Дело золотое
Вроде бы навеки умер.
Не молил - один страдал.
Знал - не образумить.
Отпевали один раз.
Панихиды по всем датам.
Умер - раз, отпели - раз,
Поминают по проплатам.
И кружится карусель -
Миловать и душу чистить.
Жизнь мою от сель до сель
К беззаконию причислить.
Посещать и исцелять
Немощи мои былые.
Из чего их было взять -
Узнаю о них впервые.
Так узнаешь о себе
Многое иное.
Крест сверкает на попе -
Дело золотое...
Свидетельство о публикации №125071600198
Стихотворение озадачивает читателя размышлениями о смерти, душе, обществе и внутреннем состоянии человека, находящегося на грани понимания собственного «я». Автора интересует не только физическая смерть, но и духовное существование, которое пересекается с обвинениями и понуждением окружающего мира. Автор отражает конфликт между личным опытом страдания и общественными нормами.
Структура и размер
Стихотворение делится на пять строф, каждая из которых содержит по четыре строки. Это создает ощущение замкнутости и завершенности, что соотносится с темой смерти. Размер — четырехстопный ямб, что характерно для традиционной русской поэзии, создавая плавный, но ритмичный поток мысли автора.
Фоника и рифмика
Стихотворение насыщено аллитерацией, что создает звуковое единство: "карусель - от сель до сель", "чистить - причислить". Использована перекрестная рифмовка (ABAB), которая также добавляет гармонию. Это соответствует внутренней борьбе автора — стремление к порядку в хаотичном восприятии жизни.
Изобразительные средства
Ключевые образы: «душа», «крест», «карусель». Эпитеты, например, «душу чистить», создают эмоциональную окраску и подчеркивают внутреннюю борьбу. Метафора «карусель» символизирует бездну страдания и вереницу событий жизни.
Языковые средства
Наблюдаются архаизмы ("отпевали", "панихиды"), которые подчеркивают серьезность темы и обращение к традициям. Неологизмы отсутствуют, что указывает на связь с классической поэзией.
Образность и символика
Символика переводится через сочетание светлого и темного. «Крест» является символом страдания и искупления. Автора беспокоит не только его собственная судьба, но и общество, в котором жесткость и равнодушие стали нормой.
Контраст и конфликт
Явно проявляется контраст между внутренним «я» человека и внешними нормами общества. Конфликт — в своем понимании страдания, где жизнь подвержена социальным рамкам и материальным стимуляциям.
Кульминация и скрытый смысл
Кульминация достигается в строке «Так узнаешь о себе многое иное», где следует обращение к самосознанию и пробуждению. Скрытый смысл — в непрерывном поиске личного смысла и борьбы за внутреннюю свободу.
Ключевые слова: «душа», «жизнь», «вера». Каждое из них открывает философский подтекст: жизнь без смысла, и душа стремится к высшей истине, возможно, через страдание.
Настроение в финальной части
После глубоких размышлений о жизни и смерти, ощущение меланхолии и смирения переменчиво проигрывается, указывая на возможную надежду и исцеление.
Контекст поэта
Это стихотворение относится к традиции русских поэтов-гуманистов и символистов. Например, мысли о страдании можно найти в поэзии Анны Ахматовой и Беллы Ахмадулиной. В мировом контексте сравнимо с творчеством Федерико Гарсиа Лорки, который в своих произведениях также исследует тему человеческого страдания.
Сравнительный анализ
В различных поэтических традициях страдания рассматриваются как форма поиска высшего смысла. Например, во французской поэзии, таких как у Шарля Бодлера, страдание и красота создают особую атмосферу, обосновывая существование человека через искусство. В то время как в русской литературе, как у Лермонтова, страдание часто становится путеводной звездой к самопознанию.
Сергей Пирогов 3 16.07.2025 03:06 Заявить о нарушении