Посвящение Перси Шелли. Пророк своей гибели
С Природою он слился воедино:
Во всех её напевах — звук его,
От громких гулов грома-властелина
До пенья соловья; среди всего,
В лучах, во тьме, влиянье своего
Присутствия сознанью он являет,
В цветах, в камнях — путь жизни для него;
Та Власть любви его с собой сливает,
Что держит мир внизу и сверху зажигает»
Adonais, П.Б. Шелли, (1821), строка XLII.
Посвящение Перси Биши Шелли. Пророк собственной гибели.
Истлел, сгорал, метался в обнаженье слога
Ты пел, взрывался, словно меда пламя прорезало имя Бога
Ты искал, ты стяжал до предела, до раны горящих порождений строк несвободы
Ты шептал сквозь мольбу и страданья бессмертного духа природы
Ты рассек эту пропасть на мраморном ложе излома, ломая извитые арфы жрецов трагедии мертвого слога
И поэт, что предвидел века, стал волной, став пророком края бездны последнего причала гласа бытия,
в котором строка обернулась безумным поглощением морского шквала.
Яна Викторовна Панина.
Перси Биши Шелли, знаменитый поэт, трагически погиб в возрасте 29 лет в 1822 году. Он и его команда на борту шхуны "Дон Жуан" попали в сильный шторм и пропали без вести. К сожалению, судно, которое было построено специально для Шелли, оказалось неспособным выдержать натиск стихии и впоследствии было признано непригодным для плавания. Эта трагедия произошла за 29 лет до смерти его жены, Мэри Шелли, автора романа "Франкенштейн".
Ты стал дыханием сквозь стекло воды, где отражения застыли, а эхо мучительно
взывает из глубин:
«Что есть жизнь? Что есть смерть? Что есть мы, если в час,
Когда судно потонет, не станет и нас?
Неужели тебя больше не обниму,
После жизни, как перед рожденьем, во тьму
Погрузившись? Неужто теперь навсегда
Твой смеющийся облик отнимет вода?»
Перси Биши Шелли. Видение на море. Стих
Перси Биши Шелли. «Поэзия – ровесница человеку»
В своём знаменитом трактате «Защита поэзии» (1821), написанном в ответ на рационалистические нападки Томаса Лав Пикока ( английский писатель-сатирик и поэт), Перси Биши Шелли выстраивает не столько апологию литературного жанра, сколько глубокое философское утверждение о поэзии как первичной и необходимой функции духа, представляющей собой не эстетическую избыточность, но форму самого сознания, способного чувствовать, мыслить и преобразовывать действительность. Отвергая представление о поэзии как о приятной, но бесполезной игре, Шелли утверждает: «Поэты — это непризнанные законодатели мира», ибо в слове поэта заключена форма становления истины, предвосхищающая социальное, этическое и метафизическое движение культуры.
Шелли утверждает, что поэзия — не позднейшее украшение разума, но его первооснова, лежащая глубже, чем логика, религия или философия. Именно она, по мысли автора, порождает воображение, без которого невозможна эмпатия, сострадание и вообще любое нравственное суждение. Поэзия есть способ существования «в других существах», она «центрирует нас в них», как пишет Шелли: « «Поэзия расширяет сферу воображения, питая его всё новыми и новыми радостями, имеющими силу привлекать к себе все другие мысли и образующими новые вместилища, которые жаждут, чтобы их наполняли всё новой и новой духовной пищей». Таким образом, поэзия становится не формой речи, а тем, что совершенствует дух, что он именовал «духовной пищей», без которой происходят «лживые замысли, прикрытые великолепием» и подмена «живых воплощений человеческих страданий всегда одними и теми же жестко очерченными порождениями уродливых суеверий».
Важное значение в этом рассуждении отводится языку, рассматриваемому как воплощение поэтического начала. Шелли убежден, что структура языка, ритмика, звучание и форма – это а носители смысла, способные либо вдохнуть жизнь в истину, либо лишить ее жизненной силы. Он пишет: ; Никогда так не нужна поэзия, как в те времена, когда вследствие господства себялюбия и расчета количество материальных благ растет быстрее, чем способность освоить их согласно закону души. ; Здесь же можно вспомнить Бродского, который говорил в одном из интервью: «Будущее есть не столько у русской поэзии, сколько у языка. Это такой язык, что, что бы ни творилось в стране, поэзия всегда из своих недр выдаст что-нибудь замечательное». А безжизненный язык – это язык утилитарный, лишенный внутреннего напряжения, ритма вдохновения и голоса души.
Шелли резко противопоставляет эту живую, «дышащую ткань смысла» языку рационализма, языку эпохи Просвещения, где слово было сведено к носителю понятия, а истина — к совокупности логических структур. Но поэт освобождает из слов то, что в них ещё не сказано, он пишет, чтобы открыть в мире другое сердце, другое дыхание.
Противопоставляя поэзию механистическому утилитаризму («Деятельность Локка, Юма, Гиббона, Вольтера, Руссо и их учеников в защиту угнетенного и обманутого человечества заслуживает признательности. Однако нетрудно подсчитать, на какой ступени морального и интеллектуального прогресса оказался бы мир, если бы они вовсе не жили на свете»), Шелли отстаивает её как последний оплот духовного достоинства человека. Он утверждает, что в эпоху разложения духа, когда рассудок отделяется от чувства, цель от смысла, слово от воображения, поэзия становится необходимостью, ведь поэт является вместилищем неведомым ему границ, требующих раскрытия: «Поэзия есть действительно нечто божественное. Это одновременно и центр, и вся сфера познания; то, что объемлет все науки, и то, чем всякая наука должна поверяться» Поэт приподнимает завесу над красотой мира, это носитель живого света, творец того, что может быть понято не сразу, но пережито как озарение истины через форму.
Быть поэтом — значит быть живым в языке, быть чувствующим в эпоху омертвления, быть горящим сосудом смысла в мире, где всё стремится в остывшее равновесие. Поэзия, по Шелли, — это форма бытия, а поэт — это стихия духа, в которой слово вновь возвращается к своему истоку. Поэзия, по словам Шелли, побеждает проклятие: «Все существует постольку, поскольку воспринимается; во всяком случае, для воспринимающего. "Дух сам себе отчизна и в себе из Неба Ад творит, из Ада - Небо". Но Поэзия побеждает проклятие, подчиняющее нас случайным впечатлениям бытия».
Цитаты: (Сэнди Марк. Литературная энциклопедия: "В Защиту Поэзии" Персии Биши Шелли. — 2004.)
Свидетельство о публикации №125071300009