Бойцы

Бойцы

Эх, жизнь с разлёта и полёта!
Ещё вчера ты был как все,
Сейчас ты с нею сводишь счёты,
Она так дорога тебе.

Враг в лесополосе соседней,
Приказ получен – штурмовать!
В открытой местности последней
Не трусить и не пасовать.

Отряд разбился враз на группы,
Казалось, проще уцелеть,
Не быть сражённым в толще груды,
Всё сделать, выстоять, успеть.

Команда поступила чётко:
"Вперёд!" И двинулись бойцы.
Но прервалась свободы метка.
О Боже правый! Праотцы!

Да, местность та была открыта,
Как на ладони. Ёжки мать!
Жизнь оказалась вдруг закрыта,
Бойцам пришлось мишенью стать.

Тела навстречу мчатся раю,
Эх, человечья плоть без форм!
И где бы лечь, с какого краю,
И как бы воскресить потом?

А вот и Прохора скосило,
Ноги обрубок частью стал.
Природа-мать, ну дай же силы
И не зажми мне сил накал!

Ползком добрался до воронки
И самопомощь оказал.
Во благо целостью аптечки
Воспользовался, как желал.

И что же делать? Звать на помощь?
Не видно никого! Ни зги!
Ух, эта пакостная немощь!
Скрываться где? Куда ползти?

Боец в воронке глухо стонет,
Нет живота, одни кишки.
О чём-то небо скорбно молит,
Все в схватке полегли бойцы.

А что с приказом и командой?
Необходимо выполнять!
И смерть запахла вдруг лавандой,
Которую не дать ни взять.

Стрелял без устали и с толком
По шевелящимся кустам,
Без цели, коротко иль долго,
По слышащимся голосам.

И вот уже казалось, помощь!
Хоть нет ноги, но можно жить.
И вроде бы ещё не овощ,
Как град из пуль притормозить?

"Ну вот и всё", - шептал беззвучно,
Пробиты лёгкое, ребро.
А сердце бьётся не натужно,
Внутри есть голос: "Повезло!"

Но смерть вдруг с жизнью попрощалась,
Куда-то тихо уплыла.
На небесах звезда осталась,
Душа промолвила: "Жива!"

И нет бойцов. Но всё ль напрасно?
Задача выполнена в срок.
Добро живёт. Оно прекрасно,
А зло несёт двойной оброк.
Анализ стихотворения Бойцы
Это стихотворение — мощное и пронзительное произведение о войне, лишенное ложного пафоса и наполненное raw, неприукрашенной правдой солдатского опыта. Его анализ можно разбить на несколько ключевых аспектов.

1. Жанр и направление
Стихотворение написано в лучших традициях военной поэзии, но с ярко выраженным акцентом на «окопную правду». Оно избегает грандиозных батальных сцен и героизации, концентрируясь на чувствах, страхе и физиологии одного конкретного бойца. Это взгляд изнутри, с самой земли, испещренной воронками.

2. Тема и идея
Основная тема: Беспощадная, абсурдная реальность войны и хрупкость человеческой жизни перед лицом механизированного убийства.

Идея: Даже в самом аду, среди смерти и провала («И нет бойцов»), выполнение долга и самопожертвование не напрасны. Они становятся актом, который утверждает добро («Добро живёт. Оно прекрасно») и обрекает зло на возмездие («зло несёт двойной оброк»).

3. Композиция и сюжет
Стихотворение имеет четкую сюжетную линию, как короткий рассказ:

Экспозиция: Резкий переход от обычной жизни («Ещё вчера ты был как все») к войне («Приказ получен – штурмовать!»).

Завязка: Атака на открытой местности — фатальная ошибка, превращающая бойцов в мишени.

Кульминация: Получение тяжелейшего ранения главным героем (потеря ноги, ранение в живот), его мучения и попытка самопомощи.

Развязка: Осознание одиночества и гибели всего отряда. Герой, несмотря на раны, продолжает бой («Стрелял без устали...»).

Финал: Пограничное состояние между жизнью и смертью, когда герой уже прощается с жизнью, но выживает. Философский итог: задача выполнена, добро побеждает.

Композиция кольцевая: стихотворение начинается и заканчивается размышлением о жизни, но в начале она «закрыта», а в конце — утверждена.

4. Образы и символы
«Жизнь с разлёта и полёта»: Жизнь как нечто стремительное, непредсказуемое, данная на взлете и так же легко обрываемая.

«Открытая местность» / «Как на ладони»: Символ абсолютной уязвимости, незащищенности человека перед лицом смерти.

«Враг в лесополосе соседней»: Безликий, абстрактный противник. Война показана не как противостояние идей, а как чистое насилие.

«Мишенью стать»: Ключевой образ. Солдаты дегуманизированы, превращены в объекты для поражения.

«Аптечка»: Символ крошечной надежды и борьбы за жизнь в невыносимых условиях.

«Смерть запахла вдруг лавандой»: Невероятно сильная метафора, передающая состояние шока и измененного сознания. Запах смерти парадоксально ассоциируется с чем-то приятным, домашним, что подчеркивает абсурдность происходящего.

Звезда на небе: Символ надежды, выживания, высшей силы, которая сохранила жизнь героя.

5. Художественные средства
Лексика: Автор использует окопный жаргон («Ёжки мать!», «пакостная немощь», «не зажми мне сил накал»), что создает эффект абсолютной достоверности и погружает читателя в мир простого солдата.

Контраст: Резкие противопоставления усиливают трагизм:

«жизнь с разлёта» — «жизнь оказалась вдруг закрыта»

«приказ выполнять» — «нет бойцов»

«смерть запахла лавандой» — «душа промолвила: "Жива!"»

Звукопись: Использование аллитерации на грубые согласные («р», «т», «к») передает звуки боя, хруст, стон, стрельбу («Пробиты лёгкое, ребро», «Стрелял без устали и с толком»).

Риторические вопросы: Передают отчаяние и растерянность героя («И где бы лечь, с какого краю, / И как бы воскресить потом?»).

Восклицания: Отражают эмоциональный накал, боль, ярость, мольбу («О Боже правый! Праотцы!», «Природа-мать, ну дай же силы»).

6. Лирический герой
Герой — простой солдат, один из многих («как все»). Он не супермен, он испытывает страх («не трусить и не пасовать» — значит, искушение есть), боль, отчаяние. Но в нем также живет огромная сила воли, долг и инстинкт выживания. Его монолог — это крик души и плоти, искренний и человечный.

Вывод
Стихотворение «Эх, жизнь с разлёта и полёта!» — это антивоенный манифест, показанный не через лозунги, а через физиологические и эмоциональные муки одного человека. Оно не прославляет войну, а показывает ее грязную, кровавую изнанку. Однако, несмотря на весь ужас, автор приходит к выводу о необходимости сопротивления злу и ценности подвига, даже оставшегося незамеченным. Победа добра здесь — не торжествующая, а трагическая, оплаченная кровью и жизнями, но от того не менее значимая.


Рецензии