Встреча в метро

              Но разве страсть не вся испытана?
              Не вся любовь пережита?!
                В.Брюсов
Глядишь по-женски,
странно,
утренне,
как лики древние с икон.
А голос мой, как сердце, внутренний,
гремит тебе на весь вагон.
А ты лукаво и двусмысленно
мигаешь,
словно светофор.
Как далеки мы,
и как близки мы...
Вагон летит во весь опор...
В зените
              улицы московские,
трамваев
              дребезжащий стон.
А нас обнимет «Маяковская»
стальными пальцами колонн.
А нам расстаться здесь положено.
Выходишь,
              верно, навсегда,
в переплетенья улиц сложные.
Не встретиться — через года...
Да и зачем!
В нас души тонкие,
как ядра атомов редки.
Мы презираемы девчонками
как молодые старики...

А я б хотел родиться заново
в деревне древней и глухой,
чтоб полыхало страсти зарево,
пьяня сильней, чем алкоголь.
Чтоб пахло в воздухе язычеством
и радугою по утрам.
Чтобы гроза нам — электричество,
а лес — пристанище и храм...
И оглушительно и пристально,
обнявши стан, как тонкий ствол,
глядеть в глаза иконописные,
в закатный нимб над головой...
И жизнь прожить, трудясь над пашнею.
И умирать у очага.
И чтоб последнее:
дрожащая
твоя любимая рука.

04-06.08.1965


Рецензии
Александр Воловик в своем стихотворении воспевает мимолетную встречу в метро, акцентируя внимание на чувстве близости между людьми, несмотря на внешнюю разобщенность городской среды. Поэт противопоставляет современное равнодушие истинным человеческим эмоциям, мечтая вернуться к истокам искренних чувств и глубокой связи с природой.

Композиционное решение
Первая часть стихотворения посвящена описанию момента встречи двух незнакомцев в вагоне метро. Автор подчеркивает внутреннюю связь героев, несмотря на внешние обстоятельства. Во второй части разворачивается мечта поэта о возвращении к корням, к деревенской жизни, полной естественных ощущений и глубоких эмоций.

Средства художественной выразительности
Образная система стихотворения богата символическими элементами. Метро становится символом замкнутости и отчуждения, тогда как природа ассоциируется с подлинной жизнью и любовью. Эпитет «тонкий ствол» придает образу женщины нежность и хрупкость, усиливая впечатление интимности и теплоты.

Эмоциональный отклик
Читатель испытывает двойственность чувств: острое желание настоящей близости и понимание невозможности её достижения в современных городских условиях. Эта противоречивость создаёт глубокий эмоциональный резонанс, делая стихотворение актуальным и близким многим людям.

Заключение
В стихотворении Александра Воловика звучит призыв вернуться к природным началам человеческой природы, ощутить настоящую страсть и любовь, которые способны сделать жизнь полноценной и осмысленной.

Вячеслав Зуев   16.08.2025 17:05     Заявить о нарушении