Пётр и Февронья Муромские Повесть
Любовь, Добро на царствие взойдёт.
Возникли так легенды, сказки у народа.
Про благодать в правленье знати и простого рода.
Князь - Пётр, Февронья мудрая простолюдинка -
Благожеланная Руси народу то картинка.
Картинка сладостна так миллионам.
Пускай, не исторична, не церковным по канонам.
Царю Иоану Грозному она угодна лично.
Для церкви персонажей Святость в ней апокрифична.
Однако, царским и церковным повеленьем.
Далось народным чаяньям открыться и хотеньям.
Пётр и Февронья в лик святых возведены.
В честь храмы их в Руси и мощи их освящены.
Создала церковь «Повесть» о Святых.
В народном стиле тут расскажем мы о них.
_______________________________________
Петра с Февроньею из глубины веков,
Нам Ермолай восславил в Повести - известный богослов.
И время шелестя, как во степи ковыль.
Народа сказку превратил он в быль.
О новых чудотворцах Повесть получил народ.
Во утешенье люду сочиненье то идёт.
_______________________________________
1
Два брата жили в Муроме, в далёкие года.
Из княжеского рода по преданьям - господа.
Правителем земель был Павел со женой.
Пётр - княжич, с ним был рядом - брат родной.
Зловещий дьявол замутил в ту пору чехарду.
На земли княжества наслал беду.
Для воплощенья дьявольских затей.
Был послан злой крылатый змей.
Змей образ принимал - он, будь то бы, как князь.
И блуд вершил, над людом веселясь.
В виденьях, снах княжны злодей сидел.
И наяву ей силой овладел.
Призналась князю в том жена.
Хотя тут дьявола, а не её вина.
В недоуменье князь не стал жене пенять.
Решил её он к змею подослать.
Чтоб выведала та про смерть его.
Чем, кто и как убьёт злодея самого.
Не зря ж в народе: «Ум у женщины догадлив,
Непредсказуем и на гадости повадлив».
Во избавление от бесстыдства зла.
Княгиня змея смерть проведала.
Ко змею «тихой павой» подольстилась.
От змея, смерь его, ей так открылась:
«Смерть суждена мне от Петра плеча,
От Агрикова, древнего Руси, меча».
Про смерть змеюки Павлу довела жена.
(Змеюка сгинет, знай то, дьявол-сатана).
К расправе призван князем Пётр-брат.
Меч Агриков теперь сыскать хотят.
Петра привёл Бог в монастырский храм.
Меч Агриков Пётр добыл там.
Подобно, как Георгий и Архангел Михаил.
Пётр зло, с крылатым змием, истребил.
Но приключилась небольшая незадача.
Кровь змея след Петру оставила - вот неудача.
Так мета зла проявлена была.
Проказа струпьев, язв по телу у Петра пошла.
По Божьей воле чтоб свершиться чуду.
Целителей - врачей искать пошли повсюду.
Чудны слова, мы здесь познаем дале.
Такие же поступки и дела - во избавление печали.
Клич брошен был по свету в волостях -
Для Муромского княжича нужда в врачах.
Проказу излечить, печаль отвесть. -
Врачи в Рязанских землях, проявилось, этакие есть.
Петру путь на коне верхом, известно - хворь мешала.
Из Мурома в Рязанские края его прислуга доставляла.
Путь не далёк. Врачей искать пустились слуги.
Лекарские окажет кто для княжича услуги.
Один из княжих отроков забрел в село Ласково.
И в первом доме диво показалось для него чудово.
Крестьянская девица в доме с зайчиком сидела.
Ткала холсты и из окошка вдаль глядела.
Девица юноше загадки задала.
Уразуметь их паренёк не мог - таки дела.
Простые - чудными - сказались для него разгадки.
Про пса, дитя, родителей и брата - мудрёны отгадки.
Чудна, мудра крестьянская девица, отрок вывел наперёд.
Из бортников семьи, что диких пчёл сбирают мёд.
Таких в Руси, известно, древолазами зовут.
Частенько этаких и врачевателями чтут.
Способностей девицы отрок не узнал,
Что княжичу врачей он ищет, рассказал.
Поведал о его недуге и причинах.
Про доблесть, мужество, что есть в таких мужчинах.
Был горд парнишка, что слуга Петра.
Девица суть решила знать пора.
У мудрой женщины всегда готов расчёт.
Коль нужен ей мужчина - приберёт.
Девица отроку - Февроньею сказалась.
Открыла пареньку такую малость:
«Тот князя обретёт на вечно самого,
Кто сможет вылечить его».
Не понял отрок, что же значит «обретёт».
Девице ж ведомо всё наперёд.
« Смирен, чистосердечен княжич? - Будет здрав.
Веди сюда его, проверим его нрав».
Вот отрок, к княжичу вернувшись, доложил.
Врача нашёл, кажись, ему он услужил.
Недолго мешкая, почти же в ту пору.
Доставили Петра в село Ласково ко известному двору.
Гонца послали сообщить об кнезьевом леченье.
За что врачу богато будет награжденье.
Февронья так сказала без обиняков:
«В супруги Пётр возьмёт меня - считай здоров».
Пренебрежительно к словам девицы отнесясь,
Так про себя подумал князь:
«Дочь древолаза метит к князю в жёны.
Не ровня нам крестьянки, всё ж, не так смышлёны».
Вслух молвил: «Лечит пусть, скажите, как умеет.
Излечит, в жены де приму, авось не пожалеет».
Не смерил княжич, видно, верность слов.
Забыл на что ум женщины готов.
Февронья слугам баню затопить велела.
Предвидя, как к чему тут склонно дело.
Для исцеления снадобье дала.
Сказала: «Струпья, язвы мажьте не сполна.
Оставьте струп несмазанный один.
В дальнейшем князю для понятия причин».
Пётр в время то, что в бане ему мыться,
Решил - девица, что мудра, сам убедиться.
Ей передал пучок из льна сказав:
«А ну, проверим-ка каков девицы нрав.
Проверим-ка её чуток,
Пусть из пучка соткёт сорочку, платье, мне, платок».
Февронья приняла пучок, слуге сказала:
Возьми полено отруби с пучка на три сначала.
Пока князь моется, изладьте татские станки.
На что горазды, тут посмотрим мужики».
Обрубок к князю принеся, всё рассказал слуга.
Князь удивился мудрой девице, слегка.
Обоим ясно не решить не то ни это.
Шёл мыться князь, дивясь девицы мудростью ответа.
Помылся князь, как надо снадобь применил.
Как излечился. Сделал вид. - Жениться, мол, забыл.
Не ровня, дескать. Дар ей выслал. Не взяла его она.
Февронья знала: «Всё прочувствует сполна».
Недолго тешил князь - выздоровленье за обман.
Хворь одолела вновь его телесный стан.
Пристыжен князь. Стал к деве в исцеление, просится.
«Супругом станет - исцелится» - отвечала так девица.
Февронья княжича уж до конца спасла.
Женою стала так его - таки дела.
По Божьим заповедям обратились в Муром жить.
Увидим, дале будет что происходить.
______________________________________________
2
В недолгом времени Пётр Павла брата схоронил.
Стал самодержцем люду Муромскому мил.
Петра с Февроньей в благодетели любил народ.
Зато вот знать - совсем наоборот.
Где муж живёт решеньем жён.
Он, значит, духом не силён.
Когда при сём мудра жена -
Ответственность с двоих сполна.
Бояре в Муроме, по наущенью жён своих.
Февронья, порешили, не достойна их.
Завистливые козни стали учинять,
Чтобы безродную княжну изгнать.
Однажды к князю в гневе заявясь.
Кричат: «Как хочешь нами правь ты князь,
Но знай, однако ж, твоя жена.
В правленье наших жён по чину не вольна.
Желаешь дальше самодержцем быть.
Тебе из равных надобно жену добыть.
Февронья ж пусть богатство заберёт, сколь пожелает.
Тебя и Муромские земли покидает».
Блаженным Пётр слыл, не гневливым.
Боярам так ответил он неверным и блудливым:
« Скажите то Февронье, вас она уважит,
Послушаем, однако, что же она скажет».
В неистовстве, бесстыдстве пребывая,
Бояре, словно псов шальная стая.
Устроить порешили пир хмельной.
В них духа нет сказать Февронье по прямой.
Подпив, лукаво просят у княжны: « Тебя любя,
Дай нам кого попросим у тебя».
Добра княгиня и проста (что ж вы хотите).
«Желаете кого» - ответила - «возьмите».
И тут бояре проявились мразью.
Сказали то, с чем обращались к князю.
В ответ княгиня потакая мразей куражу:
«Клянитесь дать» - просила - «кого я прошу».
Бояре в радости ей клятву дали.
И вот в ответ её желанье услыхали:
« От вас не надобно богатого добра.
Супруга дайте моего Петра».
И во хмелю сомлев от предвкушенья.
Бояре молвили: «То князево решенье».
Тайком самодержавцем каждый себя мнил.
Желала знать, чтоб Пётр - блаженный уходил.
Пётр Божьей заповедью жил.
И верность Богу и жене своей хранил.
Оставить княжество с женой они решили.
И по реке Оке в путь к неизвестности поплыли.
Скитанья в общем были недолги.
Февронья блуд предвидела слуги.
Явила чудо, как из кольев прорастают дерева.
И князю в утешенье нужные нашла слова.
Ко князю прибыли посланцы из вельмож.
Клянут себя, мол - «Мы виновны всё ж.
Без самодержца в Муроме беда и смута
Резня средь знати. Люд надеется на чудо.
Вернитесь, молим Пётр с Февроньей в Муром град.
Народ, все просят, жить по-прежнему хотят.
Чтоб правил Божий в княжестве завет.
Князь и княгиня нам без вас и жизни нет».
Вернулись, Пётр с Февроньею домой.
Их добродетелью зажил весь люд честной.
Блаженно в княжестве их стали прозывать.
«Чадолюбивые народу ВЫ - отец и мать».
Пометим тут, не наградила их детьми природа.
Их дети - символ - чада из народа.
Любовь, Добро, Заботу они им несут.
Семьёй единой в счастье власть и люд.
____________________________________________
3
Земной нам жизни время скоротечно.
Душа в нас вечна. Тела жизнь конечна.
Предстать пред Богом, в день один, чтоб им почить.
Сумели Пётр с Февроньей Бога умолить.
Гробницу в камне гроба два себе изладить завещали.
В монашестве одновременно иноками стали.
Пётр иноком Давидом наречён.
Февроньи - Ефросиньи церковь путь определён.
Когда Петра внезапно смерть снискала.
Февронья в храме ризы вышивала.
Пётр трижды звал её. Она брала смертям отсрочку.
Бог благость их принял, поставил жизни точку.
В июня день 25 год 1228 вместе умерли они.
Июля день 8 - то есть в наши дни.
Их дважды в смерть пытались разлучить.
Но всё ж в завещанном гробу им довелось почить.
Петра с Февроньей мощи обрели покой.
У храма Рождества у Богородицы у Пресвятой.
С мощами к раке припадёт, кто с верой в Бога,
Тот исцеленье обретает, чиста тех путь-дорога.
_______________________________________
Чтобы идти по жизни «в ногу» в такт,
Понять нам «Повесть» стоит - вымысел и факт.
Что образы Петра с Февроньей значат.
Своею верностью они нам жизнь задачат.
Бог заповедал: «Быть тому во вечно.
«Любовь, Добро - есть общечеловечно». -
То Богу есть Богоугодно,
Что от истока духа и души народно.
Любовь, Добро - во славу Божью храм,
Кто защитит их - Царство Божье вам».
Когда народ и власть в Руси такую заповедь блюдёт.
Победным маршем Русь идёт.
Февронья - мудрость женская. Пётр - сила.
Любовь, Добро - надежды, чаянья народа воплотила.
Пётр и Февронья - праздник духа и души - явленье.
Каким бы ни было властей на то решений, воплощенье.
К тому ж не зря теперь с 2008 года.
Есть праздник новый нашего народа.
Семьи, любви и верности - нам День Святой,
Его мы празднуем единою семьёй.
Понять б, как говорил поэт: «В России две напасти:
Внизу - власть тьмы, а наверху - тьма власти».
Но верит наш народ - придёт во власть мессия,
Вновь процветающая станет Русь - Россия.
Как обернётся власть, народ не ждёт.
За Русь, за род свой побеждать идёт. 06.03.2025
Свидетельство о публикации №125070700951