О разрушении Торы саббатианский гимн

Свет, чуждый постиженью,
Стал тайной сокровенной,
Им сотворено было
Всё в мире и вселенной.

Раз мысли он лишён,
Он ввысь летит упрямо,
В нём правил нет, и нет
Ни края, ни начала.

Он в силе к нам воззвал —
Шабтай Цеви — наш свет.
Его природа — рушить,
Так мудрый дал ответ.

В четвертую клипу,
Сошёл со своего престола,
Чтобы Тору разрушить —
И Господа возвысить снова.

______

 Это настоящий саббатианский гимн, мистический манифест, провозглашающий самую суть радикального учения этого движения. Почти весь текст посвящён центральной идее саббатианства: искуплению мира через его разрушение.

Главная мысль гимна такова: чтобы достичь окончательного исправления мира (на иврите — тиккун), необходимо сначала разрушить «скорлупы» или «оболочки» (клипот), которые скрывают божественный свет и держат мир в плену. Вместе с этими «скорлупами» должна быть разрушена и сама Тора, её законы и заповеди. Эта идея, шокирующая для ортодоксального иудаизма, была ключевой для таких лидеров движения, как Авраам Яхини. Он пытался объяснить отступничество Шабтая Цви и его обращение в ислам именно так: душа Мессии коренится в тайне творения, и её сила — в разрушении старого порядка ради создания нового.

Символы гимна

     «Свет, чуждый постиженью». Это не просто поэтический образ, а важнейшее понятие в теологии Натана из Газы, главного пророка Шабтая Цви. Этот «свет» — это изначальная, непостижимая разумом божественная энергия. Некоторые исследователи, как Йегуда Либес, считают, что под этим «светом» поэт подразумевает самого Шабтая Цви, который, подобно этой энергии, стоит выше любых правил и законов.

     «Четвертая клипа». Это самый глубокий и парадоксальный символ в стихе. В каббалистическом учении существует четыре «клипот» — нечистых оболочек. Но четвёртая — особенная. Это «клипа сияния» (клипат нога), о которой пророк Иезекииль говорит в своём видении Божественной Колесницы: «великое облако, и в нём — сияние». Саббатианцы верили, что именно в этой, кажущейся светлой, оболочке заключена искра Искупителя. Мессия должен спуститься в самую её глубь, чтобы «завоевать её изнутри» и освободить божественный свет, разбив её. Именно это и символизирует обращение Шабтая Цви в ислам — добровольное погружение во «тьму», чтобы извлечь из неё свет.

Искупление через грех

Последняя строка — «Чтобы Тору разрушить/ И Господа возвысить снова» — является квинтэссенцией саббатианской революции. Она отсылает к стиху из Псалмов (119:126): «Время Господу действовать: закон Твой нарушили».
Обычно этот стих понимают так: «люди нарушили Твой закон, поэтому, Господи, пора Тебе вмешаться».

Саббатианцы (а позже и их последователи франкисты) переворачивают его с ног на голову. Их трактовка звучит так: «Настало время действовать Господу, потому что мы разрушили Его закон». Нарушение Закона становится не грехом, а священным актом, необходимым условием для прихода Мессии. Это знаменитая и опасная доктрина «искупления через грех». Чтобы починить мир, его нужно сначала сломать. Чтобы исполнить волю Бога, нужно нарушить Его же заповеди.

Таким образом, этот небольшой стих — это ключ к пониманию всей мистической, анархической и революционной природы саббатианства, учения, которое видело в своём Мессии не праведника, а святого грешника, сошедшего во тьму, чтобы принести миру свет.


Рецензии
Здравствуйте, Виктор!
Возвращаюсь к Вашему тексту.
Не обладая знаниями, подобными Вашим, с точки зрения обыкновенного обывателя, наберусь смелости поделиться своими мыслями. Какая-то крайняя точка, или устой, должны быть кардинально нарушены людьми без возможного исправления реальности. И тогда вмешательство Всевышнего уже будет неизбежным. Но восстановление мира ведь будет происходить из
некой сингулярности, содержащей характеристики разрушенного мира. И что способно изменить человечество, чтобы оно осознало причины глобального крушения...
Возможно это мое такое понимание информации, изложенной Вами.
С неизменным интересом, Светлана

Нецветаева Светлана   07.07.2025 08:57     Заявить о нарушении
Светлана, Вы поднимаете важный вопрос о пределе человеческого действия и той критической точке, за которой следует божественное вмешательство. Действительно, в эсхатологических концепциях (включая некоторые интерпретации саббатианства) есть идея, что радикальное разрушение старого порядка — иногда даже через грех - становится катализатором преображения.
Ваша мысль о "сингулярности", сохраняющей следы прежнего мира, особенно интересна. Это перекликается с каббалистической идеей "разбиения сосудов" (швират ха-келим), где хаос несет в себе семена нового света. Но здесь, как Вы верно заметили, ключевая дилемма: способно ли человечество осознать свою роль в этом цикле, или же прозрение придет лишь через тотальный крах?
Возможно, "исправление" (тиккун) начинается не после полного уничтожения, а в момент, когда рушатся именно иллюзии - например, вера в то, что порядок можно бесконечно поддерживать старыми методами.

Саббатианство сохраняет актуальность и сегодня. Напр., внешняя политика США и Израиля отчасти испытывает влияние саббатианских идей. Об этом, в частности, говорит А. Дугин, хотя многие его тезисы остаются дискуссионными. http://www.geopolitika.ru/directives/ekspertiza-dugina-no-23-sushchnost-sionizma?ysclid=mcspmkzkmb762186007

Виктор Нечипуренко   07.07.2025 09:33   Заявить о нарушении
Благодарю за ответ и ссылку, Виктор!
Крушение иллюзий - возможно наиболее милосердный способ, за которым должен начаться поиск новых смыслов. И обнуление до пепла старых истин, и очищение от них, что было в одной из Ваших миниатюр, все же даёт надежду на трансформацию, а не на полное обнуление.

Нецветаева Светлана   07.07.2025 10:49   Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана!
Да. Но, увы, милосердия так мало в нашем мире..

Виктор Нечипуренко   07.07.2025 15:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.