В IX веке среди мусульман возникли две сильные духовные тенденции. Центром одной из них был Ирак, а очагом другой – Хорасан. Течение в Ираке, во главе которого стояли такие известные деятели, как Харис аль-Мухасиби, Сари ас-Сакати и Джунайд аль-Багдади, стало известно как суфизм. Придерживаясь принципов религиозности, его последователи также придавали большое значение внешнему виду, предпочитая особую одежду, отличавшую их от окружающих. Течение в Хорасане, во главе которого стояли Баязид Бистами и Хамдун аль-Кассар, получило название маламатийя, а его последователей называли малами или маламати. Они считали необходимым не отличаться от других людей по внешнему виду. Это привело к появлению двух типов дервишей. Если иракские суфии предпочитали «быть дервишами как в душе (батын), так и внешне (захир)», то хорасанские маламати – только «в душе». Эти два типа продолжали существовать на протяжении всей истории и сохраняются до сих пор.
В ранние периоды дервиши собирались вокруг обретших духовную мудрость (ирфан) шейхов, устраивая сохбеты (собрания) в мечетях, домах и особенно в специально созданных обителях, именовавшихся «завия». В те времена, вступив на путь дервиша, человек посвящал себя риязату, т.е. воспитанию своего эго (нафс), и муджадаля, т.е. борьбе с этим нафсом. Еда, разговоры и сон сводились к минимуму, а основное время уделялось поклонению поминанию Аллаха (зикр) и размышлениям (тафаккур). Человек старался контролировать желания нафса и предпочитать умеренность во всем, чтобы таким образом достичь духовной зрелости.
Еще одна особенность дервишей заключалась в том, что они странствовали. Во всех суфийских трудах подчеркивается значение такой практики. Некоторые дервиши отправлялись в путешествие, когда только вступали на путь суфизма, другие в период зрелости. Цель странствий заключал в том, чтобы, перенося трудности, воспитывать нафс, встречаться с учеными и благочестивыми людьми, наблюдать разные явления, показывающие величие Аллаха, и извлекать урок. По сути, быть дервишем – значит совершать путешествие из материального мира в мир духовный.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.