Заговорщики

   Каждый сохраняет в сознании и в памяти своих родных, а также интересных, знаковых людей. Я расскажу о своих в серии эссе.  Будут и родные, и военные, и ученые, и рабочие, и министры.
 
                Чекин

  Коренастый, похожий на певца, что поет "Рассея до Енисея",- это бригадир монтажников на сооружении прокатного стана - пускового объекта. Чекин!
- Пусковой - значит под контролем ЦК и совета Министров. Попробуй не "пустить" в срок.
-  Прокатные станы - это каскад жутких и могучих клетей с валками, превращающие квадратную (блюмс) или прямоугольную (сляб)  раскаленную болванку в изящный рельс или двутавр, уголок, лист, арматуру и прочее.   
    На душе у Чекина было скверно. Монтаж нагревательной печи с шагающими балками (новинка по там временам) бригада закончила, и вдруг дошло, что при температурном расширении подвижные и стационарные балки огромной печи, длиной под 50 метров, станут цеплять друг друга. Ширина коробчатых элементов балок была не выдержана при изготовлении, прочем именно в плюс. Пуск стана в срок (а печь - это начало прокатного стана) стал нереален. Чекин не виноват, но коммунисту Чекину "за державу обидно".
    Если бы эти огромные элементы были из обычной стали, разрезали бы их автогенгом, сдвинули и  закрепили как надо.. Но они были из жаропрочной стали, с высоким содержанием хрома и никеля, - и обычной резке не могли поддаться.
 
                * * *
    Прежде, чем стать конструктором, представитель "грешного" завода - изготовителя работал слесарем - сборщиком металлургического оборудования, и знал единственный в данной ситуации, но опасный, запрещенный по технике безопасности, "бандитский" и крайне трудоемкий способ, как разрезать жаропрочную сталь.
     Температура электрической дуги превышает температуру плавления жаропрочной стали. Если в зону расплава направить острый, кинжальный, порядка 7 атмосфер, поток сжатого воздуха - получится медленное, тягучее расчленение изделия с выдувкой расплава.
     Узнай о таком методе, руководство завода и стройки обязаны были категорически его запретить. Поэтому, бригада Чекина и представитель завода - грешника собрались вечером на кухне квартиры бригадира, как заговорщики.
     Чекин сказал: а) иного варианта нет, а стан должен быть запущен в срок; б) представитель завода - изготовителя договаривается с местным руководством, что те не появятся на объекте 5 дней; он же обещает, но без гарантий, постараться выделить участникам операции по 300 рублей премии от своего завода. 
     Предложение бригадира приняли единогласно ("умом Россию не понять"), выпили по рюмочке и закусили вкусненьким от стараний жены Чекина.

    В декабре Правда сообщила о пуске прокатного стана на Орско - Халиловском  металлургическом комбинате. К Новому году "заговорщики" получили из другого конца страны  денежные переводы по 500 р.


Рецензии