Мед поэзии. Бог Один. Владыка Вдохновения

Вотан-Один — Бог экстатического восторга, южно-немецкое wout («ярость») соответствует скандинавскому «odr» — яростный, неистовый, творческое движение, творческая одержимость. Возбудитель экстаза и поэтического духа.

Владыке Вдохновения

Безумие манило, вопрошало, искушало,
И Бог пьянящего экстаза под гримом ярости таинственной агонией врывался,
И в ужасающем нападке на Гунгнир
Священной чаши мёд тебя амбивалентным беспокойством отравил,
И в алчущем желании творения Нисходишь в пепел, обрекаешься пустыней грёз и жаждой беспросветного сакрального влечения,
Сгораешь в безупречных думах ослепительно «сияя сквозь», Хватая дым как млечный отзвук,
Как эфемерно-созерцательные отклики Бивреста, Как шёпот воронов, манящих к изумленью
От шелеста Владыки Вдохновения.

«Шёпот воронов, манящих к изумленью», — это стихия воздуха, стихия всеобъемлющего дыхания Одина, пронизывающая шелестом каждый отзвук во Вселенной.
«Бог пьянящего экстаза под гримом ярости таинственной агонией врывался», — Бог Один, принёсший на орлиных крыльях Одрерир (мёд поэзии), исконная Божественная сущность преображения посредством связи между сознанием Богов и сознанием человека сквозь млечные отзвуки и эфемерно-созерцательные отклики моста Бивреста.

Бог Один, являясь высшей формой ментальной энергии, посредством руны Ансуз способен расширять сознание человека, вводить в экстатическое вдохновение и творческий порыв, проникая через чистое сокровенное знание к разуму и направлять к Высшим устремлениям. Бог Один — таинственный рог изобилия священной мысли, в которой раскрывается Твоё истинное «Я», дающее знание о самом себе для определения целей, осознания своих задач и включение в понимание Мирового Закона.
Сущность Бога Одина, Всеотца, является источником подобно греческому образу рога изобилия, который никогда не опустошается и в силу своей безмерной преисполненности творит мир, людей, наполняя каждого сокровенными дарами. Онтологически — это наивысшая идея Платона о благе, «благо есть Бог», и человек, стремясь к познанию Блага, стремится к познанию сущности Бога, которая нам открывается впервые через руну Ансуз.
В скандинавской мифологии роль слова особенно проявляется через магическую силу рун и поэтического слова. Верховный бог Один почитался как покровитель поэзии и знаний, мудрости и высшего дара сознания – «Мед поэзии». В мифах и эддических песнях слово, произнесённое в стихотворной форме (висы, драпы, ниды, гальдры) или вырезанное в виде руны, обладает прямым воздействием на реальность ( в данном контексте реальность рассматривается как то, что Аристотель ввёл в философию термин «материя», который первоначально означал «лес», древесину как строительный материал).  Так, после обретения рун Один в «Речах Высокого» перечисляет 18 заклинаний, каждое из которых – это тайное слово, способное исцелять, охранять, обезоруживать врагов и т.д. (строфы 146–163 H;vam;l). Здесь слово являет себя как буквально перформативная сила, которая при  произнесении имени не просто описывает нечто, но совершает действие – исцеляет, защищает, вызывает перемены в мире. Мир скандинавского человека был насыщен такими действенными словами, вплетенными в культуру, когда руны прописывались и для проклятий, и для урожая, и высекались на оружии для победы. Хаос же ассоциировался с безымянностью, с безмолвием Ginnungagap (изначальной Бездны) до творения. Противостоя хаосу, боги не только совершают физические деяния (убивают великана Имира и творят из него упорядоченный мир), но и задают имена явлениям. Косвенно на это указывает «Прорицание вёльвы», где после сотворения мира боги “нарекли имена", тем самым закрепив космический порядок через слово имя.
Тогда сели боги
на троны могущества
и совещаться
стали священные,
ночь назвали
и отпрыскам ночи —
вечеру, утру
и дня середине —
прозвище дали,
чтоб время исчислить.

 Таким образом, слово как логос выступает орудием преодоления первичного хаоса. Оно связывает человека и космос в осмысленное целое: благодаря словам возможно рассказать о происхождении мира, установить законы, передать знание.


Рецензии