Призрачные Миры

Перечень глав

Вступление
Глава 1. Утопия Мора
__________
Примечание: В сборнике представлен краткий поэтический пересказ литературных утопий XVI-XVII веков, выполненный исключительно в целях просветительства

***
Вступление

Люди Миром не довольны
И придумать свой спешат.
Чертят города престольны,
Их мечтами населят.

Мир машинный не сулили,
Не пришли те времена,
Но мечты Сад посадили.
Нам годны их семена?

***
Глава 1. Утопия Мора
Томас Мор (1478 - 1535) - английский юрист, государственный деятель, философ и писатель-гуманист

«1»

Где-то очень далёко лежал остров
И добраться до него так не просто.
Там Утопия* страна процветала,
Мы опишем, как того достигала.
__________
* утопия - в переводе с греческого «благое место» или «место, которого нет»

«2»

Мы сначала об острове скажем:
Полумесяцем форма - укажем,
А в заливе - подводные камни,
Для защиты они станут гла'вны.

Есть в заливе утёс - с маяком,
Другой берег высок, не зайдём.
С перевозчиком можно доплыть,
И иначе - чужому не быть.

Раньше остров Абра'ксою звался,
Раз Утоп на тот остров добрался.
«Диких» жителей он покорил,
Им культуру Утоп «насадил».

Над Утопом соседи смеялись,
«Дикий остров» - ему удивлялись.
Но Утоп жизнь устроить сумел,
Впредь смеяться никто не посмел.

«3»

И полсотни там градов построят,
День пути - так дороги устроят.
Города схожи - все «типовые»,
Раз удобны - зачем, мол, другие.

Каждый город окру'жен полями,
Не делились поля те доля'ми.
«Семьи» там в деревня'х поселялись,
Сорок лиц в «семьях» тех появлялись.

Чтобы «семьи» в дере'внях созда'ли,
Двадцать граждан из города слали.
По два года те жили в «семействе»,
Обучались, работать чтоб вместе.

В «семьях» тех был «отец», что и славно,
Над тридцаткой - филарха власть главна.
Без рабов не могли обходиться -
На «семью» их по двое случится.

Хлеб растили, скот, разную птицу,
Город им то давал, что годится.
Продовольствие слали обратно,
Есть излишки - соседям приятно.

На быках всё возили, пахали,
На конях же - верхами скакали.
Птицу тоже растили умело,
Грели яйца - к цыплятам то дело.

Из зерна там вина не варили -
Виноград, грушу, мёд забродили.
Урожай собрать - город просили,
Чтоб подмогу они получили.

Раз в году города' слали старцев -
По три мудрых в столице собраться.
Амау'рот град стольный назвали,
В центре острова располагали.

«4»

План столицы чертил сам Правитель.
Познакомиться с градом хотите ль?
Склон отлогий горы отыскали,
До реки город славный создали.

Он квадратный - по три километра,
Планировка - с защитой от ветра.
Та река, что Ани'дром зовётся,
Вдоль стены к океану всё рвётся.

Три другие стены ров хранит,
В нём терновник проход сторожит.
Стены с башнями, видно далёко -
Подготовятся к встрече до срока.

Через город тож речка катится,
По трубе от неё - в дом водица.
Для запаса дождя воду - в баки.
Править умно - не будет и драки.

Чтоб Ани'др перейти, мост имелся,
Вдалеке аркой в камне виднелся.
Мы «зайдём» во врата Амауро'та,
Коль имеется ваша охота.

Улиц шире шесть метров не надо
И дома трёхэтажны сплошь рядом.
Чистота, но богатство не знали,
Десять лет - жребий, чтобы меняли.

Всё из камня, кирпич шёл на дело,
Кровля плоска, покрытье - умело,
В окнах стёкла, янтарный покров,
Обще всё - нет запоров, воров.

Позади дома сад разбивали,
Толк в цветах-плодах жители знали.
Хотя граду семнадцать столетий,
Он - как новый, на слово поверьте.

«5»

Как Утопией той управляли? -
На год власти они назначали,
Но пожизненно Князь у них был,
Только - если тираном не слыл.

Все филархи, а их было двести -
Шли в столицу на выборы вместе.
В той столице четыре района -
Выдвигают в Князья для Закона.

Тайно голос филархи давали
И обратно - дела дома ждали.
От десятка филархов - в Сенат,
Каждый год избирать будет рад.

Что решит тот Сенат, три дня ждут,
Лишь тогда ход для дела дают.
Если вдруг есть ошибка в решенье,
То исправит Сенат своё мненье.

Если кто-то внесёт предложенья -
День они пролежат без движенья,
Чтоб обдумали - меньше дебатов,
Больше лучших тогда результатов.

«6»

Чем живёт утопийский народ,
Как богатство своё создаёт?
Не в богатстве, отметим мы, дело,
Просто делать всё надо умело.

Земледелие - это для всех.
На природу детишек - не грех,
Там научат основам труда -
Чтоб умели, придёт ведь пора.

Про деревни мы вам рассказали.
В городах тоже труд уважали,
Не считали, чей главным был труд -
Ткали лён, пряли шерсть, всё там чтут.

Кто-то строит, с металлом сноровка,
Кто-то с деревом трудится ловко.
Все профессии шли из «семьи»,
Но менять «семьи» люди могли.

И учёные были там тоже,
Если ум их к наукам пригожий.
Их тогда к ремеслу не сажали.
Что науки нужны - понимали.

Расписание дня - всем закон:
Восемь только часов есть на сон,
Три часа до обеда трудиться,
Пообедал - поспи, так годится.

Три часа поработал потом -
И свободен до ужина он.
В их стране, если время свободно,
Шли на лекции люди охотно.

Перед сном развлечения были,
Лишь азартных там игр не любили.
Был отбой - ровно в восемь часов,
От трудов крепкий сон был готов.

Удивляетесь - мало работы,
А живут всё ж они без заботы? -
Но у них - нет бездельников разных,
Кто имеет так много дней праздных.

Нет вельмож и распущенных слуг,
Духовенства и нищих вокруг.
Денег нет, значит, нет тех людей,
Кто работой их сделал своей.

И я также прошу вас учесть -
Что разумны потребности есть:
Лён не красят, а платье - два года,
Шерсть проста, греет, коль непогода.

Строить лишнего там не желали,
Всё в порядке всегда сохраняли.
Раз построили правильный дом -
Ремонтировать надо потом.

Если рук вдруг избыток случался -
То дороги латать пригождался
Иль часы для труда сокращали.
Труд, что попусту, не поощряли.

Счастье жизни там так понимали:
От трудов когда руки устали -
Время есть для духовной свободы,
Образованны - лучше народы.

«7»

В городах по семействам все жили,
По родству те семейства сложили.
Главным - старшего знали в семействе,
Если ум у того был на месте.

В городах - по шесть тысяч семей,
До шестнадцати взрослых людей.
Детям счёт не вели никогда,
Детей много и то - не беда.

Коль в семействе избыток случится,
То в другие велят поселиться.
Если город вдруг стал переполнен,
Другой примет и будет доволен.

Коль на Острове много людей -
Их в колонии шлют поскорей.
Земли там у туземцев просили,
Не давали - войной приходили.

И обратный процесс тоже был -
Коль болезни народ их косил.
Из колоний тогда возвращали,
Население тем возрождали.

«8»

Каждый город на части делился -
На четыре - закон тот хранился.
В центре части был рынок, склады,
Где хранили трудов их плоды.

То, что было потребно, там брали -
Без излишков, нужды ведь не знали.
В мыслях нет - стать богаче соседа,
Избегали роскошества бреда.

Были рынки с продуктами рядом -
Из деревни везли по нарядам.
Скот и птицу рабы свежевали,
Грязь за городом всю очищали.

Утопийцам к убийствам - запрет,
Милосердие будет в ответ.
Те продукты везли во дворцы -
С каждой улицы были гонцы.

На тридцатку семейств - свой дворец,
Жил филарх в нём - в делах молодец.
Во дворцах всем готовят обеды,
В них питаются, водят беседы.

Есть рабы там для грязной работы,
Остальные - для женщин заботы.
Из семейств очерёдно их шлют -
Убираться, готовить идут.

Можно дома состряпать еду,
Во дворце же - вкуснее найду.
В трубы медные - перед обедом,
Перед ужином - тоже, все следом.

Но больные отдельно питались -
Ведь в больницах они размещались.
Им получше еда доставалась,
Чтоб болезнь побыстрее умчалась.

По четыре больницы - вне града,
От инфекций и взору услада.
А с грудными детьми - идти в зал,
Где кормилиц отряд обитал.

Но кормилиц к дитю допускали,
Когда с женщиной беды бывали.
Там же можно ребёнка оставить -
Прогуляться, здоровье поправить.

До пяти лет - отдельно кормили,
Если старше - с собой приводили.
Но в том зале, где взрослые ели,
Дети рядом присесть и не смели.

В главном зале - столы для народа,
Вместе есть - такова их природа.
Поперёк стол филарха стоял -
Всех своих подопечных видал.

За столами - в порядке сидели
И мужчины на женщин глядели,
Но по возрасту шли вперемешку,
Чтоб одергивать, видя усмешку.

Блюда старшим сначала носили -
Уважение к старшим хранили.
Если лакомства было немного -
Старший всех оделяет им строго.

Дети рядом стояли, молчали
И из рук взрослых всё получали.
Перед трапезой - шли наставленья,
Лишь короткие чли - без томленья.

Поощрялись беседы застольны,
Молодёжи тож было там вольно -
Так способности их узнавались,
Знанья эти потом пригождались.

Когда ужин - то музыка в зале,
Благовонья по залу порхали.
Нет запрета у них к наслажденьям,
Если те не приводят к мученьям.

«9»

Путешествовать люди любили,
Радость в этом они находили.
Чтобы в город поехать другой,
То от Князя - бумагу с собой.

Тех, кто этой бумаги не брали,
С наказаньем домой отправляли.
Коль вторично такое случится -
То в рабах впредь ему находиться.

В городах всех гостей привечали,
За столами с собою сажали.
А задержишься ты на два дня,
То работай - как будто семья.

По окрестностям - можно свободно,
Коль отцу иль жене то угодно.
Но в деревне к обеду зовут,
Если ты поработаешь тут.

Кабаков и пивных нет там лавок,
Нет весёлых домов, где труд жалок,
Нет на Острове лени, разгула -
Та напасть души их не согнула.

«10»

Остров - это большая семья,
Не делиться излишком нельзя.
Сохраняли запас на два года -
Вдруг плохая случится погода.

Остальное на вывоз - что ладно,
Часть седьмую давали бесплатно.
На продажу - зерно шло и мёд,
Лён и шерсть, и лес тоже идёт.

Всё железо - взамен получали,
Серебро-злато в дом доставляли.
Но скопилось его очень много,
Хоронить в сундуках - то убого.

И решили тогда утопийцы -
Чтобы с золотом им не возится,
Долговые берутся расписки
И возврат по которым не близкий.

В должниках города у них стали,
Частным лицам они не давали.
Коль война ожидается вскоре,
Для наёмников - золото в сборе.

Цену гражданам Остров тот знал -
Жизнь своих за металл не менял.
К злату и серебру - без почтенья,
«Бесполезны они» - было мненье.

Ведь вода-воздух, то, что всем надо -
На поверхности божья награда,
А ненужные вещи все скрыты -
К тем вещам вожделенья убиты.

Серебро, злато раз презирали,
Что не ценный металл, полагали -
На ночные горшки он шёл в дело,
Для рабов цепи - тоже умело.

Возникала потребность коль в злате,
И расстаться не жалко - всем хватит.
Из чего ж они пили и ели? -
Глину или стекло на те цели.

Жемчуг на берегах их водился -
Детям в играх он только годился.
Детям также - алмазны игрушки,
Всем привычные те погремушки.

Не могли утопийцы понять -
Как людей по вещам тем считать?
Разве можно сравнить блеск камней -
С блеском звёзд, оценить лишь сумей.

Тонкой шерстью хвалиться не гоже -
Эта шерсть на овце была всё же.
Бесполезный металл - не оценка,
Потеряешь - тебе вдруг уценка.

Обсмеяли заморских послов -
Шли в цепях золотых - как рабов.
Утопийцев такое сознанье -
То учёнья плоды, воспитанье.

«11»

Люди все с малолетства учились
И охотно к познанью стремились.
Там науки цвели буйным цветом,
Образованность стала ответом.

Новомодные наши теченья -
Не дурили голов, без сомненья.
В диалектике, музыке, счёте -
Вы изъянов у них не найдёте.

О движеньях планет они знали,
Судьбы всё же по ним не читали.
О погоде судили умело,
До ненужного - вовсе нет дела.

В философии - споры о счастье,
Цели ищут, чтоб были в их власти.
И решили на Острове дружно -
Удовольствие в жизни им нужно.

В истязанье себя - смысла нет,
Ограничивать жизнь - это бред.
Надо просто понять - что же славно,
Разум не выключать - это главно.

Добродетель дана та от Бога:
«Помощь ближним - природы дорога».
Значит, важно - себе тож помочь,
Чтоб страдания жизни - все прочь.

«Жить приятно» - природный закон,
Но другим чтоб во вред не был он.
Свою выгоду чтить - хорошо,
Но чтоб с пользой для Острова шло.

Удовольствия так различают:
Есть телесные - силы питают
Иль из тела выводят, что лишне,
Есть такие, что в музыке слышны.

Главным будет - здоровье, конечно,
Не играют они с ним беспечно.
Остальные - здоровью лишь слуги,
Избегают там тех - что не дру'ги.

Над телесными выше - духовность:
К созерцанию истины склонность,
Вспомнить что-то приятное - благо
И мечтанья о счастье - тож надо.

В удовольствиях знают такие,
Что не могут признать за благие:
Игра в кости, охота на зайцев,
Для подобного мало всех пальцев.

Тех, одеждой кто только гордится
Или древностью рода кичится,
Копит злато и прячет куда-то,
Утопийцы не любят, ребята.

Красота в государстве в почёте.
Оправданье тому не найдёте -
Истязает кто тело и душу,
Удовольствие жизни тем сушит.

Допустимы бывают потери,
Если польза идёт с ними в двери,
Если ради соседа иль града -
Тогда будет деянью награда.

«12»

Утопийцы - прекрасный народ,
Он умеренность в пище блюдёт,
Это силу и стать не снижает
И здоровыми быть помогает.

Дурачки и уродства там есть,
Но смеяться над ними не честь.
Красоту сохранять призывали,
Ухищрения не одобряли.

Как и в теле - и в деле всё гладко,
Удобрения в почву - плод сладкий.
На дрова если лес вырубали,
Рядом новый лесок насаждали.

Остроумны, общительны люди,
Труд физический в радость им будет.
Но и умственный труд там в почёте
И культуру в стране их найдёте.

На Утопии люди речисты -
Древних Греков освоили быстро.
Может корни оттуда идут? -
Как гипотезу мысль ту зачтут.

Древних римлян узнали там тоже -
Лишь поэты, историки гожи.
Книг на Остров везли очень мало,
Научились печатать - хватало.

Всем гостям на том Острове рады,
Но купцы лишь свои, то им надо:
«Чтоб народы другие узнать -
Будем сами везде торговать».

«13»

О Законах пойдёт теперь речь.
Рабство было - Закон тот беречь:
Покупать раз рабов не желали,
Своих граждан в рабов назначали.

За тяжёлый проступок - в рабы,
На тяжёлых работах - годны.
В других странах того выкупали,
Кому казнь за разбой присуждали.

Раба дети - не будут рабами,
Кто заслужит - свободны и сами.
Нанимались рабами чужие,
Захотели - обратно уплыли.

За больными уход был отменный,
Всем леченье - Закон непременный.
Коль болезнь отвергает леченья,
Был Закон к прекращенью мученья.

По желанью того усыпляли,
Кто страданья великие знали.
Хоронили такого с почётом.
Сам убился без спросу - в болото.

Был у них и семейный Закон,
Возраст брака предписывал он.
Ты - невеста, когда восемнадцать,
В двадцать два - в женихах оказаться.

Коль до брака узнается связь -
Всем позор, для семьи это грязь,
Впредь супружество Князь разрешает,
Коль Сенат их семья убеждает.

Брак расторгнуть - то сложное дело:
Есть измена, докажет умело,
Иль характером очень не схожи,
Жизнь на каторгу стала похожа.

Кто нарушил супружество - раб,
А повторно - убьют, в жизни слаб.
Наказанья другим преступленьям -
Доверяли сенаторов мненьям.

За проступки всех в семьях судили.
На Суд общий они не ходили -
Коль в проступке том частное дело,
А общественно - в Суд иди смело.

Казней мало, за все преступленья -
Будешь раб, для ума в том мученья.
Если злое свершить попытался -
Как деянье зачтут, чтоб боялся.

Не найдётся там Свода законов,
Затемняют что ум у народов.
Все Законы просты, то приятно -
Мало их и звучат они внятно.

Адвокатов сословия нет,
Кто лукаво толкует свой бред.
Каждый сможет себя защитить,
На Суде раз представится быть.

У чиновников вид не надменный
И у Князя лишь сноп непременный,
Пред священником свечку носили.
Схожесть всех одеяний там чтили.

Воспитанье людей - на примерах:
Ставят памятник в парках и скверах,
Чтобы помнили тех утопийцы,
Чьим деянием надо гордиться.

«14»

Утопийцы тем были известны -
Что они все надёжны и честны.
И народы к себе таких звали -
По пять лет чтоб они управляли.

Неподкупны, тиранства не будет,
Принесут свой порядок всем людям.
Как союзники впредь те народы
И обходят теперь их невзгоды.

К догово'рам почтенья не знали -
Ведь повсюду «слова» нарушали.
«Веру надо иметь в человека» -
Главный принцип от века до века.

Связь природную там почитали,
«Договор в ней» - они полагали,
И «Врагами нельзя тех считать,
От кого вам обид не видать».

«15»

О войне? - «Это гнусное дело»,
Но готовились к делу умело:
«Нельзя слабость врагу показать
И искусство военное - знать».

На войну утопийцы решались:
Коль на земли враги покушались,
Если надо друзей защитить
Иль тиранство кой-где прекратить.

За обиду друзей они мстили -
Раз ущерб их друзьям приносили.
Свой ущерб иногда и прощали:
«Обще всё и избыток есть» - знали.

Коль обман от кого-то терпели,
Не войной шли - жестоко для цели,
Прекращали общаться с народом:
«Не идти ж на народ тот походом».

Не прощали убийств своих граждан,
«Выдать надо убийц!» - это важно.
Когда войны с врагами случались,
К ним наёмники в рать нанимались.

В войнах злато они не жалели -
Много было его на те цели.
Утопийцы могли идти в рать -
Иногда всю семью там видать.

«Человек - это вовсе не зверь,
На войне ты жестокость умерь,
Меньше крови, а больше искусства» -
Утопийцев военные чувства.

Цель войны: «Тех условий добиться,
При которых войне б не случиться».
Чтоб народ свой, чужой им сберечь,
Подкуп был - изнутри чтоб поджечь.

В свои земли войну не пускали,
Но чужие - зазря не терзали.
Когда стяги победы взвивались -
То расходы с поверженных бра'лись.

«16»

Об Утопии что не узнали? -
Как религии там почитали.
Много было религий различных,
Кое в чём и совсем необычных.

Поклонялись там Солнцу, Луне -
Каждый город свободен вполне.
Поклонялись великим их людям,
Имена говорить здесь не будем.

Божество там и высшее знали,
Его Митрой-природою звали.
Оно то - что весь Мир сотворило
И хранит, чтобы вечным всё было.

Про Христа завезли им ученье,
«Нам оно по душе» - было мненье.
Правда, кто их насильно крестил,
Тех Закон под замок посадил.

К любой вере терпимы там были,
Только смуту в народ б не носили.
Дискутируй среди духовенства,
А на площади нет, мол, им места.

И поскольку религий есть много -
Позволительна Богом дорога.
Была вера на Острове свя'та -
Как прожил, за всё будет расплата.

Была вера - что души бессмертны
И живут средь живых незаметны.
Эти души живых охраняют,
За поступками их наблюдают.

Кто не верил в бессмертье души,
Те в Утопии - не хороши.
Лишь Закона бояться - то грех,
Не давали и службы для тех.

Если в радости кто умирал -
Много почести он обретал.
Кто с печалью из Мира ушёл -
Уваженья к себе не нашёл.

«17»

Суеверья, гаданья там были,
Но презренными их находили.
Чудеса от природы - в почёте,
Объяснения хоть не найдёте.

Были секты на Острове разны -
Говорили: «Науки - не ва'жны.
Важно - ради народа трудиться,
Пусть и пот от работы струится».

Они лечат и строят, и возят -
Благодарность имеют, не просят.
И средь них тож различия есть -
Холостые, женатые здесь.

Холостым - в жизни мяса не надо,
После смерти, мол, ждёт их награда.
А женатым - в потомстве остаться,
Ценят радость, труду - поклоняться.

«18»

Чтоб в Утопии правильно жили -
Поученья священников были.
Наказания шли от Сената
И от Князя - за злое «награда».

Все боялись - священник отступит,
Непременно расплата наступит.
Воспитанье мужской молодёжи -
Для священников дело там тоже.

Во священники выборы были,
Самых лучших тогда находили.
Допускали и вдов в то занятье
И не важно, что женское платье.

Жён священников чтили особо -
Видно, нужная эта особа.
Им суд Князя, Сената не ведом,
Коль священник - отдельное дело.

Тех священников все уважали
И другие народы их знали.
Очень часто кровавые битвы -
Прекращали они от молитвы.

Были праздники в месяц два раза,
Окончанье, начало - всё сразу.
В эти праздники в храмы стремились,
Где молитвы под музыку лились.

Храмы великолепны стояли,
Свет от солнца во храм не пускали.
Храм для разных религий был общий,
В них убранство не пышно, всё проще.

Нет там образов - боги ведь разны,
Вдруг они для других безобразны.
Запах ладана, свечи горели,
Жертв во храмах нигде не имели.

Мужчин-женщин во храмах делили,
Отцы, матери руководили.
Богу личному - дома молитва,
В храмах будет молитва их слитна.

Была вера - молитвы, мол, лишни,
Но молитвы повсюду там слышны.
Все молились: «Спасибо, о Боже,
Государство - счастливое всё же.

И спасибо - за истинность веры»,
Добавляя: «Не правы коль, скверны,
Как до Счастья дойти - вразуми,
После легкой кончины - прими».

Об Утопии кончен рассказ,
Мир другой ожидает всех нас.

(продолжение следует)


Рецензии