Пте Сан Вин и обретение трубки

(легенда индейцев племени лакота)

Вступление.

Ты всё-же пришёл ко мне, юный кола! (1)
Присядь - да, я помню своё обещание
Тебе рассказать о Пте Сан Вин (2) предание,
О том, как чанунпу (3) она нам дала.
Сей дар послан был Вакан-Танкой (4) с небес,
Затем, чтобы с дымом священным молитвы
Неслись к свету звёзд и до лун доходили,
А вечный Круг Жизни с земли не исчез.
Чтоб чтил наш народ и не смел забывать
Ту связь, брат, со всеми, кто жив на планете.
Ведь рыба, зверь, птица и люд - Его дети,
А Унчи Мака (5) суть есть общая мать.
И знай, что при трапезе первым куском
Ты делишься с ней и с незримой тьмой духов,
Что в мир сей приходят побыть с нами, друг мой,
Из дальних краёв, странных призрачных снов.

1

В далёкий тот век голод плыл над землёй:
Татанка (6) исчез, люди-ж гасли, как свечи.
А ночью взывал к царству тьмы майашлеча (7)
Да нёсся сквозь звёзды густой волчий вой.
Во прериях жар был такой, что вот-вот,
Казалось и небо сгорит в чёрном пепле,
Который лелеял и нянчил дух ветра,
Не знавший ни горя, ни слёз, ни забот.
Случалось в холмах Вакиньян (8) звал на бой
Безмолвного Ви, (9) что развёл в жёлтом типи
Огонь, жизнь несущий, но также и гибель -
Что-ж, видимо клич тот не слышал герой.
А новый день вновь встречал мглу похорон -
В мир грёз пожилые шли да вакан ежа. (10)
В сердцах то пылала, то гибла надежда,
Повсюду витали плач, крики, злой стон.

2

Тогда собрал вождь в своём типи совет,
Чтоб вместе решить, как им быть и что делать.
Не ровен час племя исчезнет в забвение,
Уйдёт в край, где боле не встретит рассвет.
В то время не знал наш народ, что есть зверь
Похожий на пса, только всё-ж не собака.
А люд всё слабел - как собрать их в иглака (11)
И двинуться в путь при такой-то жаре?
Во весь рост встал дряхлый вичаша вакан (12)
Да выйдя из круга спросил - в чём спасение?
И тут-же ответил - послать в сердце прерий
Людей на разведку - я всё вам сказал!
Вот так выбор пал на двух юных парней:
То был Чанте Ишта (13) с Канги Ванбли Лута. (14)
Воды лишь испив, шли они в свете утра,
Кто знает, быть может и в царство теней.

3

Шагали друзья два, иль три долгих дня,
Да только всё без толку - в прериях пусто.
Близ Чёрных Холмов, духом пав, Канги Лута
Сказал - я умру здесь, иди без меня!
Лишь молвил он это, как вдруг средь равнин
Явился телёнок и к ним приближаясь -
То белым, то чёрным, то чёрным, то красным,
То красным да жёлтым, то белым он был.
Но вот то видение ушло - и в клубах
Тумана к бойцам вышла стройная дева,
В руках неся свёрток какой-то из меха -
Тогда Чанте Ишта объял древний страх.
Его-же товарищ промолвил - что-ж, друг,
По вкусу мне виньян, (15) как видишь, не скрою!
Быть может она из шошонов, иль кроу -
Да станет моей - я тебе говорю!

4

Но только лишь к деве он той подошёл,
Из дыма вдруг выползли, будто-бы змеи
Огни жёлтых молний, стремясь впиться в тело:
Чрез миг смерть свою Канги Лута нашёл.
А Чанте упал на колени пред ней:
Ты виньян, иль дух в белоснежных одеждах?
Не бойся, я Пте Сан Вин - ваша надежда
На лучшую жизнь в сей чреде тяжких дней.
Встань, брат, и ступай вновь в родное село -
Запомни, явлюсь к вам я с новым рассветом.
Пусть двадцать четыре шеста срубят, верь мне,
Да сделают типи из шкур с алтарём.
В руках моих свёрток, знай - это есть дар
От Тайны Великой для рода лакота.
Связь духа людей со всем миром природы
И Унчи Мака с царством вечного Скан. (16)

5

С рассветом весь люд ждал, кола, Пте Сан Вин -
И вот в густом дыме телок показался:
То белым, то чёрным, то чёрным, то красным,
То красным и жёлтым, то белым он был.
Виденье пропало, как в тот, прошлый раз -
И шла по равнине прекрасная дева
Со свёртком в руках, в снежно-белых одеждах
Да светом, сиявшим внутри добрых глаз.
Затем, скрывшись в типи с вичаша вакан
И свёрток раскрыв, на алтарь возложила
Священную трубку, дав мощь нам и силу,
А также и песнь - Чанунпа Олован. (17)
Под вечер ушла в небеса Пте Сан Вин,
Но в виде телёнка во тьму удаляясь:
То белым, то чёрным, то чёрным, то красным,
То красным, то жёлтым... рассеялся дым.

6

С уходом сей девы, во мгле Вакиньян
Луну скрыл и звёзды да тут-же разрезал
Ножом острых молний ткань чёрного неба,
Ревел во всю мощь и стучал в барабан.
Дождь плотной стеной захлестал в тот-же миг,
Неся в пасть земли кости, пепел и сажу.
Ветр выл, будто волк - заунывно, протяжно,
Но ближе к утру лёг в холмах и затих.
А выйдя из типи, узрел наш народ
Поток из бизонов, заливший гладь прерий.
И был в тёмном стаде телёночек белый...
Так кончился голод в тот памятный год.
С тех пор-то и чтим мы, друг мой, Пте Сан Вин,
Что нам Вакан-Танка прислал из чертогов,
В которых нет смерти, нет зла и пороков,
Болезней и старости - есть только сны.

Заключение.

Как жаль, что сломался Священный наш Круг!
Ведь должен поведать был это предание
О доброй Пте Сан Вин тебе родной папа,
Но он стал католиком, знаю, мой друг.
Возьми и храни трубку, мальчик - не крест.
Неси с её дымом священным молитвы
К огню дальних звёзд, лун безмолвных, великих,
Чтоб наш ойяте (18) на земле не исчез.
И чти Вакан-Танку, не смей забывать
О связи со всеми, кто жив на планете.
Ведь рыба, зверь, птица и люд - Его дети,
А Унчи Мака суть есть общая мать.
Да знай, что при трапезе первым куском
Ты делишься с ней и с незримой тьмой духов,
Что в мир сей приходят поведать о слухах
И байках, парящих над Вечным Костром.
15.07.2025. - 16.07.2025.

Краткие пояснения.

1) Кола - друг.
2) Пте Сан Вин - Женщина Белый Бизонёнок.
3) Чанунпа - трубка.
4) Вакан-Танка - Великая Тайна.
5) Унчи Мака - Бабушка Земля.
6) Татанка - бизон.
7) Майашлеча - койот.
8) Вакиньян - духи грома.
9) Ви - солнце.
10) Вакан ежа - дети.
11) Иглака - семейное снаряжение в пути.
12) Вичаша вакан - святой человек.
13) Чанте Ишта - Глаз Сердца.
14) Канги Ванбли Лута - Красный Ворон Орёл.
15) Виньян - женщина.
16) Скан - небо.
17) Чанунпа Олован - Песнь Трубки.
18) Ойяте - народ.


Рецензии