Немаленькие трагедии 1. Моцарт и Сальери. Высоцкий

I. часть. "Моцарт и Сальери"

***
Запев.

Посвящается Вольфгангу Амадею Моцарту
И Владимиру Семёновичу Высоцкому...

***
Эпиграф.
«Гений  и  злодейство – две вещи несовместные»
          Александр Сергеевич Пушкин  «Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери»

***
Пролог.

От соавтора как бы теперича,
Мой поклон Александру Сергеевичу!
***

Всегда под водку люди пели
От древности до наших дней,
В прекрасной Вене жил Сальери –
Скорее нытик, чем злодей.

Он презирал любовь и пиво,
Короче, просто прокисал,
За то, работал  кропотливо,
И знай, всё оперы писал.

Неплохо им жилось в Европе
Без дрязг и кляузных забот,
У нас,  обычно пишет опер,
И к сожаленью не  фокстрот.

Вдруг, гениальный композитор
Родится раз за триста лет,
А тривиальный инквизитор
Курок нажмёт – таланта нет.

Но мы продолжим, сноб Сальери,
Наладив свой тоскливый быт,
В придворной состоял капелле
И был отчасти знаменит.

Себя считал зануда первым,
И мнил, что в музыке он – Бог,
А сам ни одного шедевра
По трезвости создать не мог.
И как Вам рассказали ране,
Не мог шедевр создать по пьяни.

Понятно, в обществе найдётся
Любому типу антипод.
В те времена творил и Моцарт –
"Гуляка, пьяница и мот".

Он репутацией скандальной
Ничуть своей не дорожил,
За то, всё делал гениально:
И сочинял, и пил, и жил.

По всей Европе менестрели
Ему внимали не дыша.
До слёз завидовал Сальери
Успехам друга-алкаша.

Раз как-то на одном банкете,
Чтоб Амадея уколоть,
Сальери громогласно в свете,
Простите, начал чушь пороть.

Из чистых якобы порывов
Он проповедовал как поп:
«Мол, гений не совместен с пивом,
А водка – всех талантов гроб!»

Но Моцарт, просто для потехи
Ему ответил в свой черёд,
Брат, пиво с водкой не помехи,
Ну а скорей – наоборот.

И осушив бутыль «Столичной»,
Маэстро сел за клавесин…
Вместо лакеев канцлер лично
Ему фужеры подносил!

Но вот подобного напряга,
А был великий мастер пить,
Не вынес Амадей-бедняга,
И приказал нам долго жить.

С коварством брошенное слово,
Эх, Вольфганг, детская душа,
Способно доконать любого:
И гения, и алкаша!

Добро со злом веками бьётся
И нет сражению конца…
Мы чтим тебя, великий Моцарт,
Мы чтим тебя, поэт Высоцкий,
И человека и Творца!

Там, в райских кущах у Отца,
Как в древней Книге говорится,
Грех пьянства за любовь проститься.
И алкоголику с блудницей
Отпустят тысячу грехов
Ну, да, всего лишь за любовь!

P.S.
Но в шумном блеске презентаций,
Таланты, умоляю вас:
Не слушать подлых провокаций
И опасаться трезвых глаз! Атас!

10  ноября  1994 года. Камчатка, Елизово. - апрель 2017 г., Крым, Саки
***

II. часть. "Рыцарь и дракон."

Посвящается

Владимиру Высоцкому
Амадею Моцарту,
Шварцу Евгению ,
Человечным гениям...
***

Пролог.
(Из древних помню мифологий,
Что гении , не люди — Боги!)
Дай Боже, может нам поможет
Сын человеческий и Божий!

***
На Земле поэта не стало,
Обрыдалась всласть вся страна,
Но не Ленина, и не Сталина,
И не власти дурной в том вина,
Если душами Русь испоганилась
Понаевшись чужого (г … а) дерьма.   

У писателя Шварца Евгения
В сказке городом правил дракон,
Огнедышащий, тем не менее,
Очень многим нравился он.

Где же, Авели? Всюду Каины,
Вместо пламени  в душах лёд.
Ждите, граждане, в город каменный
К вам с гитарой идёт Ланселот,
(Робин Гуд, Христос, Дон Кихот).

Он исполнит симфонии Моцарта,
И Высоцкого песни споёт,
Как услышите, сразу кончится
Над Отечеством вечный гнёт,
А дракон сам собою помрёт.

(Но "безмолвствует вновь народ",
Жрёт хот-дог, кока-колу пьёт,
Да по телику зрелищ ждёт,
Классик Пушкин, как есть, не врёт!)

В прошлом рыцаря раз, и распяли,
Подивились страстям на кресте,
И не «ленины», и не «сталины»,
Мы, остались жить в темноте.

Ох, уж эти благие намеренья,
Да триумфы грядущего дня,
Кто, весною посеяв тернии,
Урожайного ждёт ячменя?

Кем-то Родина вновь испоганена
В недалёкие времена,
И не Ельциным, и не Сталиным,
И не власти дурной в том вина,
Эй!
Кто не ябеда, кто не жадина?
Бросьте камешек!…. Тишина.

P.S.
Что "не дадено, то украдено!"*
Правд не множество, а одна.
Если городом правит гадина,
Значит, жителям грош цена.

* цитата из Е. В. Евтушенко.

28 января  2018 года. Крым, Саки.
***

III. часть. "О версиях и заблуждениях. Сальери и Иоанну Крестителю."

Посвящается настоящим учителям...

***
Пролог.

Себе не верю, неужели,
Прошу прощенья у Сальери?
***

Я версию увидел теле,
В ней говорят, на самом деле,
Что Моцарта ценил Сальери,
И Амадею помогал...

Потом обязан был врагам,
Завистникам, клеветникам
(Что, право, не в новинку нам)
Посмертной незавидной долей.

Тогда, друзья, не стану боле
Тревожить праха мертвеца
Я ради красного словца.

Мой грех не так велик собою.
И заблуждений, и клише
Давным-давно полно уже
И для мозгов, и для ушей.

История покрыта мраком,
Не разглядеть плевел меж злаков,
А ты, прости, меня, однако.

В садах Эдема пребывая,
Возрадуйся, тебя играют,
Считая снобом и злодеем,
Пускай, и реже  Амадея.

Взрастив творцов-учеников,
Знай, ты не  сгинул в тьму веков.
Бетховен, Шуберт, Ференц Лист** –
Достойные птенцы твои.

P.S.
И люди помнят неспроста,
Кто был Предтечей у Христа!

** Все названные мною композиторы были учениками Сальери. Композитор сильно переживал о смерти Моцарта. Он сам прожил долгую жизнь, но под старость впал в безумие. Якобы что-то в таком состоянии и говорил о смерти Моцарта.

7  февраля 2018 года. Крым, Саки.


Рецензии
В своем отечестве пророков не бывает,
А те, кто есть — подвержены порокам,
Ведь каждый, как умеет, заливает
Тоску и боль на сердце одиноком.

У каждого из нас свои высоты,
Но лишь один на всех у нас Высоцкий —
Кумиром ставший мне, а для босоты
Он образ нес особенный — отцовский.

Как органично он сыграл арапа,
Какие песни написал и спел!
Его Жеглова брал в пример Шарапов,
Жаль, что пожить он толком не успел.

Вся наша жизнь игра, театр кукол.
Чужие жизни проживал на сцене
Высоцкий, сам себя загнавший в угол,
Чей дар актерский истинно бесценен!

Уйдут все те, кем можем мы гордиться,
Любимые, родные и друзья,
Ведь если довелось на свет родиться,
То место встречи изменить нельзя!

Анфиса Третьякова-Федина   13.07.2025 17:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.