Глупец

Т.
 
                Мыслит одно, говорит же другое.
                Мосх


Глупый! Не тем я молился богам!
Мерзкий, крылатый паршивец не слышит...
Хронос и Мойры - все стались глухими.
Ни смерть подарить, чтоб не мучался боле,
Ни - Таню, чтоб жить захотелось, как прежде.
Немощь, быть может, вас всех обаяла?

Факел на что тебе дали, негодный мальчишка?!
Женское сердце ужели так сложно зажечь?
Стрел пожалел, препаскуднейший отрок?
Крылья куриные взял ты взамен соколиных?
Видимо, лук маломощный не может красавице сердце пробить!
(Хоть и красивей она всех на свете, всё ж не из камня сердечко её!)
Мама твоя, Афродита, хвалила тебя. Говорила, что
Можешь любое любовное дело устроить! А ты же…
Гимерос* в помощь, коль сам никудышен.
Думал намедни, идя на работу:
«Сколько ж ты душ и людей загубил, окаянный?!»
- Больше намного, уверен, чем все Олимпийские боги.

Знал бы, молился б Исиде. А ей же любое по силам!
Вмиг, Телетузу услышав, та сделала девушку Ифис
Юношей славным, чтоб мог он Ианту взять в жёны*.
Нынче же сил у меня не осталось пусть даже для просьбы.
Шёпотом слова и то не сказать для Осирису верной супруги.

Смерти страшнее ненужная милой любовь!
Пусть же Амат* целиком и живьём отобедает мною,
Ежели это не так!


Моритуро 13.07.2025

на картинке (слева направо): Анубис привёл Хунефера на суд Осириса в Аменти. Анубис устанавливает баланс весов истины Маат, Тот ведёт учёт данных, чудовище Амат ожидает вердикта. После взвешивания сердца покойного Гор подводит Хунефера к трону Осириса, позади которого стоят Исида и Нефтида

Гимерос, также Химерос, Гимер, Гимерот - один из Эротов, др.-греч.  богов любви; покровитель (персонификация) страстного желания, страстной любви. Иногда рассматривается как одно божество с Эротом, иногда — как брат Эрота и Потоса. Вместе с Эротом входил в свиту Афродиты

Ифис - персонаж др.-греч. мифологии. Из Феста на Крите. Дочь Лигда и Телефусы. Её отец хотел, чтобы родился мальчик, и пригрозил убить дочь. Когда родилась девочка, мать воспитывала её как мальчика. Когда ей исполнилось 13 лет, родители помолвили её с Иантой (Ианфой) из Феста. Ифис страстно полюбила Ианту. Когда приблизилась свадьба, Телефуса взмолилась к Исиде, и дочь превратилась из девушки в юношу. Ифис счастливо женился на Ианте. (PS: это имя подходит как девочкам, так и мальчикам)

Исида, Изида (лат. Isis) - одна из значимых богинь Древнего Египта, представлявшаяся образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора (Хора) и, соответственно, египетских фараонов, которые считались его земными воплощениями. Покровительствовала рабам, грешникам, ремесленникам и угнетённым, но прислушивалась и к молитвам богачей, девушек, аристократов и правителей.

Амат (также Аммит, Амит, Амт, Аммат, Амемит, Амамат; «пожирательница», Ам-мут — «Пожирательница мёртвых») — чудовище с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой, пастью крокодила в древнеегипетской мифологии, обитающее в Дуате. Она съедала сердце человека, если великая Эннеада выносила ему обвинительный приговор на загробном суде Осириса в Аменти, лишая его возможности продолжить жизнь на полях Иалу.
Поля Иалу или Иару (поля камыша», «поля тростника») — в древнеегипетской мифологической традиции часть загробного мира (Дуата), в которой праведники (или их Ка) обретают вечную жизнь и блаженство после суда Осириса.
Поля Иалу стали прообразом Елисейских полей (Элизиума) в древнегреческой мифологии.

Для любознательных и ленивых:

Овидий "Метаморфозы" из 9ой книги:

И уже под­сту­па­ет отло­жен­ной свадь­бы
770 Срок; уже сут­ки одни оста­ют­ся. Тогда Теле­ту­за
С доч­ки сво­ей и с себя голов­ные сры­ва­ет повяз­ки
И, рас­пу­стив воло­са, обни­ма­ет алтарь, — «О Изи­да, —
Чьи Паре­то­ний, Фарос и поля Марео­ти­ки, — молит, —
Вме­сте с вели­ким, на семь рука­вов разде­ля­е­мым Нилом!
775 Помощь подай мне, молю, о, избавь меня ныне от стра­ха!
В день тот, боги­ня, тебя по тво­им уга­да­ла я зна­кам,
Все я при­зна­ла: тво­их про­во­жа­тых, све­то­чи, зву­ки
Сист­ров, и все у меня отпе­ча­та­лось в памя­ти креп­ко.
Если она роди­лась, если я не сты­ди­лась обма­на, —
780 Твой то совет, поощ­ре­нье твое! Над обе­и­ми сжаль­ся,
Помо­щью нас под­дер­жи!» — сло­ва тут сме­ни­лись сле­за­ми.
Чудит­ся ей, что алтарь колеб­лет боги­ня, — и вправ­ду
Поко­ле­ба­ла! Вра­та задро­жа­ли у хра­ма; зарде­лись
Лун­ным сия­ньем рога; зазву­ча­ли гре­мя­щие сист­ры.
785 Верить не смея еще, но счаст­ли­во­му зна­ме­нью рада,
Мать из хра­ма ушла. А за мате­рью вышла и Ифис, —
Шагом круп­ней, чем обыч­но; в лице белиз­ны его преж­ней
Не было; силы ее воз­рос­ли; в чер­тах появи­лось
Муже­ство, пряди волос сво­бод­ные ста­ли коро­че.
790 Более кре­по­сти в ней, чем быва­ет у жен­щин, — и ста­ла
Юно­шей, девуш­ка, ты! При­но­ше­нья неси­те же в хра­мы!
Радуй­тесь, страх отре­шив, — и несут при­но­ше­ния в хра­мы.
Сде­ла­ли над­пись, — на ней был коро­тень­кий стих обо­зна­чен:
«Юно­ша дар посвя­тил, обе­щан­ный девуш­кой, — Ифис».
795 Вско­ре луча­ми заря миро­вые раз­верз­ла про­сто­ры,
Вме­сте Вене­ра тогда и Юно­на сошлись с Гиме­не­ем
К общим огням. И сво­ей гос­по­ди­ном стал Ифис Иан­ты.

Мосх (др.-греч. буквально «телёнок», скорее всего, прозвище; Мосх Сиракузский) — древнегреческий поэт-буколик из Сиракуз, жил во II веке до н. э.

МОСХ
Эрос-беглец

Эроса-сына однажды звала и искала Киприда:
«Эроса кто б ни увидел, что он по дорогам блуждает, —
Мой это, знайте, беглец. Кто мне скажет, получит в награду
Он поцелуй от Киприды; а коль самого мне доставит,
То не один поцелуй, а быть может, и что-нибудь больше.
Мальчик особенный он. Будь их двадцать, узнаешь сейчас же.
Кожа его не бела, а сверкает огнем. Его взоры
Огненны, остры. И зол его ум, хоть и сладостны речи.
Мыслит одно, говорит же другое. Как мёд его голос,
10 В сердце же горькая желчь у него. Он обманщик: ни слова
Правды не скажет; хитер и на злостные шутки охотник.
В пышных кудрях голова, а лицо его полно задора.
Крошечны ручки его, но метать ими может далёко.
Может метнуть в Ахеронт и до дома Аида-владыки.
Телом он весь обнажен, но глубоко припрятаны мысли.
Словно как птица крылат; то к тому, то к другому порхает
К женщинам он и к мужам, и садится им прямо на сердце.
Маленький держит он лук, а на луке натянутом — стрелку;
Стрелка же, как ни мала, достигает до глуби эфира.
20 Носит колчан золотой за спиною, а в этом колчане
Злые тростинки — он даже не раз и меня ими ранил*.
Все это страшно. Всего же страшней тот факел, который
Носит всегда при себе. Он бы мог им спалить даже солнце.
Если его кто поймает, пусть свяжет его, не жалея.
Если увидишь, что плачет, смотри, как бы вновь не удрал он;
Если смеется, тащи. А захочет с тобой целоваться,
Тотчас беги. Поцелуй его — яд, и в устах его — чары.
Если же скажет: «Возьми, я прошу тебя, это оружье», —
Не прикасайся к подарку: все вещи окунуты в пламя».

~~~

Бог любви показан в юмористической ситуации: Афродита ищет сына, выкликая его приметы так, как было принято объявлять о беглых рабах; она даже называет его этим термином.

* Афродита не раз была уявлена стрелами Эроса: её благосклонностью пользовались Арес, Анхис и Адонис.


Рецензии
Очередная научная статья, дамы и господа! Но здесь уже что-то новенькое: древний Египет вплетается в сюжет. Кстати, вот не знаю почему, а мне кажется, что Анубис - самая зловещая фигура. Наверное, потому что он вершит суд.
Что касается строчек: развеселила твоя ирония, особенно здесь: "Мерзкий, крылатый паршивец не слышит..." Однако, ты нарвался. Теперь он еще более не услышит.-)) К тому же ты его дальше еще припечатал: "препаскуднейший отрок"-))
В свою очередь, не хочу гневить богов и иных существ, посему закругляюсь и желаю твоему лирическому герою впредь не искушать судьбу и не ругаться.-))

Маргарита Астанина   16.07.2025 19:18     Заявить о нарушении
Здравствуй, Златокудрявая дева, годами младая, что словом поэзии блещет и зелия всякие варит! у тебя устаревшие данные))0 Анубис изначально вершил суд. потом его сместил Осирис) там же есть описание к картинке даже. Анубис постепенно стал просто провожатым...
Это не ирония. и расскажи как еще больше можно не расслышать? разве может быть больше, чем ничто?)))
/с любознательностью/

Александр Черемисинов   16.07.2025 20:05   Заявить о нарушении
Осирис (лат. Osiris) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии и судья душ усопших. Основными центрами культа бога были Бусирис в дельте Нила и Абджу (Абидос).

Александр Черемисинов   16.07.2025 20:06   Заявить о нарушении
Первоначально (согласно «Текстам пирамид») Анубис был единственным судьёй мёртвых в Дуате, но эта высокая должность с конца Древнего царства (конец 3-го тысячелетия до н. э.) узурпировалась Осирисом (считавшимся умершим фараоном), перенявшим и титулы Анубиса «владыка запада» (Хентиаменти), «владыка тех, кто на западе»

Александр Черемисинов   16.07.2025 20:07   Заявить о нарушении
а за вкрапление египетского спасибо скажем Овидию, что видно из допматериалов) он рассказал мне про Исиду. я, если честно, думал, что Особенное впечатление на тебя произведёт Амат - чудовище с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой, пастью крокодила в древнеегипетской мифологии, обитающее в Дуате. Она съедала сердце человека, если великая Эннеада выносила ему обвинительный приговор на загробном суде Осириса в Аменти

Александр Черемисинов   16.07.2025 20:15   Заявить о нарушении
Я однажды попала на выставку древнего Египта в Пушкинском музее. Совсем случайно... и зависла там на какое-то время. Не знаю почему, но именно Анубис тогда привлек мое внимание. Еще не читая ничего, я интуитивно поняла его роль. Вот что-то в нем есть пугающее. А чудище, про которое ты написал - всего лишь чудище.-))

Маргарита Астанина   16.07.2025 20:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.