Рёккеновская вакханалия

Церковь в Рёккене оказалась закрыта на ремонт. Работник музея объяснил, что доступ на территорию невозможен. Неужели? Никак? Никак! Ну, без посещения церкви можно обойтись. Но у ее стены находится семейное захоронение Ницше. Там похоронены сам Ницше, его родители, рано умерший брат и сестра Элизабет. Ради этих могил (этой могилы) и задумывалось все путешествие. На счастье рядом с домом священника была еще одна калитка, через которую удалось пройти в другой двор – что-то вроде садика-огорода, хозяйственный двор, где сушилось белье и валялись разные садовые инструменты. Конечно, частная собственность (того самого не очень-то гостеприимного служителя?). Но любопытство сильнее. Да и ехать на перекладных туда и обратно трудов стоит.
Так что, пользуясь отсутствием хоязина, мы проникли на частную территорию. И вот награда: за изгородью, отделявшей дворик от церкви, белели фигуры скульптурной группы «Рёккеновская вакханалия». О ней чуть ниже. А пока о том, как все-таки удалось продвинуться дальше и повидать семейное захоронение Ницше (и «Вакханалию»).
Из дворика к церкви прохода не было. Пришлось возвращаться. Казалось, на этом посещение мемориального комплекса закончилось. Но через несколько шагов по улице показался переулочек, ведущий к церкви. Правда, поперек дороги стоял барьер. Такой же попался раньше, во время поисков музея, на другом конце переулка (см.фото). Рядом стоял щит с надписью «Мемориальный комплекс Ницше» и стрелкой, указывающий на церковь. Местная жительница, когда мы разглядывали этот барьер, замахав руками, указала в другую сторону. То есть проход через прилегающую к церкви территорию был закрыт с обоих сторон. Обычно от церкви можно пройти к музею через дверь в стене (ее видно на фото из предыдущей серии). Но сейчас нужно было идти в обход. В тот раз мы послушно повернули обратно. Но теперь, зайдя с другого конца переулка, решили не обращать внимания на все эти мобильные загородки и двинулись прямо к церкви.
Могила Ницше находится на южной стороне церкви. А на северной в 2000 году (юбилей) установили скульптурную группу Клауса Мессершмидта «Рёккеновская вакханалия». Объяснить название затруднительно. А содержательно группа представляет собой что-то вроде визуализации сна Ницше, о котором он упомянул в одном из своих последних безумных писем (к Якобу Буркхардту, 6. января 1889 г.):
«Этой осенью, одетый самым жалким образом, я дважды присутствовал на своих похоронах – в первый раз будучи князем Робиланом (нет, это мой сын, поскольку я в силу своей природы – Карло Альберто), но Антонелли был я сам».
[В Турине, откуда было послано письмо, Н. жил возле площади Карла Альберта – на ней и случился инцидент с лошадью. Антонелли – архитектор, построивший Башню Антонелли (Mole Antonelliana) в Турине, которой Ницше восхищался (вскоре после отправки письма, в апреле, на башню водрузили пятиконечную звезду, благодаря чему она стала самым высоким зданием в Европе на то время).]
Таким образом, две обнаженные фигуры Ницше – это, скорее всего, аллюзия на князя Робилана и Антонелли. А мужская и женская фигура рука об руку – эта пара отсылает к известному фото Ницше с его матерью (последний снимок).


Рецензии