В детстве я читал изданные в советское время песенники. Их в доме было несколько. В числе прочего - сборники русских народных песен, классических романсов. Уже тогда меня не покидало чувство, что текстов печальных песен в нашей Отчизне в прежние времена напечатано было, скорее всего, больше, чем радостных и удалых. Было ощущение, что из культуры ещё давным-давно вырезали целые пласты радости. Позднее я стал находить подтверждения, что именно вырезали, убрали, заменили. Традицию печалиться по поводу и без повода укоренили, стали преподавать нам с малых лет, и мы её наверное усваиваем - в той или иной степени. "Извела меня кручина", "Один я плохой", "Всегда быть в маске - судьба моя" - строчек такого рода найдётся немало, стоит только захотеть отыскать и осмыслить. "Этот стон у нас песней зовётся". Надеюсь, что не все это принимают. Надеюсь, что есть немало людей осознанных, понимающих, что к чему и делающих практические выводы. Пишут ведь и хорошие жизнеутверждающие песни. Некоторые из них - такие, как "Широка страна моя родная", сначала затёрли, потом высмеяли и обесценили, некоторые остались, живут. Уже во взрослом возрасте я стал понимать, что "Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт" - не просто строчка из мультяшной песни, это - ясно сформулированная технология магического мышления. Что поём, тем и становимся. Что говорим, то и происходит. Во что глядишься, в то и обратишься. Технологию эту понимают правители, некоторые поэты, писатели, художники и композиторы, волшебники смыслов и ответственные люди из спецслужб, бдившие в советское время за культурой, киноиндустрией, за нарождавшимся русским роком и прочими явлениями. Однако много ли толку просто следить и запрещать? Если нет вдохновляющего мотива, здоровой альтернативы, никакую песню не запретишь. А потому... Пели в конце 1980-х "Перемен" - перемены пришли, причём не рядовые, особенные. Со временем размышления над текстами стихов и песен вошло у меня почти в привычку, возможно, даже в профдеформацию, я стал замечать, что тут и там озвучиваются не самые счастливые сценарии: то комплекс неполноценности, то самопроклятия, то пропаганда пьянства, нескончаемая мятежность, то ещё что-нибудь. Что мог, я переписывал, хотя бы для себя. Что-то озвучивал на творческих встречах. Как автор я и у себя в текстах нахожу немало ограничивающих убеждений, навязанных "культурой" сценариев, моделей. Меняю, меняю, меняю. Переписываю сценарии своей жизни. Не все друзья и знакомые понимают и одобряют меня в этом. "Как ты мог переписать эту песню! Мы уже привыкли! Нам нравилось!" Некоторые близкие по духу люди осознают, что это важно и нужно - переосмысление, создание позитивных сценариев. На днях вспомнилась "Однозвучно гремит колокольчик". Известная тема. Магомаев пел! Сам!!! Переслушал. Вчитался в текст... Не выдержал, переписал, перепел. Мне так ближе. Мне так живее. Делюсь процессом.
По мотивам романса Ивана Макарова и Александра Гурилева
Однозвучно звенит колокольчик,
и дорога пылится слегка,
и привольно по ровному полю
разливается песнь ямщика.
Столько жизни в той песне красивой,
столько памяти прожитых дней,
столько мудрости, веры и силы,
и раздумий о судьбах людей.
Прежде слышал я песню иначе
и не мог её сути понять,
а теперь от сочувствия плачу
и хочу ямщику подпевать.
Я ему подпеваю нестрого,
он глядит на меня с облучка.
Продолжай, мой ямщик, ведь дорога
предо мной далека, далека...
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.