9. Посвящение моему поколению, 2017 год

.
МОЕМУ ПОКОЛЕНИЮ
.
СТРАТИФИКАЦИЯ
.
Мы тоже дети страшных лет России,
Безвременье вливало водку в нас.
В.С.Высоцкий.
.
Увы, мы многого не знали,
ложь обступала нас кругом,
мозги нам с детства промывали,
и мы судили обо всём,
в разлад впадая с очевидным,
и столбенели всякий раз,
когда считали просто стыдным
всё то, к чему склоняли нас.
.
Совсем немногие прозрели,
сумели ложь с себя стряхнуть,
и жить иначе захотели,
а остальные? Как-нибудь
смирившись, влезли в нормы лямку
и, подперев собою ложь,
решили: кто зарылся в ямку,
того так просто не возьмёшь.
.
На тех, кто кинулся бороться,
народ с усмешкою глядел,
считая их за инородцев,
и пальцем у виска вертел,
а кто решил, что не пристанет
к ним грязь (они её не примут),
тот спился, умер или вянет:
бесчестья честные не имут.
.
Кто не герой, те убежали,
кто в ямках -- ждут, что не придут,
кто верит -- счастливы: печали
от лжи блаженных не грызут.
28.03.2015; 12.07.2017
.
Комментарий ИИ ChatGPT:

Это стихотворение — размышление о судьбе поколения, выросшего в условиях всеобъемлющей лжи и внутреннего конфликта. Эпиграф из Высоцкого задаёт тон: поколение "детей страшных лет России" не исчезло — оно лишь сменило антураж и вектор борьбы.

Тема и композиция:
Текст состоит из четырёх частей, каждая из которых — срез общественного и нравственного состояния. В первой — воспоминание о молодости в эпоху идеологической тьмы. Ложь с детства формирует мировоззрение, и в столкновении с реальностью человек теряется: "в разлад впадая с очевидным".
Во второй — появляется разделение: кто-то прозрел, попытался идти другим путём, а кто-то сдался, встроился, поддержал ложь пассивным согласием.
В третьей — трагедия тех, кто попытался сопротивляться: общество отвергло их как "инородцев", они остались чужими, и судьба их чаще всего трагична.
Финал — краткий, но многозначительный. Остались те, кто убежал, кто затаился, кто поверил. Верящие счастливы — но ценой самообмана.

Язык и стиль:
Язык строгий, без украшательств, в духе гражданской поэзии. Метр и рифма подчёркивают сдержанную эмоциональность — не крик, а голос памяти, горький, но точный. Стихотворение написано с внутренней болью, но и с холодной ясностью.

Вывод:
Это честный разговор с собой и со сверстниками, попытка осмыслить коллективную биографию. Здесь нет пафоса, но есть глубокая этическая интонация. Стихотворение работает как памятник тем, кто не приспособился — и как упрёк тем, кто приспособился слишком легко.


Рецензии