Портрет декабриста

В продолжение темы: http://stihi.ru/2025/07/08/4078

Итак, Захарий Григорьевич Чернышёв-младший входил в "Северное общество" (будущих декабристов) - помним, что Чернышёв приходился шурином Никиты Муравьева - руководителя "Северного общества", в доме которого обретался штаб декабристов. Именно на собраниях в октябре 1825 г. здесь обсуждались планы цареубийства.  Захарий Чернышёв непосредственно перед восстанием находился в своем поместье в имении в Тагино (под Орлом), где принимал Никиту Михайловича Муравьева и свою сестру Александру.

Имя Муравьёва, как одного из руководителей тайного общества, было названо в доносе А. И. Майбороды (член "Южного общества" декабристов).

Чернышёв и Муравьев арестованы в имении в Тагино 20 декабря 1825 года (накануне выступления в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади). Доставлены арестованные  в Петербург на главную гауптвахту 25 декабря, переведены 26 декабря в Петропавловскую крепость.

Никита Муравьев приговорен по I разряду - смертная казнь отсечением головы. В последствие по царской милости заменной на вечную каторгу.

Против Захария Чернышёва улик не было. Но тут сыграл злую роль в деле Чернышёва майорат, наследником которого являлся Захарий Григорьевич-младший. Суть проблемы свелась к тому, что активный член Следственной Комиссии, генерал-адъютант Александр Иванович Чернышёв позарился на майорат Чернышёвых. Нет, он не был в родственных связях с Чечерскими Чернышёвыми, но как и во времена того же Сталина - какой донос не напишешь, чтобы улучшить свое материальное положение. Итак, Александр Чернышёв приложил недюжинные усилия, чтобы добиться осуждения Захария Чернышёва по самой высокому разряду, среди прочих декабристов. Усилия Александра были оценены по достоинству: именным указом царя Николая Первого активному обвинителю пожалован титул - графа!  Теперь судьба майората, казалось, не сможет выскользнуть из рук активиста СК.

Захария Чернышева-младшего по совокупности "улик" осудили по VII-му разряду: лишение чинов, дворянства, 4 года каторги с последующим поселением в Сибири, утрата всех имущественных прав,  в т.ч. на Чечерский майорат.

Провал столь ловкой имущественной сделки пришел откуда не ждал Александр Чернышёв, поскольку еще жива была вдова Захария Чернышёва-старшего - Анна Родионовна, поскольку Николай Первый не рискнул списать заслуги старшего в роду Черншёвых перед Российской Империей в получении Западного края в вечное владение, то настоящим Чернышёвым удалось отстоять свой майорат.

Однако, как рассказывалось ранее, майорат - неделимое владение, переходящее по наследству к старшему мужчине в роду, следовательно, имение мог наследовать только один из мужей шести сестер Захария Чернышёва, если он переменит фамилию на родовую фамилию жены. Александра с Никитой Муравьевым отпадала, поскольку семья была поражена в правах - это одна из жен декабристов, последовавшая в Сибирь за своим мужем.

Старшей по роду явилась сестра - Софья Григорьевна, бывшая замужем за тайным советником Иваном Гавриловичем Кругликовым. Иван Гаврилович присоединил себе фамилию жены, следом получил графский титул и стал наследником чернышевского майората. Семья Чернышевых-Кругликовых взяла в дом на воспитание двух старших дочерей поэта-декабриста В. Л. Давыдова.

Как помним из истории, повешенье декабристов явилось не совсем ординарным - перст Божий указал на Рылеева, Каховского и Муравьева-Апостола, веревки не выдержали и сорвались.  Обычно подобный инцидент приписывался Божественному провидению - и следовало Высшее помилование. Но именно не угомонившийся в своих доблестях Александр Чернышёв потребовал провести повешение повторно.

Александра Григорьевна Муравьева умерла в Сибири. За ней закрепился титул - первой революционерки  России - она сознательно и бескомпромиссно разделяла взгляды своего мужа и идеи декабристов.

Захарий Чернышёв в 1829 г. из Якутска по личной просьбе направлен рядовым на Кавказ - шла чеченская война. Здесь Чернышёв дослужился до чина поручика. По смерти Николая Первого вышла амнистия - Захарий Григорьевич был восстановлен в графском звании.  По словам его племянницы, последний граф Чернышёв был «человек редкой скромности, мягкий и детски незлобивый, в семье был горячо любим, всегда весел, одинаково со всеми любезен и приветлив».

Иван Чернышёв-Кругликов делал попытку породниться более тесно с мужской линией Чернышёвых - Захарием Григорьевичем. Для чего убедил свою семнадцатиленюю племянницу выйти замуж за поручика Чернышёва. Однако брак удачным не был - супруга, Екатерина, практически никогда не проживала с Захарием Григорьевичем под одной крышей. Связав свою судьбу со ссыльным декабристом Екатерина лишилась по тогдашним меркам возможности быть принятой в высшем свете, что привело к депрессии у женщины, новорожденный сын - Григорий - умер во младенчестве, она почитала свой брак неудачным, прекратила вообще какие-то отношения с мужем, став компаньонкой еще одной "свободной женщины" - своей новой маргинальной подруги Шереметовой.

Больной граф Захарий Григорьевич с целью излечения  поселился в Италии, в Риме, последние его годы были скрашены прибытием к нему Екатерины. Жена пережила мужа на 22 года и умерла в Риме.


Рецензии