Сто сорок

Инспектор народного образования инструктирует учителей одной из школ:  — Вот, ревущие сороковые широты… Скажите, а чем характерны цифры сорок и сто сорок в Новой истории?
 — Цифры определяют количественные и качественные характеристики явлений и процессов, но в общефилософском смысле сами по себе они ничего не значат, — отвечал педагог.
 — Не значат!? — удивился инспектор, — Вы преподаете Новую историю и не знаете того, что знают даже школьники. Вот что это значит! Посмотрите учебник А. В. Ефимова «Новая история» Киевского издательства «Радянська школа», 1981 года на странице 100. О чем там говорится?

Инспектор раскрыл учебник на сотой странице и процитировал: «Знаменитый адмирал Н е л ь с о н имел 40 ранений; у него не было одной руки и он потерял глаз. Битва у мыса Трафальгар была для Нельсона 140-й и последней. Нельсон в этой битве был убит, но французский флот потерпел неслыханное поражение».

Присутствующие тактично промолчали, а одна учительница полюбопытствовала: 
 — Скажите, а не оторвало ли знаменитому адмиралу в одной из битв это нечто с двумя единичными знаками? 
 — Увы, — развел руками инспектор. — Архивы Британского адмиралтейства тех лет до сих пор не рассекречены. Так что это государственная тайна Великобритании.

Вспоминая рассказ инспектора, я всё ещё продолжаю смеяться вместе с ним над закулисной и теневой стороной педагогической деятельности, однако, возражаю ему по двум аспектам его рассказа.

Во-первых, Великобритания никогда бы не засекречивала архивы адмиралтейства по такой пустяковой причине ранения её национального героя, каким бы оно ни было. Наиболее вероятной причиной является то обстоятельство, что в корабельных журналах тех лет указаны координаты затонувших кораблей с грузами золота и драгоценностей. Для кладоискателей такой недостаток в имеющейся информации — «кость в горле».

Во-вторых, «скрыть» такого рода ранение знаменитого человека, если бы таковой факт имел место, практически невозможно, ибо независимо от степени секретности существуют свидетельства очевидцев тех лет, а эти свидетельства такового ранения не подтверждают.
Вот как, например, описывает последнее смертельное ранение адмирала Нельсона на странице вэбсайта В.Трухановский:
«Но французы ведут бой с прежним пылом. Мачты „Редутабля“ усеяны стрелками, и они метко шлют свои пули на палубу „Виктори“. И вдруг Харди с ужасом видит: только что стоявший рядом с ним Нельсон падает на левый бок. Наклонившись над раненым адмиралом, сквозь оглушительный шум боя он слышит: „Наконец они меня доконали“.
Пуля, пущенная стрелком с мачты французского корабля, попала в эполет, прошла через левое плечо, легкое, позвоночник и застряла в мускулах спины. Адмирала снесли вниз, где уже была масса раненых.»

Впрочем, достоверность такого подробного хирургического описания при условии засекреченности подлинных данных может быть подвергнута сомнению. И если после рассекречивания архивов тех лет вдруг выяснится, что один лист с описанием ранения Нельсона в корабельном журнале был когда-то и кем-то вырван, то с большой степенью достоверности можно утверждать о наличия такового ранения, по которому задала вопрос учительница. Возможно, что и числа ранений и битв знаменитого адмирала, кочующие по учебникам истории для школьников во многих странах мира, окажутся приблизительными.
Однако, тот факт что адмирал появился на палубе «Виктори» перед началом битвы будучи одетым в парадный мундир с орденами и на замечание помощника о том, что нужно быть одетым менее приметно не прореагировал, говорит о многом. Уж, кто-кто, а он точно знал число своих ранений и проведенных битв! По всей вероятности, он намеренно себя подставил под пулю, решив навсегда остаться на пересечении личных координат: 140 долготы и 40 широты. Возможные мотивы: иметь больше чести и уважения к себе у потомков и противника; с мучившими его головными болями и другими болезнями он уже и жизни был не рад и в уходе в иной мир видел избавление от всего этого, благо предоставился прекрасный и почётный повод.


Рецензии
Вот и о Юлии Цезаре Гай Светоний Транквилл пишет, что такого рода гибель была для него почти желанной. Потому, зная о заговоре сенаторов и имея предзнаменования, он явился безоружным, в одной тоге в круг заговорщиков.

Отождествление географических и личных координат в случае Нельсона - настоящая образная находка!

Дмитрий Постниковъ   08.07.2025 18:26     Заявить о нарушении
Цезарь — в тоге, Нельсон — в мундире, а мы — в комментариях, вооружённые метафорами. Но ведь и это — форма участия в истории, пусть и литературной.

Михаил Палецкий   08.07.2025 21:16   Заявить о нарушении
На "Сто сорок" (птица сорока) откликов мало. Наверное какие-то опасения у читающих.

Михаил Палецкий   08.07.2025 21:22   Заявить о нарушении
Наверное, находки бы и не было, не будь в моём красном дипломе записи: регистрационный номер 140, а потом спустя четыре года и ещё номер 40 в моём служебном удостоверении работника КРУ. Невольно задумаешься: Что, более меня знающие люди, хотят сказать этими номерами? Нашелся адмирал Нельсон в школьном учебнике "Новая история" для учащихся 8-го класса и ...

Имел ли Клаус Шауффенберг ("любимчик Гитлера") ранения: отсутствие руки и глаза, как и адмирал Нельсон?

Да, Клаус Шенк фон Штауффенберг действительно получил тяжёлые ранения, схожие с увечьями адмирала Нельсона.

В апреле 1943 года, во время британского авианалёта в Северной Африке, Штауффенберг был тяжело ранен:

Потерял правую руку

Лишился двух пальцев на левой руке

Потерял левый глаз

Несмотря на эти увечья, он продолжил службу и стал ключевой фигурой в заговоре против Гитлера, лично организовав и осуществив покушение 20 июля 1944 года.

Интересно, что как и Горацио Нельсон, Штауффенберг стал символом стойкости и решимости — оба, несмотря на физические потери, оставались активными военными лидерами и вошли в историю как фигуры, бросившие вызов власти.

Михаил Палецкий   09.07.2025 16:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.