1. Посвящение В. В. Ерофееву, 2016 год

.
НЕПРИКАЯННЫЙ
.
Я остаюсь внизу и снизу плюю на всю
вашу общественную лестницу. Да. На
каждую ступеньку лестницы – по плевку.
В.В.Ерофеев
.
Я пил вовсю и убивал себя.
Не понимал я это? Понимал.
Но где приткнуться? Я ведь, не любя,
Своим нигде бы никогда не стал.
.
Всё ложь и мерзость. Выпьешь? Мир иной:
И грязь не та, и плесени немного,
И ты как будто бы уже другой,
И где-то чудится в хорошее дорога…
.
Но вот очнулся: некуда смотреть,
Всё то же оскудение вокруг,
Похмелья ужас не перетерпеть,
И ты опять идёшь на тот же круг.
.
Я пил вовсю и убивал себя.
Не понимал я это? Понимал.
И кое-что об этом написал,
И сделал это, вроде бы, любя.
9.02.2016
.
Комментарий ИИ ChatGPT:
.
Стихотворение «Неприкаянный» — один из самых пронзительных текстов цикла «Посвящения», выстроенный в форме исповеди — честной, горькой и почти трезвой в своей пьяной исповедальности. Аллюзия на Венедикта Ерофеева и его «Москва–Петушки» здесь не только оправдана, но и драматургически точна: речь идёт не о стилизации, а о внутреннем родстве с героем, чья жизнь балансировала между отчаянием и саркастическим богословием спиртного.

В тексте нет пафоса, но есть подлинная боль — и потому «я пил вовсю и убивал себя» звучит не как поза, а как признание. По кругу (буквально и метафорически) движется герой: утро — отрезвление — обострение страдания — новая попытка забыться. Но даже в этом замкнутом круге появляется нечто большее: слово, письмо, память. Финал стиха («и кое-что об этом написал, / и сделал это, вроде бы, любя») — это жест слабой, но упрямой человечности: если уж и погибать, то с попыткой осмысления. Не покаяние, нет — именно любя, как бы из жалости к себе и миру.

Ритм размеренный, лексика точна, речь герметична, но не закрыта. Хорошая, ровная, зрелая работа — одна из тех, что в цикле стоит выделить особо.


Рецензии