Нравственное сознание человека
Содержанием морали является совокупность взглядов, воззрений, идей, сформированных на основе отражения общественного бытия посредством добра или зла, а также норм, правил, оценок поведения человека, групп людей, ведущих процесс формирования отражений духовных конструкций, тем не менее обосновывается и закрепляется в таких регуляциях, как справедливость, общественный идеал, закон.
Общественная потребность в общении, позволяющая объединять людей отношением понимания, доверия и взаимопомощи, и есть реальная основа морали. Это желание получило свое логическое наименование – потребность в человечности.
Моральные нормы формировались еще в Античные времена, когда философия показала свое отношение к проблеме человека, хотя в реальности многие принципы морали уже были приняты. Данное свойственно всем народам, в их число входили также славяне, это отразилось в сказках, которые передаются из поколения в поколение, они дошли до наших дней.
Сократ в своих трудах говорил о том, что такое добродетель. Это было сказано в его высказываниях еще до того, как он стал говорить о том, что в жизни каждому из нас необходимо рассчитывать только на свои собственные убеждения. Добродетельный человек – это идеал, совершенство. Принимая во внимание интересы других людей на тех условиях, что они имеют в виду сами (как свои), совершенный человек строит добрые отношения с миром.
Основоположник нравственной теории – Аристотель – утверждал о том, что человек в процессе своей жизни должен придерживаться золотой середины, другими словами избегать недостатка, но при этом быть довольным и не стремиться к излишеству. Этот человек обладает такими качествами как дружелюбие и мужество; он имеет такие качества как правдивость и смелость; он имеет такие качества как умеренность, щедрость и честолюбие.
Тогда же, во времена Средневековья, когда религия была вытеснена из сознания людей, критерии добра и зла были исключены из описания человека. Некоторые говорили о том, что добродетели не нужно учиться, а можно просто накапливать в себе характер совершенного человека. Это самое главное, чтобы человек смог принять нравственные нормы, которые были созданы Богом до его появления на свет, и в силу этого, они являются общезначимыми для всех, абсолютными и непреложными.
Для Нового времени характерно стремление к соединению существующих взглядов на мораль и этического учения, а также попытка создания нового взгляда на мораль и этическое учение. Не менее занимательным был поиск ответов на вопрос о том, что же такое мораль под видом свойства отдельного человека превращается во всеобщую социальную организующую силу и как эта сила может блокировать эгоизм отдельно взятой личности. Это было предсказуемо, поскольку только разум в форме просвещения или воспитания способен обуздать анархию эгоизма, тем самым помогая осуществить переход от индивида к роду через соединение индивидуальной добродетели и общественной справедливости.Стоит отметить, что практика была направлена не на гармоничное развитие, а на противостояние человека и общества.
И. Кант утверждал, что мораль не может быть выведена из опыта. А если это так, то она не может быть и теорией о сущем. Мораль – это учение о том, что должно быть.
В современном мире, говоря о морали как о форме общественного сознания и ее содержании, делается акцент на том, что она состоит из системы норм (правил), моральных качеств, морального идеала или морального принципа. Одна категория регулирует сущность социального бытия: справедливость, общественный идеализм, смысл жизни и т.д. Есть категории, которые определяют уровень нравственно-эстетической зрелости человека: долг, честь, совесть, достоинство, ответственность. Особенность моральных требований состоит в том, что они носят всеобъемлющий, общечеловеческий характер, снимают различия между субъектом и объектом, указывают на высшую степень обусловленности, к ней применимы свои санкции в форме общественного мнения, отвечающего требованиям должного.
Свидетельство о публикации №125071203230