Ключевая детская травма
Эта статья в удобном виде: https://dzen.ru/a/Z7igRstkVQudqkTS
Травма эмоционального игнорирования начинается, скорее всего, уже с зачатия, когда эмбрион усваивает негативный опыт матери, и влияет на всю жизнь, потому что неспособный к эмоциональному контакту человек выбирает такого же партнера (партнершу), начальника, друзей, и так же относится к своим детям.
Эмоциональное игнорирование – это уже само по себе насилие
Мы привыкли под травмой понимать какое-то очевидное насилие, которое можно себе представить, некое действие, доставляющее страдание другому. Однако физическое насилие – только следствие эмоционального игнорирования, оно возможно, когда один человек не чувствует боли другого. Эмоциональное игнорирование – это уже само по себе насилие, это лишение человека основополагающей «пищи», более важной, чем удовлетворение обычных потребностей тела.
"У меня до сих пор наворачиваются слезы при воспоминании о моей эмоционально заброшенной младшей сестре, забившейся в угол комнаты и умоляющей нашу собаку: "Люби меня, Джинжер, люби меня!" Пит Уокер «КОМПЛЕКСНОЕ ПТСР: руководство по восстановлению от детской травмы»
Отношение к человеку как к вещи
Например, у вас есть карандаш – полезный предмет, который должен рисовать, или зачем он нужен? Его «кормят» - иногда точат, чтобы он продолжал выполнять свои функции. Никому не придет в голову, что карандашу может быть грустно ждать, когда его снова будут использовать, или больно, когда его точат. Это предмет, выполняющий свою функцию, а сломался – выбросить и забыть.
"Абьюзер относится к своим близким как к обычным предметам, средствам для получения удовольствий, удобствам или нарциссическим расширениям. Он ощущает, что он «владеет» своей супругой, девушкой, любовницами, детьми, родителями, братьями, сестрами и коллегами. Как у владельца, у него есть право «испортить вещи» или даже отделаться от них." Сэм Вакнин
Если относиться к ребенку как к вещи, неизбежно задашься вопросом, какая от него польза?
"- Вот какая польза от этой картины на стене?
- От этой картины на стене очень большая польза! Она дырку на обоях загораживает!"
Мультфильм «Трое из Простоквашино»
«Польза» от ребенка тоже эмоциональная (точнее - не "польза", а новый "вай-фай" любви в семье), и при отрицании эмоций ребенок – сознательно или бессознательно - воспринимается как бесполезная обуза. Если для человека все его домашние - приносящие пользу функции, то и ребенок у него тоже должен «дырку на обоях загораживать».
Например, делать женщину уязвимой, чтобы над ней наконец можно было издеваться – с маленьким ребенком не сбежит. Потом, как подрастет, ребенок «загораживает дырку на самооценке» - становится нарциссическим расширением, идеальным объектом, которым все время можно громко похваляться. А когда еще подрастет – можно сделать его безотказным инструментом «выпускания пара»: за счет насилия над ребенком можно самоутвердиться, восстановить разрушенную кем-то «сильным и страшным» уверенность в себе. Отцы, обвиненные в инцесте, совершенно не понимают, что «такого» они сделали: она же моя дочь, я ее содержу, почему я не могу ее использовать по назначению?
"Внуки" войны и репрессий
"Я чувствовала себя такой изысканной, такой женственной в этом платьишке, и гости во мне это ощущение всячески поддерживали, кокетничали и делали комплименты. Вскоре пришел отец – он водил некую даму в ресторан, после чего она покинула его общество, что привело его в крайнее раздражение. Мрачно плюхнувшись за стол, он потребовал, чтобы я немедленно сыграла Восемнадцатый, терцовый этюд Шопена. Сыграла. Начал ходить по комнате – «Быстрее! Еще быстрее! Еще раз, быстрее!» На четвертый раз у меня заболела рука, и я имела неосторожность об этом сообщить. Он подошел, одним движением сверху донизу разодрал на мне платье. Несколько раз ударив, швырнул головой о батарею в противоположном углу комнаты, протащил по полу и усадил голой за рояль, проорав: «Играй быстрее, сволочь!» Я играла, заливая клавиатуру и себя кровью. В комнате было пять мужчин. Но ни один из них не пошевелился, и двадцать лет это не перестает меня удивлять." Полина Осетинская «Прощай, грусть!»
"Все психопатические личности считают себя превосходящими других людей, и степень высокомерия или гордыни, которую они демонстрируют, граничит с ненавистью ко всему человечеству. Как и другие нарциссы, они отрицают свои чувства. Типична для психопатической личности тенденция к отыгрыванию, особенно антиобщественными способами. Они могут врать, изменять, красть и даже убивать, не выказывая никаких признаков вины или сожаления… Термин “Отыгрывание” описывает импульсивный тип поведения, который игнорирует чувства других людей и обычно разрушителен для окружающих. Импульсы, которые стоят за этим поведением, проистекают из опытов раннего детства, которые были настолько травматичными и настолько переполняющими, что развивающееся эго не смогло их интегрировать." А.Лоуэн «Нарциссизм. Отрицание подлинного Я»
Полина Осетинская и Павел Санаев - мои ровесники, "внуки" войны и репрессий. Благодаря близости к литературным кругам их воспоминания были опубликованы и стали "хрестоматией" для современной волны психологической литературы, связанной с лечением детских травм. Мои воспоминания в том же духе остались рукописной тетрадкой, которая до сих пор где-то валяется. Целое поколение было так "воспитано", но услышаны оказались только двое. Не надо говорить, что это уникальные случаи. Скорее, редкостью было что-то противоположное.
"– Молчать! – взревела бабушка. – Вы загадили мой мозг, больной мозг, несчастный мозг! Я из-за вас ничего не помню, ничего не могу найти, у меня все валится из рук! Нельзя гадить человеку в мозг день и ночь!
Прокричав такие слова, бабушка встала с кровати и двинулась на кухню. Я не рискнул идти за ней и хотел остаться в комнате, но властный окрик и обещание сделать из меня двоих, если я сейчас же не подойду, заставили меня повиноваться. По дороге на кухню я размышлял, что было бы неплохо, если бы из меня сделали двоих. Один из меня мог бы тогда отдыхать от бабушки, а потом они бы с тем, другим, менялись." Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»
"Эмоциональное игнорирование" простыми словами
Как же объяснить, в чем заключается эмоциональное игнорирование? Если сказать, что это отсутствие эмоционального контакта – вряд ли станет понятнее.
Можно другого человека видеть – то есть регистрировать очертания его тела в пространстве. Можно слышать – то есть регистрировать его голос и распознавать слова. (Все это уже делают роботы.) И продолжать его эмоционально игнорировать (попробуйте сказать банкомату, что вам грустно и одиноко, ну не банкомату, так Алисе).
А вот с осязанием уже ближе к делу. Причем давно тема «разного» прикосновения рассматривалась как элемент актерского мастерства.
"Черт вас подери, не держите девушку так, словно это мешок с картофелем! Вы целуете ее с таким видом, будто боитесь заразиться простудой! Вы влюблены в нее. Вам должно казаться, будто вы таете как воск, и если через секунду будет землетрясение и земля вас поглотит, черт с ним, с этим землетрясением!" С.Моэм «Театр»
Вот и не могут понять мужчины (которых в детстве держали как мешок с картошкой их матери), чего хотят эти дебильные бабы и почему нельзя просто сразу в койку. Потому что женщины различают любовь и использование, и никакие материальные блага не "компенсируют" разницу. (Если что-то решают «плюшки» – девушка сама себя использует, это диссоциация в результате все того же эмоционального игнорирования в детстве.) Использование – это и есть эмоциональное игнорирование.
Осязание наиболее близко к ощущению личности, души другого человека. Ребенка можно брать как мешок с картошкой перед тем как бросить ее в суп (а ребенка - в ванну, например). А можно взять на руки или обнять как бесценное любимое существо, которое хочется согреть и защитить.
Относиться к людям по-человечески
Это как-то связано со взглядом и с сердцем – я уже пыталась найти информацию о физиологии излучения любви из глаз и ощущения тепла в сердце.
Увы. 21 век, головы пришивают, а такие простые и очевидные явления не изучены от слова совсем. Может, потому что учеными становятся эмоционально проигнорированные дети, никогда не ощущавшие тепло в сердце и не видевшие взгляд, полный любви.
Противоположность эмоциональному игнорированию – это эмоциональный контакт, или простыми словами - «относиться к людям по-человечески». Когда воспринимаются не только звуки и очертания, но и чувства другого человека, когда при любом общении с другим человеком признается его право на уникальный внутренний мир, неподсудный никому со стороны. Когда переживания другого (и радость, и печаль) как-то незаметно, немедленно вдруг становятся твоими. Неважно, есть ли родственные связи. Люди, считавшиеся святыми, видимо, могли установить такой контакт с любым человеком.
Мы, как правило, не святые, но вполне можем чувствовать своих детей. Дети не скрывают эмоции, пока мы сами не научим их, что эмоции могут быть поводом для насмешек и наказаний.
"Самая неприемлемая форма эмоционального насилия - когда на ребенка нападают даже за проявление положительных эмоций. Когда я пишу это, то вспоминаю свою мать, которая насмешливо смотрит на мою маленькую сестренку и шипит: "Чему ты тут радуешься?'; и моего отца, который частенько поговаривал: "Что ты лыбишься? Убери улыбку с лица!" Пит Уокер «КОМПЛЕКСНОЕ ПТСР: руководство по восстановлению от детской травмы»
Самый важный канал информации
Как объяснить человеку, который не чувствует, что у него заблокирован самый важный канал информации? Слепой – не видит. Глухой – не слышит. А человек с травмой эмоционального игнорирования – не чувствует. Он пытается понимать, обосновывать, логически выводить и рационализировать то, что для чувствующего просто есть, как солнце. Ведь не надо логически выводить существование солнца – достаточно посмотреть на небо! Но слепому – приходится объяснять, и он все равно не понимает: «Врете, не может оно всех греть и всем светить»! И не скажешь ему – да посмотри же сам!
И что же делать? Со стороны – ничего. «Спасать», «воспитывать», «наказывать» бесполезно. Если же кто-то наконец сделает вывод, что проблемы в семье создает сам, а также сам создает себе проблемы со здоровьем, неизбежные при отношении к себе и к близким как к вещам, тогда у него будет мотивация восстановить способность чувствовать.
Свидетельство о публикации №125070801216