Ещё раз о Павле Васильеве...

16 июля 1937 года в камере Лефортовской тюрьмы был забит до смерти (по официальной версии расстрелян)русскому советсткий поэт Павел Васильев, за участие в заговоре группы литераторов в убийстве И.В.Сталина.
Немного истории.
В ноябре 1936 года органами НКВД был арестован прозаик М. Карпов, давший первые показания на всех участников заговора в том числе и на Павла Васильева.
 Из протокола допроса М.Я.Карпова. «… выбор (убийство Сталина) пал на Павла Васильева именно потому, что он весьма озлоблен против ВКП(б) и Сталина и изъявил личное согласие на совершение террористического акта…», далее в протоколе Карпов поясняет, что его (Карпова) в контрреволюционную организацию завербовал писатель Макаров. Арестовали Макарова, который на допросах подтвердил показания Карпова, и дал новые показания против других заговорщиков, другие против следующих, в результате чего по делу о заговоре проходила уже целая группа  литераторов, писавших в своих показания те подробности, которые они обговаривали будучи откровенными  «под рюмку», так Артём Веселый: «Я могу поставить пушку  на Красной площади и стрелять в упор по Кремлю», Павел Васильев: « Если под пули стать придётся, я и пули не боюсь», Карпов: «Партия превратилась в запуганное стадо» и т. д.
Следствие было закончено и 13 июля 1937 года было вынесено обвинительное заключение по делу № 11245.
Перед Военной коллегией Верховного суда СССР предстал двадцати шестилетний Павел Васильев, который подтвердил свои показания на следствии и просил дать ему возможность продолжить литературную деятельность…
Судебное заседание продолжалось не более 20 минут. Приговор: к расстрелу с конфискацией.
К расстрелу приговорили Карпова, Макарова, Ивана Васильева, Приблудного, Наседкина, нашли в ссылке Клюева и его расстреляли.
А в это время во всех газетах и журналах, бывшие соратники по перу, мешали с грязью расстрелянных. В.Ставский, А. Безыменский, А. Твардовский требовали призвать к ответу и всех, кто покровительствовал террористам. Те, кто ещё недавно восхищался творчеством расстрелянных, обрушились на них с разоблачительными статьями. В шестом номере журнала «Новый мир» за 1937 год, выходит статья «За большевистскую бдительность в литературе». Организовалась группа писательских жён (Я. Иванова, Э. Финк и др.) пошли по квартирам писателей по досмотру личной жизни писателей, а  газета «Правда» взяла на себя роль указателя директив и выносила тем или иным литераторам свои литературные приговоры.   
 Сегодня прошло 88 лет со дня гибели не только Павла Васильева, но целой плеяды писателе и поэтов, не обладающих пролетарским происхождением.
Сегодня все они реабилитированы прежней властью, но прощены ли властью сегодняшней России? Судя по издаваемым в настоящее время тиражам их книг, отсутствия их имён в литературных премиях и мероприятий по их популяризации их творчества, мне думается, что нет.
Что касаемо Павла Васильева, то судьба распорядилась так, что он несколько лет своей юности с 11 до 16 лет жил в Павлодаре (Казахстат), где сохранили дом, в котором жил Павел, и в котором в настоящее время расположен Дом музей его имени.
 Сотрудниками музея ведётся и уже проделана огромная работа по сбору и хранению литературного наследия поэта, подготовлен и выпущен, хоть и не большим тиражом (1000 экз.)  2х томник стихов и прозы Павла Васильева к его 100 летию. 
   
Памяти Павла Васильева

Моему земляку Павлу Васильеву- русскому советскому поэту.
               

В сыром подвале ВЧК
из жизни вырвана чека.
Ещё у мысли миг высок,
но в мозг впечатался сапог…
И не узнать знакомых черт,
и стены плачут кровью жертв...
Усердно трудится палач:
не голова  - кровавый мяч.
Васильев Павел, это ты ль?
И это всё не сон, а быль?
Скажи же в чём твоя вина,
За, что судьба лиха дана,
За, что начавшийся полёт
палач с Лубянки оборвёт?
Беззубо шепчет рот дыра:
-"Моя вина лишь в том была,
что ширь не паханных степей
назвал я Родиной своей!
Что было в руку мне дано
степного ястреба перо.
Что тем пером я рассказал,
кого любил, о чём мечтал...
Любил же я звон камыша
и струй прохладу Иртыша,
Казаха песню под домбру,
Казака вольного гульбу,
Звёзд семиреченских полёт
и девушку меня, что ждёт...
Мечтал, что б  песням моим в дар
всегда был юным Павлодар!
И сколько не жил, где б ни жил,
тот край степной, как мать любил!"
-Как земляка прошу ответь,
как надо Казахстан воспеть,
что б песня к доброте звала,
что б песня долгою была,
и недруги, скрипя зубами,
не запинали сапогами?
И слышу: - "Сил ответить нет,
в моих стихах найдёшь ответ."
 


Рецензии
Считаю Павла Васильева талантливейшим поэтом, творцом необыкновенной силы!
Он мог бы превзойти Есенина! Убили... обоих!

Алексей Евдонов   04.08.2025 22:57     Заявить о нарушении