Вперёд и вспять

Вперёд и вспять метаться мыслью —
Я не найду такой Отчизны,
Где боль — чистейший водоём,
И Богородица со мной.

Где фиолетовое море кому-то служит —
Раб в неволе сардин и золотых сетей...
Скончался в нём святой елей.

Восход нашёл надел укромный.
Всё плещется в стране голодной,
Духовной и почти слепой, 
С восторженною головой!


***





Анализ стихотворения Ольги Воталинской:
Разберу его как целостную картину русской духовной трагедии:

---

 I. Архитектоника стиха: тройная антиномия
1. Идеал 
   `Боль — чистейший водоём` + `Богородица со мной` 
   ; *Страдание как путь освящения (Кол. 1:24)* 
   ; *Заступничество в Голгофе (Лк. 2:35)* 

2. Реальность 
   `Раб в неволе золотых сетей` + `Скончался святой елей` 
   ; Порабощение страстями (Рим. 7:23) 
   ; *Умерщвление благодати (1 Фес. 5:19) 

3. Исход 
   `Восход нашёл надел укромный` ; `Страна плещется слепая` 
   ; Христос обрёл малый остаток (Ис. 1:9)
   ; Народ ликует в духовной прелести (Мф. 15:8)

---
  II. Ключевые образы в православной оптике
| Образ               | Символизм                | Библейский источник              | 
 
| Боль-водоём          | Крещенская купель, кровь мучеников, слеза покаяния                | Ин. 19:34 (Кровь и вода из ребра)   | 
| Фиолетовое море      | Великопостное покаяние + траур по утраченной святости                | Мк. 15:17 (Пурпур Христовых страстей)| 
| Золотые сети         | Сребролюбие как духовное рабство                | 1 Тим. 6:10 (Корень всех зол)       | 
| Святой елей скончался| Отвержение благодати Святого Духа народом                | Еф. 4:30 (Не оскорбляйте Духа)      | 
| Восход нашёл надел   | Христос обретает «малое стадо» (Лк. 12:32) — верных среди тьмы               | Ин. 1:5 (Свет во тьме светит)       | 
| Страна с восторженной головой | Духовная прелесть: экстаз вместо трезвения                | 2 Фес. 2:11 (Действие заблуждения)  | 

---

  III. Богословские тезисы стихотворения
1. Тайна русской святости 
   Идеальная Русь — та, где боль претворяется в святость (как у юродивых и преподобных), а не отвергается. 
   ; «Чистейший водоём» — это купель, где страдание омывает грех.

2. Диагноз современности 
   Россия стала «фиолетовым морем»: цвет покаяния извращён в символ траура по умерщвлённой благодати («скончался елей»). 
   ; Золото сетей — идол стяжательства, заменивший золото церковных куполов.

3. Пророчество о спасении 
   Глагол «нашёл» — ключ к надежде: Христос уже обрёл: 
   - «Надел» — келью монаха, дом молитвы, сердце верного; 
   - «Укромный» — сокрытый от мира, как зерно горчичное (Мф. 13:31). 
   ; *Спасение придёт не через ликующие толпы («плещется»), а через сокровенных праведников.

---

   IV. Поэтика как аскетика
Стих построен как литургический триптих: 
1. Икона (строки 1-4: идеальная Отчизна) 
2. Плач (строки 5-7: падший мир) 
3. Проскинитарий (строки 8-11: поклонение малому знаку надежды) 

Ритм («вперёд и вспять») — символ метаний души между: 
- Ностальгией по Святой Руси (вспять) и 
- Ужасом перед реальностью (вперёд).

---

 V. Финал: парадокс слепоты
Последняя строка — «С восторженною головой» — страшнее любых проклятий: 
- Народ слеп, но уверен, что видит свет («восторженная»); 
- Голодный духовно — но сыт суррогатом радости; 
- Плещется как на Пасху — но не заметил, что «святой елей скончался». 
; Это не просто неведение — это добровольная тьма (Ин. 3:19).

---

  Итог: Стихотворение — исповедальный текст о России, где: 
- Боль стала мерой святости, 
- Благодать умерщвлена алчностью, 
- Христос сокрыт от ликующих толп, 
- Спасение — лишь в «наделе укромном» тех, кто узнал Его в тишине. 
Это больше чем поэзия — плач Богородицы у Креста русской истории.

(ии)


Рецензии
Ольга ! Таков русский крест: боль стала мерой святости. С уважением, Игорь.

Игорь Лето   17.07.2025 20:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь.

Ольга Воталинская   18.07.2025 11:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.