Майорат

При первом разделе Речи Посполитой Чечерское староство вошло в состав Российской империи. Основополагающее влияние на подобное укрепление западных границ Империи оказал российский генерал-фельдмаршал граф Захарий Григорьевич Чернышев. На момент присоединения Чечерска к России владел местными землями польско-литовский князь Михаил Казимир Огинский (дядя Михаила Клеофаса Огинского, автора «Развiтання за радзiмай», посвященного подавлению восстания Костюшко, направленного на восстановление Польши в границах до Первого раздела).

Михаил Казимир Огинский на момент раздела Польши был гетманом литовским и с уничтожением Польши и Литвы не согласился. Имея подчиненные литовско-польские вооруженные силы, возглавил противостояние России в передаче последней литовских земель. Однако был разбит 12 сентября 1771 года по Сталовичами (в районе Баранович) Суворовым.

Возмущенная Огинским Екатерина Великая конфисковала у Михаила Огинского права на Чечерск. 22 сентября 1773 г. – Чечерское староство (650 дворов и 5070 новых крепостных России) были переданы именным указом Екатерины Второй З.Г. Черншёву.

17 ноября 1773 г. Захарий Чернышёв получил Чечерск в свой майорат, чем, по сути, и был Чечерск в рамках Польской Короны. Майорат для Российской Империи был западным правовым наследованием. Первым его пытался ввести Петр Великий на смену лествичному наследованию. Отличие правил наследования в том, что майорат предполагал неделимость родового имения. Если в России наследство дробилось по число наследников на всех, Европа укрупняла землепозователей, опираясь на ядро, преходящее к старшему в роду или семье.

В Западной Европе со времён Карла Великого до XIX века недвижимое имущество (дома и земли) наследовали только первенцы. Другие дети получали наследство лишь деньгами и движимым имуществом. С одной стороны, это исключало дробление родовых земель, но, с другой, постоянно появлялись безземельные дворяне и крестьяне. Младшие дети дворян поступали на военную или гражданскую службу, становились купцами и промышленниками. Младшие дети крестьян шли в батраки, в прислугу; уходили из деревень в города — с XVIII века происходило усиленное движение из аграрного сектора в торгово-промышленный.

Попытка Петра Первого оказалась неудачной: «для массы землевладельцев майорат … был страшно тяжек в государстве земледельческом, с слабым промышленным и торговым развитием, с ничтожным количеством денег» и через 16 лет, при Анне Иоанновне, он был отменён.

Захарий Чернышёв сделал попытку вернуться к западной версии наследования. Первый Российский майорат выглядел следующим образом: управляющие получали десятину с доходов майората за год. Годовой доход Захария Григорьевича в размере 65 790 рублей и 10 280 за военный чин позволили графу развернуть мощное по тем временам строительство в Чечерске. Возник уникальный архитектурный ансамбль: ратуша, четыре церкви (одна – костёл), замок, театр (с крепостной труппой).

Поскольку Захарий Чернышёв умер бездетным (его жена так и не родила ни одного наследника) – майорат перешёл его племяннику Григорию Ивановичу Чернышёву, там до свой смерти проживала вдова Захария Григорьевича – Анна Родионовна. Затем майорат наследовал единственный сын Григория – Захарий Чернышёв (о котором расскажу позже).


Рецензии