Двадцатый век - столетье света...

"Среди этого хаотического смешения необоснованного оптимизма и глубокого отчаяния, научных открытий и духовного уныния явилась, в начале XX века, яркая фигура Абдул-Баха. Путь, приведший Его к этому переломному моменту в истории человечества, пролегал через более чем 50 лет изгнания, тюремного заключения и жестоких лишений — за всё это время вряд ли нашёлся бы хоть один месяц, отмеченный хотя бы относительным покоем и комфортом. Пройдя этот путь, Он был исполнен решимости провозгласить как восприимчивым, так и беспечным установление на Земле того обетованного царствия мира и справедливости, которого люди с надеждой ожидали на протяжении столетий. Основанием его, сказал Он, будет объединение, в течение этого «столетия света», всех народов мира: «В наши дни… средства связи усовершенствовались, и пять континентов земли фактически слились в один… Точно так же и все члены человеческой семьи — нации и правительства, города и сёла — становятся всё более взаимозависимыми… Следовательно, в наши дни можно объединить всё человечество. Поистине, сие есть не что иное, как одно из чудес сей дивной эпохи, сего славного столетия.»… Средства достижения этой цели, сказал Он, уже появились. Осталось лишь проявить желание действовать и исполниться веры, чтобы не отступить от цели: «Все мы знаем, что мир между народами — это хорошо, что это источник жизни, однако необходимы воля и действия. Поскольку сие столетие есть столетие света, возможность достижения мира обеспечена. Не подлежит сомнению, что эти идеи распространятся среди людей в такой степени, что они, в конце концов, начнут действовать.»… Чтобы обрисовать для Своих слушателей грядущее преображение общества, Абдул-Баха использовал образ света. Единство, провозгласил Он, является той силой, что просвещает все формы человеческой деятельности и помогает их развитию. Наступавший тогда век в будущем получит название «столетие света», говорил Он, поскольку в этот период будет повсеместно осознанно единство человечества. Когда будет заложено это основание, начнётся процесс построения всепланетного общества, воплощающего принципы справедливости…
Призывая тех, кто признал Его, делиться вестью о Дне Божием с окружающими, Бахаулла вновь обращается к языку самого творения: «Всякое тело взывает к душе. Небесные души должны, дыханием Слова Божьего, оживлять мёртвые тела новым духом». Этот принцип, указывает Абдул-Баха, в такой же степени верен в отношении коллективной жизни человечества, как и в отношении жизней его отдельных членов. «Материальная цивилизация подобна телу. Сколь бы ни была она грациозна, изысканна и прекрасна, она сама по себе мертва. Божественная цивилизация подобна духу, а тело обретает жизнь от духа…». В этой глубокой аналогии раскрывается суть взаимоотношений между двумя историческими процессами, которые, по Воле Божией, развивались параллельно в течение столетия света, постепенно сближаясь. …это Тело материальной цивилизации человечества взывает к своей Душе, всё более отчаянно с каждым днём жаждет воссоединиться с ней. Подобно всем великим цивилизациям прошлого, до тех пор, пока это Тело не будет оживлено таким образом, до тех пор, пока не проснутся его духовные качества, оно не сможет обрести ни мира, ни справедливости, ни единства, которое бы поднялось выше уровня отрицания и компромиссов. Обращаясь к «избранным представителям народа в каждой земле», Бахаулла написал: «Лучшим лекарством и наимогущественным средством для исцеления всего мира Господь избрал союз всех народов в одном общем Деле, в единой Вере.»" (Всемирный Дом Справедливости. Столетие света)

«Он толкался в толпе вокзала,
Зябко кутался в ткань плаща.
"Добрый день!"  - я ему сказала.
"День не скоро", - он отвечал.
Я спросила: "Скажи мне, кто ты!" -
"Сер и скучен я". - "Кто, скажи!" -
"Я - сегодняшний день заботы,
Суеты, эгоизма, лжи".
Засмеялась легко и просто:
Я не слушала этих фраз.
Он молчал. Улыбались звёзды
Его ярких, бездонных глаз.» (Екатерина Грачёва. Сегодняшний век)

Двадцатый век столетьем света назовёт
Дом Справедливости Всемирный*,
Век был предтечей вечной жизни мирной,
В нём человечество отправилось в полёт.

Эпохой был больших открытий этот век,
Узнали мы про Взрыв Большой и кванты,
Он миру проявил таланты,
Диапазон, на что способен человек:

Какую может взять с разбега высоту,
Как далеко метает диск и молот,
Как держит голод, жар и холод,
Как сохранить выносливость и красоту...

О красоте духовной многие в двадцатый век забыли,
Но двадцать первый им напомнит вскоре на краю могилы,
Что наряду с техническим необходим прогресс духовный,
Коль это есть, то человечество идёт дорогой ровной,
А если возникает явный перекос,
То заполняется стремительно погост**...

*- Всемирный Дом Справедливости – верховный управляющий орган всемирной общины бахаи.
**- Прежде всего, нам следует осознать, какой огромный вред причинило человечество самому себе в течение обозреваемого нами исторического периода. Неисчислимое количество человеческих жертв; распад основных институтов общества; нарушение стандартов порядочности, а иногда и полное презрение к ним; отказ от свободы мышления в угоду идеологиям столь же отвратительным, сколь и бессмысленным; изобретение и применение на практике чудовищного оружия массового поражения; банкротство целых наций и захлёстывающая людские массы отчаянная нищета; безжалостное уничтожение экологии планеты — вот лишь самые очевидные явления из того списка ужасов, что были неведомы даже самым мрачным эпохам былого. Одно их перечисление уже заставляет вспомнить Божественное предостережение, изречённое Бахауллой более века назад: «О беспечные! Хотя чудеса милосердия Моего объяли всё сотворённое, зримое и незримое, а откровения милости Моей и благоволения пронизали всякую частицу во Вселенной, однако тот жезл, коим Я наказываю порочных, тяжек, и ярость гнева Моего против них ужасна»." (Всемирный Дом Справедливости. Столетие света)

(Генцелев А.Н., 18 июля 2025 г.)


Рецензии