Лурианская каббала
Практика
Хаим Виталь рассказывает о невероятном эмоциональном воздействии методов Лурии: бодрствование, когда все спят, пост, когда все едят, систематическое уединение — иными словами, отстранённость от повседневных занятий — позволяли каббалистам сосредоточиться на странных «словах», не имевших ничего общего с привычной речью. Каббалист словно переносился в другой мир, он весь дрожал и трепетал, как если бы оказался во власти незримых сил. Лурия настаивал на том, что перед духовными упражнениями каббалист должен успокоить свой ум. Очень важны счастье и радость: не нужно ни каяться, ни беспокоиться о том, хорошо ли всё получается, ни терзаться угрызениями совести или чувством вины. Виталь говорил, что Шехина не может жить в том месте, где царят горечь и уныние; эта идея восходит ещё к Талмуду. Источник печали — силы зла в нашем мире, а счастье, напротив, помогает каббалисту любить Бога и сближаться с Ним. В душе каббалиста не должно быть ненависти и зависти к кому бы то ни было, даже к гойим. Лурия приравнивал гнев к идолопоклонству, поскольку озлобленный человек одержим неким «чужим богом».
Гилгул
Поскольку каббала признаёт, что душа (ивр. ;;;;;: нешама) является эманацией божества, то из этого следует её предсуществование конкретному материальному телу.
Поэтому после смерти душа получает новое перерождение, то есть имеет место процесс гилгула (ивр. ;;;;;;;) или реинкарнация.
Соответственно гилгул преследует цель исправления души (тиккун).
Души, как и лучи от парцуфим, появляются в процессе совокупления (зивугим). Внутри Сефиры Малхут или шехина каждая душа находится как потенциальная, в стадии «женской воды» (ивр. майим нукбин): пассивная форма, без гармонии и формы и полностью реализуется после союза с высшими Сефирот.
Только через дополнительное соединение Зеир Анпин с женским партнёром (Нуква) они получают реальную форму души. С каждым возвышением «женских вод» с парцуфим, появляются новые возможности для появления души.
Этот процесс происходит во всех четырёх мирах. Каждая из этих душ повторяет процесс создания бытия, так как когда она будет готова войти в тело, то она будет способна работать для тиккуна.
Это можно объяснить самим термином «душа».
Так как каббалисты говорят о некотором количестве разных «душ», формирующихся через несколько этапов в сефироты, оно отличается от обычного понятия души: первичное «я» или душа, отделённая от тела.
В этой доктрине душа является источником нескольких психологических принципов или аспектов нашего сознания.
В отличие от обычного дуалистического понимания души и тела, здесь душа — союз разных частиц, которые формируют наше сознание.
И эти частицы разные по сущности, как в сефиротах: они состоят из милосердия, гнева, разума, сострадания, терпения и других. И объединение этих сефиротов создаёт «душу», точно повторяя процесс создания.
Ещё одна интересная теория в Лурианской каббале — это Высшая Душа (ивр. Нешама).
Нешама — это высшая душа, которая не входит в тело и не спускается на низшие миры.
Она создаёт свою тень в низших мирах, образуя своего рода «душу».
Нешама очень условно можно называть «душой», по аналогии как самое близкое понятие. Настоящая душа остаётся наверху, витая над человеком.
Точно такая идея была выдвинута и сирийским неоплатонистом Ямвлихом относительно высшей души и высшего разума. Эта идея встречается в доктринах Блаватской о высшем мане или эго, также в доктрине оккультного каббалиста Алистера Кроули о святых ангелах хранителях.
Свидетельство о публикации №125071103096