том числе прямохождение, для него, как правило, уже не доступны.


Поведение формирует сознание, но зачастую мы можем наблюдать существен-
ный разрыв между ними. Встречаются ситуации, когда человек в сознательных рас-
суждениях поддерживает и даже продвигает определённые ценности, при этом его по-
вседневная деятельность может удовлетворять противоположные идеалы.

Как это происходит? Во-первых, этому способствуют когнитивные искажения
(фундаментальная ошибка атрибуции, фрейминг, ретроспективное искажение и др.).
В современной психологии и когнитивистике описано более ста механизмов искаже-
ния восприятия и осознания.
Они могут действовать превентивно или ретроспективно – это детально изложил ещё Зигмунд Фрейд в теории защитных механизмов психики
 Когда психика допускает вероятность осознания травматичной информации,
констатации фактов, идущих в разрез с ценностями, идеалами и стремлениями,
она стремится защитить сознание от травмы, различными способами искажая инфор-
мацию. Интересно, что в этом процессе искажаются не только те факты, от которых
психика стремится уберечь своё сознание. Происходит как бы генерализация искаже-
ния стимулов. То есть искажается и сопутствующая информация, причём это «со-
путствие» может быть по времени поступления, контексту, тематике, связи с определёнными персонами или предметами и т. п.
Во-вторых, неадекватное восприятие информации связано с низким уровнем раз-
вития навыков рефлексии – самонаблюдения и «самопонимания». И это также усугуб-
ляет разрыв между сознанием и поведением: «То обстоятельство, что человек может
обладать представлением о своём Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле» . То есть, с одной стороны, способность к ре-
флексии, рассудочности делает человека личностью, тем самым позволяя ему распо-
ряжаться существами более слабыми в этом отношении. С другой стороны, «средне-
статистический» житель земного шара не склонен анализировать свою мыслительную
деятельность, сопоставлять с поведенческими актами.
 В случае низкой эффективности
поведенческих паттернов и перцептивных схем он стремится либо их изменить,
либо «объяснить своему сознанию», что причиной его низкой эффективности служат
внешние обстоятельства. Таким образом формируется внешний локус контроля, бло-
кирующий рефлексию и всякую надежду на самостоятельное повышение эффективно-
сти деятельности.

В-третьих, культурная обусловленность восприятия, о которой мы говорили
выше. «Человек есть совокупность общественных отношений», – как указывал
К. Маркс . Человек воспринимает всё новое через призму своего культурного
и социального опыта, интерпретирует и, соответственно, делает выводы.
Отдельный интерес представляет манипуляция той социальной стратой, которую
называют интеллигенция. Современная трактовка этого термина: «в изначальном
смысле, указывает на широкий спектр мыслительной деятельности, использовалось
в латинском языке; в социальном значении используется в отношении общественной
группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью со-
циально-психологической рефлексии, способностью к систематизации знаний
и опыта». Энциклопедия марксизма: «Интеллигенция (лат. intelligens – понимаю-
щий, разумный) – социальная группа, состоящая из людей, профессионально занятых
умственным трудом» . В англоязычных источниках чаще используется термин
«интеллектуалы».
В любом случае речь идёт о той социальной прослойке, которая занимается интеллектуальным трудом.
 И уже во втором определении мы видим когнитивное искажение – способность к сложной теоретической, абстрактной деятельности в какой бы то ни было сфере (инженерия, живопись, фундаментальные науки и пр.)
«транспонируется» на все остальные сферы.
То есть способность к критическому анализу в определённой области распространяется на все сферы и мыслительные процессы, в том числе на рефлексию. Однако при внимательном анализе обнаруживается отсутствие сколь бы то ни было веских оснований для таких утверждений. Более того,
большой опыт и подтвержденная эффективность собственной интеллектуальной
деятельности в определённой сфере создают у субъекта иллюзию восприятия
собственной всеобщей эффективности. У человека возникает уверенность в тотальном
понимании причинно-следственных связей и адекватности собственных прогнозов.
Однако использующий исключительно Систему 2 в своей профессиональной сфере
отнюдь не всегда оперирует ею в отношении информации из других сфер. Переизбы-
ток информации, нехватка ранее интериоризированных данных в новой сфере приво-
дят к тому, что мышление начинает использовать Систему 1 и принцип бриколажа

Принцип бриколажа, введенный французским антропологом Клодом Леви-Строссом, описывает способ создания нового из подручных материалов или элементов, не имеющих изначально явной связи между собой. Это творческий метод, использующий имеющиеся ресурсы для достижения определенной цели или создания нового объекта, часто в условиях, когда стандартные инструменты или подходы недоступны.
В более широком смысле, бриколаж может рассматриваться как способ мышления и познания, характеризующийся импровизацией, использованием интуиции и опыта для решения задач, не поддающихся формальным логическим методам. Он противопоставляется «инженерному» подходу, ориентированному на заранее заданные планы и четко определенные средства


Помимо того, что «среднестатистический» обыватель в принципе не склонен ис-
пользовать Систему 2, а у интеллигентов / интеллектуалов существует иллюзия эф-
фективного применения её во всех сферах, она может быть отключена ввиду ряда об-
стоятельств, с которыми каждый человек встречается в жизни, во-первых, и которые
могут быть созданы для повышения эффективности манипуляционного воздействия,
во-вторых.
В современном информационном обществе каждый человек испытывает инфор-
мационные перегрузки. Объём информации, ежеминутно ощущаемый человеком, су-
щественно превышает эволюционно и антропогенетически заложенные природой ём-
кости эффективной обработки. Миллионы лет объём информации, которую необхо-
димо обрабатывать человеку для адаптивного состояния и поведения, практически
не менялся. А в последние десятилетия объём производимой информации ежегодно
возрастает на 10–30 %. Существенно повышается и частота информационных поступ-
лений. Если сто лет назад для получения текстовой информации объёмом 100 кило-
байт человек произвольно покупал газету раз в несколько дней, то сегодня, без всякого
сознательного выбора мы получаем мегабайты информации в сутки и это только тек-
стовой, а визуальный и аудиоконтент исчисляется гигабайтами. Информационная пе-
регрузка является одним из первых факторов или средств отключения Системы 2.
Ещё один фактор или средство искажения восприятия – стресс. Да, человек во все
времена испытывал стресс, но благодаря глобализации и цифровизации на современ-
ного человека, помимо его персональных стрессовых обстоятельств (быт, работа, лич-
ные взаимоотношения), обрушиваются всемирные катаклизмы, даже если они его
не касаются непосредственно. Получение информации о войнах, терактах, эпидемиях,
землетрясениях, которое человек не может игнорировать, повышает общий уровень
тревожности и снижает сопротивляемость организма к суггестии.
Эмоции. Многие тысячи лет человек имел возможность раз в несколько месяцев
принять участие в массовом мероприятии (ритуальные мероприятия, публичные
казни, ярмарки, выступления «медийных» персон и т. п.).
 К этому велась определённая подготовка:
 функциональная, координационная, материальная и эмоциональная.
Сегодня, «не вставая с дивана» и просто переключая каналы TV, человек может за минуты испытать эмоции такого же порядка и объёма, которые ранее он продуцировал
месяцы и годы. Переживание эмоций, как отрицательных, так и положительных, –
энергоёмкий процесс. Причём это процесс, которым оперирует Система 1, забирая ресурсы Системы 2. У человека просто не остаётся энергии на сознательное осмысление фактов и явлений и тем более – рефлексию: «При исчерпании “свободных” энергетических ресурсов, которые психофизиология данного субъекта способна выделить на поддержание корректной работы его Системы 2, происходит торможение последней, что обеспечивает условия для реализации манипулятивной дискурсной индоктринации» .

 Выявлена общая методология проведения дискурсной индоктринации, при этом особое внимание уделено методологии дискурсной индоктринации манипулятивного типа. С привлечением конкретных примеров описаны и концептуально проанализированы наиболее распространенные методики, приемы и техники, применяемые для реализации дискурсной индоктринации манипулятивного типа. https://naukaru.ru/ru/nauka/article/28475/view

 Канеман Д. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения [Текст] / Д. Канеман, П. Словик, С. Тверски. - Харьков: Изд-во Института прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2005. - 632 с.


Таким образом, в современном глобальном, цифровизованном, информационном
обществе у человека остаётся крайне мало ресурсов для осуществления полноценной
интеллектуальной деятельности и рефлексии. Это создаёт благотворную среду
для массовых манипуляций.
Однако Система 1, перцептивные схемы и поведенческие паттерны продолжают
регулировать наше поведение. Как именно манипулятор на них влияет?
Для изменения поведения совсем не обязательно менять сознание. Так как созна-
ние формируется в деятельности, оно и меняется вследствие изменения поведения.
То есть манипулятору нужно выстроить модель изменения поведения. Эта практика
сегодня широко используется в тренинговом обучении. Для того чтобы изменить
поведенческие паттерны, необходимо вовлечь человека в новую деятельность или де-
ятельность по новым схемам. Такой механизм ведёт не только к изменению поведен-
ческих паттернов, но и к формированию новых перцептивных схем – изменению вос-
приятия и сознания. На этом принципе основана технология продаж “Try and Buy”
(«попробуй и купи»). Наиболее эффективно эта технология работает с теми продук-
тами, которые в процессе «пробования» предполагают активное поведенческое взаи-
модействие, например компьютерные программы, цифровые продукты, технические
средства, бытовые приборы и т. п.
 Человек, получая во временное пользование такой
технологический продукт, «пробуя его», вырабатывает новые поведенческие паттерны
и перцептивные схемы, которые, становясь автоматизмами, побуждают оплачивать
этот продукт, ввиду того, что его использование становится энергоэкономным: «По-
пробовав раз, ем и сейчас».
 Новая технология, будучи эффективно опробованной, становится простой в повторной реализации, не требует запуска Системы 2, рационального мышления, активной ментальной деятельности.
А экономия энергии также относится к числу витальных потребностей организма. Это «мирная» технология манипуляции, но есть и более экспансивные варианты.

Новыми перцептивными схемами и поведенческими паттернами можно «соблаз-
нять», но можно их навязать. Если это делать в прямой агрессивной манере, чаще всего это встречает ожесточённое сопротивление.
Для того чтобы восприятие, принятие и интериоризация новых перцептивных
схем и поведенческих паттернов происходили без активного сопротивления, необхо-
димо разрушить устоявшиеся. В ситуации, когда ранее эффективные схемы и пат-
терны перестают давать привычный результат, человек как существо, нуждающееся
в дескрипциях и прескрипциях, стремится их получить и усвоить.

Если представления
о сущем и должном разрушены обстоятельствами, человек ищет новых объяснений
и правил.

Именно в этот момент актуальной становится манипуляция сознанием. Ма-
нипулятор в таком случае должен предложить новую дескриптивную конструкцию
и прескрипции, которые затем отрабатываются тренинговым путём.
Влияние войны, революции, голода, эпидемии на интеллект и поведение чело-
века, социальную организацию и культурную жизнь развёрнуто представлено в соот-
ветствующем труде Питирима Сорокина «Человек и общество в условиях бедствий».


Разрушение привычного образа жизни ведёт «к разрушению единства нашей “лично-
сти” и умственной деятельности. Это проявляется в увеличивающейся неспособности
сконцентрироваться на объектах, не связанных с бедствием; в усилении зависимости
нашего мышления от случайных внешних влияний; в уменьшении автономии и само-
регулировании наших мыслей…» . Человек и социальные группы, оказыва-
ясь в условиях бедствий, разрушающих уклад, становятся более подверженными суг-
гестии и разного рода внешним убеждениям.

Выводы
Образ жизни формирует перцептивные схемы и поведенческие паттерны человека .
 Он детерминирует и сознание, и поведение. Изменение социальных условий
ведёт к разрушению привычного образа жизни, таким образом манипулятору стано-
вится доступным изменение и поведения, и сознания. Противостоять манипуляции че-
ловек может, лишь сохраняя свой образ жизни. Однако у этого есть и другая сторона:
сохраняя поведенческий и перцептивный статус-кво, человек не развивается, а стагнация ведёт к деградации


Информация об авторе
Авдеенко Е. В. – кандидат философских наук.


Авдеенко, Е. В. Образ жизни как социальный феномен : дис. … канд. филос. наук /
Е. В. Авдеенко. – Воронеж, 2018.


Рецензии