Как я встретил 17 июля с песней Давида Тухманова

Посчастливилось напороться на сайт Давида Тухманова и на нем обнаружить «Жил-был я» в исполнении Александра Градского.
Господи! Когда это было?
В 1974 году весной я прорвался к любимой в Архангельск и там на Ильича 33 впервые услышал эту потрясающую запись. Семён Кирсанов один из любимых поэтов моей мамы и у нас в доме был его пятитомник. Беленький такой или светло-серенький. Сейчас уже и не вспомню точно. Мама им зачитывалась. Вообще мама зачитывалась огромным числом поэтов и поэтесс, но Твардовский, Симонов и Кирсанов входили в двадцатку самых-самых. У мамы на первом месте был естественно Маяковский. Пушкин, Лермонтов и Есенин были вне конкуренции, тем более что мама моей мамы родилась с Пушкиным в один день 26 мая, правда на сто лет позже. Она очень гордилась таким совпадением и всегда с удовольствием мне о нём  напоминала. Огромное место в маминой жизни занимали Бальмонт, Фкт и Тютчев. Я засыпал под чтение мамой стихов этих поэтов. Особенно в лесу, когда мы с ней обретались в поле (мама была геофизиком, причем весьма успешным). Представляете себе: ночь, палатка, дым от костра и стихи Ахматовой. Или Алкея. Или Сапфо. А как они с братом читали «Гренаду» Светлова!! Мне позже довелось слышать Гренаду в исполнении Эфроса в Свердловской филармонии. Прекрасно!!  Но мама и Миша читали также вдохновенно! А как мама читала Анненского!  Поэтому прочтение Кирсанова Тухмановым-Градским меня потрясло. Редкую новую для себя песню я переслушивал столько раз подряд. Недели три летом 75-го года я слушал ее запоем (после дембеля). Я бы и в 74-ом так слушал, да у меня в Архангельске было три дня на две ночи. А потом в часть!
Да! Летом 74-го мы с Любашей расписались в Реттиховке и поезд унёс её в Архангельск через Москву. Я написал ей в тот год 340 писем.  В одном из первых (еще до ее приезда на Дальний Восток) прислал ей свой текст на музыку этой песни. Попытаюсь вспомнить никуда не подглядывая.

Прилетай!
В два конца билеты!
Прилетай!
Не жалей часов!
Пусть твердят: мол любовь ли это?
Прилетай через сто ветров!

Бьёт луч звёзд
В лунное безмолвье
Строки – миф
Лишь глазам дано
Лжёт матрос
Или правду молвит
Чувство риф
Сердцем зажжено

Слов аллюр
Звонкая монета…
Прилетай…

Музыка Давида Тухманова мне очень близка уже полвека.
Между нами 12 лет. Он родился 20 июля 1940. Когда он писал «Жил-был я» ему было 32 или 33. А мне только 20 лет. Можно сказать так – оба были молодые. И вот прошло более полувека!
А я все пишу и пишу слова на эту музыку!
Вот и эту ночь опять накатило.
Ведь 20 июля среди прочего и Всемирный день шахмат!!
Когда выбирали дату Давиду было 26 лет!
Так что мы –любители шахмат, исправно отмечаем день рождения Лавида как наш законный шахматный день! Потому возникла мысль попытаться отразить шахматный оттенок юбилея Давида!
И вот что у меня получилось в форме наброска или эскиза.

Шах! Взял! Шах!
Отступил обратно!
Шах не мат!
Скрылся и забыл.
Страх – путь в прах!
Схватка многократна
Ал закат
Если полюбил

Вот твой Храм!
Ноты как фигуры
Конь, Ладья
Ферзь, Король и Слон
Нотный хлам
Вместо политуры
Звук, будь я,
Превратился б в звон

Выбор прост
Струны или губы
Жизнь – Игра
На скопленьях звёзд
Где твой Мост
К скрипкам или к трубам
Тон норд-ост
За горой Югра

Вновь звучит
Лунная Октава
Жил был пел
Рисковал в гамбит
Жгут лучи!
Струнная отрава

И на этом месте я встретил утренние лучи восходящего Солнца.


Рецензии