Пайуайв

     Пайуайв - мужик суровый. Этакий кержак со своим уставом. На твоё "Здравствуйте" отвечает хмурым взглядом изподлобья:
- Ну, проходи, коли занесло тебя в наши края...
И лишь в уголках его глаз хитрая смешинка выдаёт внутреннее тепло, с трудом скрываемое под крепким панцирем крутого скалистого нрава. "Посмотрим, что ты за фрукт какой? Церемониться мы не обучены, у нас тут свои законы... Ладно, погуляй у меня на дворе недолго. Шалить не будешь - отпущу с миром... Ну, а станешь мусорить иль ещё какие непотребства вытворять, - вот Бог, а вот порог. Всыплю граду по первому разряду! Таких моих гостинцев никто пока что не переваривал, позабудешь все свои хотелки мигом."
      И давай пускать туману в долину ручья, у которого я палатку поставил. Ты кое-как буквально продрался через заградительный полк стражи-чапурыги, гражданские родственники которой плавно колышат листвой у дорог, у речек и ручьёв далеко в умиротворенных долинах... И вдруг, - место под палатку в лучшем виде!  Глазам своим не верю! Кержак Пайуайв хоть и хмур, да в гостеприимстве толк ведает.
      Я, как из лесного пояса в сопки вышел, за весь этот путь даже близко ничего подобного не встретил. Там, на двести метров пониже, встречались просторные поляны, украшенные присутствием статных барышень-елей в бархатистых кружевных сарафанах. И не раз думалось мне, - может, и не надо дальше идти? Вот оно, простое счастье туриста: живописный говорливый ручей, поблескивающий средь скуластых каменных голов в травянистых шапках, украшенных разноцветьем, поляны и модельные  барышни... Но нет, не зря же за свой счёт брал три дня дополнительно, чтобы всю неделю закрыть. И готовился соответственно...
       Уже приближаясь к ручью после долгих пересудов с охранительной гвардией с переплетёнными когтистыми ветвями, мне по неясному наитию захотелось взять правее, выше по склону. Вот и уклон к дельте ручья. Завидев поверх толпы приземистых неуступчивых охранников высокую трёхствольную ель (а может, три близстоящие), взял курс на неё. И за несколько шагов до ручья вышел прямо на горизонтальную полянку с невысокой травкой! Да ещё и сухая, и не каменистая - и в грязь не наступишь, и колышек загонишь без труда. В ручье попытался найти плоский камень - подставку под горелку, но подходящего не оказалось, а иной камень было не вытащить, словно кусок объёмного паззла, намертво сплочённого с соседними. Чуть погодя туман усилился и стал накрапывать дождик, отменив этот поиск. В сырую погоду можно аккуратно включить горелку под пологом тамбура палатки, сидя перед ней на краю спального объёма. Ветрозащита в таком случае не позволяет пламени прямо смотреть на ткань, дополнительно охлаждаемую дождём с внешней стороны. И дикорастущий газон под пологом влажный, не испортишь горячим металлом донышка горелки.
Хорошо, что дождь пошёл уже после моего устройства на промежуточной стоянке. Ценю твою суровую деликатность, Пайуайв! Быстро заснул после ужина под плотный убаюкивающий шелест. За то и проснулся рано, всё-таки окружающая берёзовая чапурыга лишь немного выше роста и не заслоняет рассеянный облаками свет. Который в полярный день проникает практически всюду, а что ему тоненькая граница палаточного мирка? Шум дождя постепенно ослабевал, отдавая первую скрипку завыванию ветра, рвущегося через перевал между вершинами. "А ведь здорово", - думал я, уютно ворочаясь в спальнике, - "высушит листву и к утру можно будет идти к водопаду, не выступая в роли губки, собирая влагу". Несколько раз просыпался под разгульную песню разшалившегося бродяги-ветра, выбравшего своей сценой амфитеатр горной долины. Чувствовалась бодрящая прохлада, но стоило очередной арии стихнуть, как тут же я подпадал под чарующее обаяние сна...
     Заполярная стихия - это отдельная тема! Она тем взбалмошнее, чем интереснее для тебя место, в которое ты собираешься. Такое наблюдать не впервой... Вот и в этот раз, почувствовав мой интерес при подготовке к походу, девушка-стихия начала пудрить свой носик, задирая его и ехидно ухмыляясь, искоса поглядывая на меня осенней температурной кривой прогноза на нескольких проверенных сайтах. Да ещё и притворно всхлипывала столбиками осадков, аж до 10мм в час на пике, угрожая поливать больше суток. И ладно бы раньше или позже, а то ж в самой середине похода, когда мне надо быть на водопаде... Подразнив и натешившись своей неприступностью, сжалившись ближе к выезду, выдала более-менее сносную картинку. А мне хоть как ехать, лишь бы не смыло...
       В первый день похода, воскресенье, окончательно уложил приготовленные с вечера вещи и еду по велосумкам. По традиции забыв заплечный рюкзак, вернулся за ним от выезда из города. Наконец-то, вырвавшись ближе к трём, достиг старого моста через Каменку около восьми вечера. Переходил по нему давненько без проблем, также, с велосипедом... Сейчас от него осталось четыре бревна с зияющими между ними прорехами. Перешёл почти без эксцессов, за исключением того, что свалился в конце со второго бревна, считая по течению. Выручило первое, самое большое бревно, предназначенное для противостояния весеннему ледоходу, а также сам виновник потери баланса - велосипед. Который, упираясь в первое бревно колёсами, а рамой - мне под мышку, опрокинул меня поперёк остальных брёвен. Левая нога вымокла, наполнив сапог, на правой только обувь намокла. Но это, в принципе, мелочь. Хуже было то, что начало моросить. Правда, кривляка-стихия в своём последнем перед поездкой откровении на сайте обещала дать джазу только за полночь. Под нудную перкуссию капелек можно ещё поискать избу где-то у следующего ручья... Поиски не затянулись - заполярная стихия решила не откладывать концерт, и, чтоб не вымокнуть, пришлось ставить палатку. Ведь даже найдя избу, не факт, что обнаружу в ней сухие дрова для обогрева, скорее - увлажненные в атмосфере двухнедельной облачности и дождей. Поставил прямо на спуске грунтовой дороги к тому самому ручью, поскольку лес успел уже достаточно насытиться влагой, а по состоянию дороги видно, что после схода снега по ней не ездили, да и вообще давно никто не ездил. Мост непреодолим на технике, брода нет... Взбалмошная дива продержала не особо благодарного слушателя в палатке до обеда понедельника, поливая с переменным темпом и громкостью. Влажные вещи парили в тамбуре, невольный подопытный меломан делал вид, что жмурится от удовольствия...   Выспавшись как следует и отдохнув, со спокойной осторожностью перешёл мост обратно. Собрал рюкзак на двух-трёхдневный выход, поставил велик у берёзы близ дороги, накрыл его, как обычно, "специально обученной плёнкой", прихватив её авторезинкой с крючками. А что его прятать? Ну, подумаешь, кто-то в моё отсутствие со вчерашнего вечера развернулся перед мостом на квадрике... Делать здесь нечего, наезженная дорога заканчивается перед бродом через предыдущий ручей местом стоянки-разворота. За то искать не придётся, когда вернёшься уставший. Кому нужно возиться с моей техникой, сюда добираются лишь автолюбители, для которых велик - что посох калики перехужего, странная ненужная штука.
     Отойдя немного от дороги, наткнулся на небольшое болото. Наградой за его переход стал именно посох, вырубленный из засохшей на корню сосенки, видимо, "последней из могикан" в округе. Больше по всему пути до водопада сосна не встречалась, только ель да можжевельник из хвойных. В отличие от обратного, но об этом потом.
До промежуточной стоянки на перевальном ручье единственным серьёзным препятствием явились те самые полкИ кустообразно раскорячившейся берёзы с переплетёнными ветками. Самое противное, что обходить её заставы не знаешь, где лучше, - выше или ниже, и не быстрее ли торный путь?..
     Но вот я и вышел вверх по ручью с промежуточной стоянки с минимальным весом рюкзака. Дня мне точно достаточно для перехода к водопаду, прогулки вокруг и обратно. Дай Бог, распогодится, так даже искупаюсь в озерке под струями! Главное, обойти чапурыгу. Вверх по ручью (где осталась палатка) она некоторое время пыталась уколоть глаза, потом постепенно мельчала и редела, пока не сошла на "нет" на перевале. И вот я на ближайшей к моей цели вершине Пайуайва, обдуваемый ветром. Окружающий ландшафт незнаком, а очертания дальних сопок,  которые могут быть мне известны, покрыты низкой облачностью. Несмотря на использование программы-навигатора в телефоне, всё-таки сделал крюк, уверовав в своё понимание складок местности. Но таки водопаду ж никуда не деться от меня, - вышел к порогу ручья в истоке р. Каменная повыше основного каскада. Замечу, что это разные реки: Каменка и Каменная. Первая течёт на север и впадает в Ёну, а вторая - на юг. Как раз хребет и отроги Пайуайва служат в качестве водораздела.
     Вопреки мнению, что шум низвергающегося потока слышен издалека, заметил его только незадолго до подхода. Звук словно концентрируется в каменном мешке ущелья, многократно отражаясь от стен. Возможно, он гораздо дальше слышен в сторону течения ручья. Да, слово ручей более подходит, чем река для того, что можно перешагнуть, наступив один раз на камень посередине потока, в месте чуть выше водопада. Каменная в истоках питается несколькими горными ручьями.
     Низкое пасмурное небо не только не желало проясниться, но и стало намекать на то, чтобы я попроворнее лазил по скалам вокруг водопада. Чтобы сделать кадры с разных ракурсов. Через некоторое время усилился до среднего, сделав мокрыми и до этого влажные камни и наросший на них дёрн; мох и траву. Мысль о селфи на фоне главного каскада забылась, как недоразумение. Кадры падения блогеров, делающих селфи, в интернете не редкость. Как раз перед походом попались на глаза подобные, причём несчастный упал именно со скалы. Спасибо за предупреждение, ангел-хранитель! Оно мне вовремя напомнило об осторожности. Только заканчивая съёмку, отметил себя, но лишь на фоне нижнего, самого невысокого из трёх, перепада воды. Обратно до палатки я шёл быстро, а при приближении, снижаясь по открытому месту, то и дело пробегал по несколько метров, используя посох, чтоб не поскользнуться. И стоило мне закрыть за собой полог тамбура, как небеса включили форсаж - пошёл настоящий ливень. Значит, со мною, можно сказать, деликатничали. Я всего-то навсего просто вымок, а под сильным дождём начинаешь ведь замерзать! В напутственном прогнозе этого ливня не значилось, но я же на водоразделе нахожусь. Здесь своя кухня погоды. Верховые болота должны быть насыщены влагой и осадки тут - обычное дело. Населённые пункты, для которых можно найти прогноз, практически все расположены в среднем либо нижнем течении рек и у берегов озёр, куда эти реки, собственно, и направляются.
      Непогода опять надолго закрыла мне выход из своего технологичного укрытия. За то отдохнул как следует.
      Обратно к велосипеду решил идти, начиная так же, как и к водопаду. Выйдя за пределы чапурыги, незаметно оказался на главной вершине Пайуайва. Сделанный из дерева триангуляционный знак прогнил, развалился на куски. Увидел знакомую бетонную форму с квадратным сечением, но обрушенную стихиями с торца, обращенного наверх. На торцах таких форм в старой, деревянной версии  знаков-треног, у нас выдавливали кустарным способом серп и молот. Здесь они уже выветрились..
Интересно, на сопке Крутая - уже тоже?
В 2011г. на её вершине я впервые видел подобное изделие:
    
...Воды немало утекло
С поверхности твердыни,
Державшей на своём веку
Кумиров и святыни.

Очередного века знак
Уйдёт в небытиё,
Исчезнет серпа-молота
Бетонное литьё.

Великие свершенья
И время перемен…
А мы-то что оставим
Земле своей взамен?..

(Из моего путеводителя в стихах по р. Верхняя Ёна)

И Крутая, и другие сопки, в отличие от Пайуайва, хорошо мне знакомые, сегодня, наконец, открыты для обозрения. Хотя чёткость оставляет желать, но лучший для фотосъёмки сопок период лета уже прошёл в начале июня. В конце августа тоже бывают очень ясные дни, но на удачу.
       Пока оставался на пологом плато Пайуайва, постепенно снижающимся к до боли знакомым чапурыгам, под ногами часто попадались выступающие кварцевые булыжники, подёрнутые серыми пятнами вросшего в них лишайника. Почему-то они, как правило, по три штуки выстраивались в линию. Но ориентация этих линий, на первый взгляд, хаотична. А самая главная подобная линия заметна издалека: три кварцевых булыгана выстроены в ряд. Один из них, расположенный ниже остальных, состоит из двух частей. На кварцевом "постаменте", выступающем из дёрна, плотно, без зазоров, стоит кварцевый же кубик стороной... Вот беда, хоть бы примерно замерил... Условно - с полметра. По моему фото на его фоне тоже можно прикинуть.
     По пути к велосипеду я ещё заложил пару петель. В первый раз выяснилось, что остановился трек в программе навигатора. Я вроде взял курс на сближение с нужной траекторией, но когда снова проверил - оказалось, я удалялся. За то дополнительно осмотрел округу с новой стороны... Во второй раз я, идя напрямки к месту оставления двухколёсного друга, упёрся в болото и, обходя его, увлёкся прекрасным сосновым бором вдоль возвышенности, уходящей выше по течению вдоль Каменки (Не путать с Каменной).
      Велик стоял не тронутый, в том же виде, как оставлен. Возвращение вниз к нему оказалось гораздо дольше выходу в горы! Задержали не только мои блуждания, но и атаки мошкариных полчищ, ибо как раз сегодня осенняя погода сменилась летней, - а эти зверюги и так уже отстают от своего биологического графика на пару тех дождливых недель. В лесной зоне приходилось часто отдыхать, смывая пот водой из фляги. С велосипедом добрались до ближайшего нормального места стоянки. Поставил палатку на открытом участке в надежде на ветерок. Но на следующий день пожалел - высокое солнце уже с утра распалило жар внутри, в тень от деревьев палатка попала только к обеду. Но ручей поблизости дал и отдых, и возможность простирнуть пару шмоток. До дома в этот день я уже не доехал, при том, что за пол дня прямого пути преодолено расстояние больше, чем за два последних. Вот что прохлада животворящая делает! Крайняя ночёвка была в одном из многочисленных красивых мест у речки Ёны. Потом отдыхал под сенью берёз на лавке со столиком у моста через Касси...
     И даже не стал мучать себя асфальтом, даехав на грузовой площадке местного автобуса. Благо в летнее время по пятницам у него добавляется третий, поздний рейс.


Рецензии