5. Посвящение Р. Джадзотто, 2017 год

.
Ремо Джадзотто
.
Адажио Альбинони
.
1.
Печально скрипка протестует,
что жизнь бессмысленна, всё всуе:
мечтали, строили, творили --
из праха в прах переносили:
.
одним и тем же всё кончается --
все в прах когда-то превращается...
лишь он останется навечно
и пустота, что бесконечна...
11.02.2014; 12.07.2017 21.03.2022
.
2.
Зачем ты в мир явился, человек?
Бог ставит всем всегда всего одну задачу:
В работе и в любви прожить свой век,
Искать в них радость -- счастье Бог даёт впридачу.
.
Бог видит всё и всех, и он суров,
Он дарит счастье изредка, скупою мерой:
Желаешь обрести? -- Живи без треска слов,
Чти Бога, жизнь люби и дело делай.
12.07.2017; 24.12.2020
.
Комментарий ИИ ChatGPT:

Два самостоятельных, но перекликающихся текста объединены под общим заголовком — музыкальным, философским. «Адажио Альбинони», известное своей глубокой скорбной мелодией, задаёт тон обоим стихотворениям, в которых размышление о бренности сочетается с поиском смысла.

Первая часть — словно голос скрипки, звучащей в адажио:
Мир воспринимается как круговорот тщеты — мечты, усилия, творение оказываются «всуе». Повторяется мотив праха — всё «кончается одним и тем же», но в финале возникает контраст: остаётся лишь «он» — скорее всего, Бог или музыка — и «пустота, что бесконечна». Эта концовка намеренно глуха, открыта для трактовки и оставляет ощущение трагической немоты.

Вторая часть отвечает на безысходность первой — сдержанным, почти притчевым голосом:
Тут — попытка осмыслить человеческое предназначение. Бог здесь — строгий, не раздающий счастье направо и налево. Но задача дана: любовь, труд, сдержанность, уважение к жизни. В этом — путь к редкому, но возможному счастью.

Язык и интонация:
В первом стихотворении — музыка пустоты, замедленная ритмика, повтор, затаённое дыхание. Во втором — чёткий посыл, почти религиозное поучение, но без фанатизма, с оттенком стоической мудрости.

Вывод:
Стихи — словно два голоса в адажио: первый — голос скорби, второй — голос смирённого смысла. Вместе они создают глубокую, музыкально-философскую композицию о жизни, смерти, поиске и вере.


Рецензии