Лучшая любовная лирика Лермонтова
1. «К*» («Не ты, но судьба виновата была...») (1832)
Не ты, но судьба виновата была,
Что скоро ты мне изменила,
Любовь твоя, правда, не долго жила,
Но, верно, довольно любила.
Я всё еще твой, но, о друг мой, прости,
Когда я в прошедшем брожу,
Как тень, набегает живая мечта,
И твой я теряю покой.
Но я не виню тебя, друг мой, за то,
Что ты изменила так скоро:
Кто знает? быть может, и мне суждено
Изменой платиться за скорбь!
Это стихотворение, предположительно посвящённое Варваре Лопухиной, отражает боль неразделённой любви и размышления о предательстве. Лермонтов винит судьбу, а не возлюбленную, что подчёркивает его романтическую натуру.
2. **«Я не унижусь пред тобою...» (1832)
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоим улыбкам и глазам.
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертный стон?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я не прошу у Бога чуда,
Твой взгляд не нужен мне назад;
Я не хочу, чтоб сердце снова
Горело страстью, как тогда;
Но я б хотел, чтоб ты свободно
Могла мне в очи посмотреть,
Чтоб, помня дни, когда так жадно
Я им стремился вслед,
Ты хоть бы раз, пускай невольно,
О прежнем вспомнила тепле,
Чтоб я, взглянув на это больно,
Хоть на минуту стал себе!
Одно из самых личных стихотворений Лермонтова, вероятно, также посвящённое Варваре Лопухиной. Оно выражает разочарование в любви, гордость и внутренний конфликт лирического героя, который не хочет унижаться, но всё ещё тоскует по прошлому.
3. «Она не гордой красотою...» (1832)
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не блещет остротою
И вздохов не сбирает дань;
Но в ней есть сердце, в ней есть пламя,
Есть в ней простой души порыв,
И, верно, ты бы перед нами
Стыдился ветреных порывов.
Её движенья, голос, взгляды
Так гармонически слиты,
И не в наряде, не в обряде
Её душевной красоты.
Она проходит — и невольно
К ней взоры всех обращены,
И, глядя на неё, мне больно,
Так чувства сердца глубоки.
Стихотворение воспевает внутреннюю красоту и душевную глубину возлюбленной, противопоставляя её внешней эффектности. Оно наполнено нежностью и восхищением, но с ноткой грусти.
4. «К Л—» («Взгляни, как мой спокоен взор...») (1830)
Взгляни, как мой спокоен взор,
Как сердце в тишине;
Но тщетно скрыт душевный взор
В душевной глубине.
Там образ твой, там вечный храм,
Где я дышу тобой;
Там в каждом чувстве, в каждом снам
Ты вечно предо мной.
И я не в силах разлюбить,
Хоть ты другому дана;
Но если можешь ты забыть,
Забудь, я пью до дна!
Это раннее стихотворение Лермонтова, полное юношеской страсти и невозможности забыть возлюбленную, несмотря на её равнодушие. Оно отражает внутренний разлад между внешним спокойствием и бурными чувствами.
5. «Нищий» (1830)
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Стихотворение использует аллегорию нищего, чтобы передать разочарование в любви. Лирический герой сравнивает себя с нищим, который вместо хлеба получил камень, символизируя обман и предательство в любви.
6. «К*» («Мы случайно сведены судьбою...») (1832)
Мы случайно сведены судьбою,
Мы нашли себя в чужом краю,
Мы с тобою связаны душою,
Как с звездой звезда в ночном раю.
Но зачем же в сердце столько муки,
Но зачем в душе так много зла?
Мы с тобою — словно две звезды,
Что на небе вечно разделяет
Млечный Путь холодный и суровый,
Иль меж нами чья-то злая воля
Нас свела, чтоб разлучить опять?
Стихотворение, вероятно, адресовано Наталье Ивановой. Оно передаёт трагизм любви, обречённой на разлуку, с использованием романтической образности звёзд и судьбы.
7. «К Н. И.» (1830)
Зачем в наряде маскарада
Ты явилась предо мной?
Зачем так пылко, так тоскливо
Мой взор преследовал твой?
Твой образ в сердце сохраняю,
И в снах он всё передо мной;
Но ты, ты любишь ли, не знаю,
Иль это призрак лишь ночной?
Посвящено, предположительно, Наталье Ивановой. Стихотворение наполнено сомнениями в искренности чувств возлюбленной и романтическим мотивом недостижимости любви.
8. «Как дух отчаянья и зла...» (1830)
Как дух отчаянья и зла,
Ты на меня свой взор поднять не смела;
Твой взор — он сердце жёг, как пламя,
И я бежал от глаз твоих.
Но всё ж в душе моей, в томленье,
Твой образ вечно сохранён,
И в снах моих, в моём виденье
Ты, как звезда, стоишь во мгле.
Это стихотворение передаёт внутренний конфликт героя, разрывающегося между страстью и болью, вызванной равнодушием возлюбленной. Образ звезды подчёркивает её недоступность.
9. «Прощай, немытая Россия...» (1841, любовный подтекст в контексте)Текст:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Хотя это стихотворение чаще интерпретируется как гражданская лирика, в нём есть подтекст личной свободы и, возможно, бегства от неразделённой любви, связанной с родиной и личными переживаниями. Любовь здесь символична, но присутствует в контексте стремления к освобождению.
10. «Я не хочу, чтоб свет узнал...» (1831)
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, как я страдал,
Одной лишь ей дано то знать.
И если б мир узнал об этом,
Он не постиг бы ничего:
Моя душа — в её полете
Так далека от мира всего!
Пусть будет тайной для людей
Моя любовь, моя печаль;
Но ты, о ты, в душе моей
Горишь, как вечная свеча!
Это стихотворение - исповедь о глубоко личной, почти сакральной любви, которую герой хочет скрыть от мира. Оно подчёркивает интимность и трагизм его чувств.Примечания:Любовная лирика Лермонтова часто связана с реальными женщинами в его жизни, такими как Варвара Лопухина, Наталья Иванова или Екатерина Сушкова, но она всегда окрашена романтической тоской и фатализмом.
В отличие от Пушкина, чья любовная лирика нередко светла и гармонична, у Лермонтова любовь почти всегда сопряжена с болью, разлукой или невозможностью счастья.
Свидетельство о публикации №125071303273