Царство теней

НАС ОКРУЖАЮТ ТЕНИ

Нас окружают всюду тени,
Но как обманчивы они,
Даст силуэт и тот изменит -
И даст пропорции свои.

Сопровождают только лично,
Источник света только дай.
О них легенды, мифы, притчи.
У них свой ад есть и свой рай.

Аида царство в подземелье,
Там есть Элизиум, Тартар.
Жизнь не кончается для тени,
Как наказание иль дар.

О них - Платона Диалоги,
По теням судим бытиё.
Переживёт нас тень, в итоге,
Ведь “мир теней” - лишь для неё.

Но тень не всем дана приметой,
Материальный метит мир,
У призраков, божеств не это.
Без тени - ангел и вампир.

Нет отражения без тени;
Мир духа он - “неотразим”
Но греков тень - послеявление
В ответе тень, что мы творим.



МИФ О ТЕНИ ПЛАТОНА

Идея настолько же реальнее и живее зримой вещи, насколько вещь подлиннее своей тени
    - Платон

Миф:

По Платону, пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди.
Об истинном реальном мире они могут судить только по смутным теням на стене пещеры.
Они полагают, будто, благодаря органам чувств познаю;т истинную реальность.
Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия.
Об истинном мире можно судить только с помощью интуиции и философских идей. .


Есть аллегория Платона,
Не старят её тысячи лет,
Она философам знакома
И тем, кому был в знаниях свет.

Его идея - наши знания,
Что постигаем чувством мы -
Театр теней. Не понимане,
А разделение света-тьмы.

Театр теней - лишь силуэты,
Объёма, формы, сути нет.
По ним мы судим о предметах,
Их свойствах, их влияния  след.

В пещере зрители в иллюзии,
Что мир теней - реальный мир!
И бесполезны все дискуссии, -
Лишь интуиция - командир.

Весь смысл в учении об идее!
Считал её реальной он.
Предмет считал идеи тенью,
Идея вещи даст объём.

Наполнит интуиция мнением,
“Зачем” ответит, “почему”,
Как вещь реальней её тени,
А мысль - “реальней” по нему.

Вопрос: "Что лучше, жить в пещере,
На всем готовом, пусть во мгле,
С иллюзией, подобной вере?
Иль выбрать правду на Земле?"

Не все желают знать реальность.
Для многих радость жить в тени.
У философии специальность -
Их из пещеры увести.

Он знал, что труд неблагодарен,
Его учитель был Сократ.
Толпой он яд принять направлен…
Идеи - тысячи лет парят!





ЭЛИЗИУМ

Но и смерть ничего не разрешает, поскольку не приводит к полному и окончательному исчезновению.
      - Мирча Элиаде (об Элизиуме)

Центральной улицей Парижа
Есть Елисейские Поля.
Они и гордость и престижем
Для бедняка и короля.

Элизиум дал ей название,
Царит в нём вечная весна
В загробном тех существовании
Теней, чья жизнь богам ясна.

Там климат Греции был лучше,
Не знавшей северных широт.
Где лишь оливковые кущи
И виноград вкусней, чем мёд.

В интерпритации Гесиода
Прижизненных услуг не чтут
У смертных. Только у героев.
Простых в Элизиум не берут.

Важны и родственные связи:
Кому был кум, кому был сват,
Так Менелай попал там в князи -
Он - Зевса зять, хоть чёрту брат.

Там и Елена, дочка Зевса,
Хотя - неверная жена,
Троянцев много, как и греков
Погибло - все её вина.

Ахилла тень, он - сын Фетиды,
Морского значит божества.
Медея - дева из Колхиды,
Хоть велика её вина!

Там есть Гармония - богиня,
Хотя бессмертная была.
Без мужа жить она не в силе…
И с ней гармония - умерла..



В греческой мифологии загробное существование не вознаграждает прижизненных заслуг и не карает за преступления.
Только за персональные обиды богам.



АГАМЕМНОН

Гомер контрастами был славен,
Геройство, трусость, гордость, месть.
Ахилл и Гектор там был сравнен,
К Приаму - Агамемнон есть.

Приам был царь великой Трои,
Париса, Гектора отец,
Кассандра - дочь его.   Достоин
Почёта, мудрости венец. 

А Агамемнон “Илиады”,
Микенский царь. Был во главе
Всех греков собранной армады,
Всех полководцев, кто в цене.

Важней Ахилла, Одиссея,
Афин и Спарты, и других…
Как Агамемнон стал сильнее?
Об этом будет этот стих.

Высокомерный и жестокий
По меркам греков тех времён
Достойным взять тот пост высокий,
К нему всей жизнью приведён.

Между отцом его и дядей
Кровавый спор был много лет.
Отец дал дяде, смеха ради,
Детей его же на обед.

И дядя был «не промах» сроду -
Он обесчестил свою дочь
Пророчеств Пифии в угоду,
Чтоб стать царём - все нормы прочь.

Такая вот была семейка,
И Агамемнон это знал.
Став предводителем, сумей-ка,
Чтоб твой соперник проиграл.

Упор на главную гордыню,
Ахилла нет сильней в строю, -
Его любимую рабыню
Взял, как наложницу свою.

Знал Агамемнон, что примером,
Был укрощенный Ахиллес, -
Останется в эллинах верой,
Кто есть при власти, а кто без.

Как предводитель он - бездарный,
Стояла Троя десять лет.
С Ахиллом ссорой бесталанной
Успехи все он свёл на нет.   

Троянский Конь, падение Трои
Заслугой не были его,
Добычи же досталось вдвое,
Кассандру также для него.

Принёс он в жертву Артемиде
Свою красивейшую дочь,
Чтоб та на деле, не на виде,
Старалась в битве им помочь.

Коварство победит коварство -
Его неверная супруга,
Его лишила жизни, царства
С любовником, кузеном, другом.

Контрастом Пенелопе, видно,
Служила типом та жена.
Нам за злодея не обидно.
Так Илиада создана.

Потом в Микенах нашли маску
Для погребения царя.
Вот Агамемнон во всех красках,
Писал Гомер о нём не зря.



ЕЛЕНА

Красота — это королева, которая правит очень недолго 
            - Сократ


Была прекраснейшей из женщин,
Дочь Леды с Зевсом, вот секрет.
Бог с красотой две греков вещи
На чём стоял их белый свет.

Спартанка, стало быть - характер!
Не по словам судить - делам.
По Мойрам - ей пять раз быть в браке,
За счастье - красоту отдам.

А счастье ей не светит скоро,
Есть красота, но нет добра,
Сначала - “яблоко раздора”
Потом - Троянская Война.

На всю Элладу была слава
Красы Елены. К ней толпой
Шли женихи и вся орава
Была знатна наперебой.

И Одиссей к Елене также,
Как и три дюжины других
Героев, принцев крови даже,
Отец Елены тогда стих.

Один избранник - твой союзник,
Но будут дюжины врагов!
Тут Одиссей,  великий умник,
Совет подал для женихов.

Все те, кто свататься желают,
Пусть Аполлоном присягнут,
Избранника потом признают
И на защиту все придут. 

Потом, когда Парис Елену
И охмурит и уведёт,
Все присягнувшие - измену
Войны Троянской час пробьёт. 

Как изменившую жену
Её должны забить камнями,
Но греки, ценят красоту
И нет руки поднявшей камень.

Парис не вечен и Елена
Выходит замуж ещё раз.
Краса для счастья не замена
Мы убедились ещё раз.



АХИЛЛ

«Гнев, о, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!
Гнев неуёмный его много бедствий ахеянам сделал…»
(Гомер, «Илиада», песнь 1-я, начало)


Любили греческие боги
Иметь со смертными детей;
Да, попадались “недотроги”,
Но богу отказать не смей.   

Их дети - смертны, но - герои!
Простому греку - не чета.
Их силы больше, может, втрое,
Чем есть у льва или быка.

Родитель им всегда поможет,
Подсказкой, молнией, стрелой.
Герой - он подвиги умножит
Пусть полу-бог, но “в доску свой”

Геракла  подвиги мы знаем -
Внебрачный Зевса был сынок.
Ещё Ахилл нам узнаваем -
Кто победить его бы смог?   

Отец пусть царь, но всё же смертный,
Но мать - богиня из морей, 
Бизе был прав в “Кармен" наверно -
Да смертный, а ... любовь сильней! 

Ахилл - храбрейший из героев!
Гомер о нём писал взахлёб.
Он отличился в битве Трои,
Для Александра - был он бог.

Он был учеником Хирона,
Кентавра мудрого тех лет.   
Учил он боль терпеть без стона,
Не зазнаваться от побед. 

Мечом, копьём, стрелой и диском -
Никто сравниться не мог с ним
Как в рукопашном бою близком,
В фаланге был непобедим. 

Герой с характером открытым
Герой – орудие войны!
Добро и зло в нём вместе свиты,
И нам видны со стороны.

Герой не слушал чужих мнений,
Неукротимы гнев и месть.
Дитя ли, воин, старец древний...
Ахилл для них значение – смерть.

Его лишь пятка уязвима -
Та “ахиллесова пята”,
Что мама защитить забыла,
Кода всё тело сберегла.    

Но там, где тонко, там и рвётся!
И место то нашла стрела. 
Не часто смертным удаётся
Стать божеством в глазах врага.

Он знал, что встретит смерть под Троей,
Судьбу ему не отвратить.
Лишь обессмертить себя с боем,
Чтоб в памяти остаться жить.




ТАРТАР

Где и медяный помост, и ворота железные. Тартар,
Столько далекий от ада, как светлое небо от дола!
                Гомер “Илиада”, VIII, 13

Под царством Аида есть бездна, что глубже не будет,
Она далека от земли, как звезда, что над нами.
Там греческий Ад тех, кто не больше не судит,
Там Хронос теперь и титаны, что были богами. (1)

Их всех туда Зевс заточил после длительной битвы,
Хоть кровь в них родная, но власть над Землею дороже.
Их стража - сторукие есть исполины
Сквозь них проскочить ни титан и ни муха на сможет. (2)

Три слоя из мрака подарены богом Эребом
И стены из меди был дар самого Посейдона.
Попавшим туда не видать уже звёздного неба,
А всё наказание за место,что было у трона. (3)

За много грехов там найдёте Сизифа
Он камень с трудом поднимает на гору.
Его заточили туда по преданиям мифа
С бесплодным трудом и мучением впору. (4)

Под царством Аида есть бездна, что глубже не будет,
Она далека от земли, как звезда, что над нами.
Там греческий ад тех, кто не больше не судит,
Кронос там и титаны, что были богами.




(1) Тартар - в древнегреческой мифологии — глубочайшая бездна, находящаяся под царством Аида, куда Зевс низвергнул Кроноса и титанов после  войны, которую вели Зевс и его братья и сёстры, олимпийские боги, за свержение своего отца Кроноса и его божественного поколения титанов.

(2) Их стерегли сторукие исполины, дети Урана.

(3) Тартар был окружён тройным слоем мрака бога тьмы Эреба и медными стенами с медными воротами морского бога Посейдона.

(4) Сизиф - хитрый, порочный и корыстолюбивый человек. Первый воспользовавшийся хитростью и обманом (среди эллинов).
Он строитель и царь Коринфа, после смерти приговорённый богами вкатывать на гору, расположенную в Тартаре, тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, раз за разом скатывался вниз.




СИЗИФ

Сизифа следует представить себе счастливым.
         Альбер Камю

За что наказан был Сизиф?
Что сделал он богам плохого?
Кому стал назиданием миф,
Кому помог найти дорогу?

Есть много разных вариантов
О том, Сизиф что совершил;
Гомер считал, что из Эллады
Корыстным первым греком был.

Его порок отмечен в “Деле”,
Он бога Смерти обманул,
В цепях держал и в “чёрном теле”,
На вечность лично посягнул.

Не стало смены поколений,
Сбылась давнишняя мечта.
Подарок людям, без сомнений,
Олимпу же - вызов, неспроста.

Быть вечным богу подобает
И смертен, даже, полубог!
Контроль над миром, кто желает,
Угроза смерти, как предлог.

Лишали непослушных жизни
Во все века, в режимах всех…
Те, кто на троне.  В этом смысле
Они решали жизнь, как Зевс.

Теперь вы знаете провинность -
Сизиф на вечность посягнул!
“Сизифов труд” - его повинность,
Он смерть единый обманул.

Отсюда вывод и мораль -
Бороться с властью - бесполезно!
Хотим сегодня, как он встарь,
Богов поставить всех на место.



Сизиф - — в древнегреческой мифологии строитель и царь Коринфа, после смерти приговорённый богами катить на гору в Тартаре тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, раз за разом скатывался вниз.
Наиболее распространена версия мифа, в которой Сизиф обманом заковывает бога смерти Танатоса и держит его в плену.
За проступки при жизни (до и после смерти) боги приговорили Сизифа к наказанию — вечно вкатывать на гору тяжёлый камень, который скатывался опять вниз, а он должен был его возвращать вверх на прежнее место.




РЕКИ ЦАРСТВА ТЕНЕЙ

ЛЕТА - РЕКА ЗАБВЕНИЯ

Как греки представляли Время?
Как Лету - реку, что течёт.
В Аида царстве и забвение. 
Ждёт тех, кто из неё испьёт.

Течение Времени, в их мнении,
Воспринимали не как мы -
Там "Прошлое" - шло по течению
А то, "Что Будет" - со спины!

Смотрел в течение наш предок
И видел дней ушедших рябь.
А, приходящее на смену,
Не мог ни видеть, ни узнать.

Как это верно - провожаем
И смотрим вслед, что уж "ушло".
Что "будет", мы ещё не знаем,
И не узнаем ни за что.

Нельзя войти в ту реку дважды,
По мнению их Гераклита,
В которую вошли однажды.
Вошёл и карта твоя бита!

Не каждый движется вперёд,
Не всякий цели выбирает,
Но жизнь идёт и он живёт
Её течение каждый знает.

Для единиц она поток,
Там есть пороги, водопады.
Вон тот попал в водоворот -
Уже без сил, а жить то надо.

Для многих - тихая река,
Но там есть мели, есть притоки.
Есть заводи и иногда
Конец находится в болоте. 

Есть те, кто жмутся к берегам
И часто делают стоянки.
Здесь поживёт, а может там...
И снова в путь. Их цели странны.

Кто с картой, больше без неё,
Кого ведут в дорогу звёзды...
Есть те, кто смотрит лишь вперёд,
Но больше в дрейфе, в слухах модных.

Случайны встречи, иногда
Течением сблизит ненадолго...
Опять развилка и тогда
Решайте, ваша жизнь-дорога.

Жизнь как река. Сравнение ясно,
Но мы стоим в ней, не плывём.
Нас обтекает Время плавно -
Когда с теплом, когда со льдом.




СТИКС - РЕКА КЛЯТВ
 
В подземном царстве у Аида
Была священная река.
Её вода имела силу,
Внушая олимпийцам страх.

В ней был омытым Ахиллес,
Чтоб тело стало крепче стали.
И копья, тучи стрел с небес -
Все с той поры его не брали.

Отравлен ей был Александр,
Великий полководец греков.
Вода - проклятие или дар
Всегда тревожила поэтов.

Она была богиней клятв,
Её вода дух клятв хранила.
Нарушишь клятву ту, что дал -
И жизнь похуже, чем могила. 

Неважно, смертный или бог,
Пусть ты Олимпа небожитель,
Но клятвы той сдержать не смог
И Ужас - вот твоя обитель. 

Её воды могучей сила
Питала мощный Океан.
Ей имя Стикс. Так раньше было...
Теперь за клятву - грош, стакан...




Во время борьбы Кроноса с Зевсом Стикс прежде других богов поспешила с детьми (особенно богиней победы Никой) на помощь Зевсу, за что тот сделал eё богиней клятв, а её воды их символом.

Ахиллес - получил свою неуязвимость благодаря тому, что его мать, богиня Фетида, окунула его в воды священной Стикс.

По легенде, её водой был отравлен Александр Македонский

Боги в спорах клялись водами Стикс. Клятва считалась священной и за нарушение её даже богов постигала страшная кара: клятво-отступники лежали год без признаков жизни и затем на девять лет изгонялись из сонма небожителей.



ФЛЕГЕТОН - РЕКА КИПЯЩЕЙ КРОВИ


Плещут волны Флегетона,
Своды Тартара дрожат…
        “Прозерпина”,  А.С.Пушкин


Одна из легендарных рек
В подземном царстве у Аида.
Она из лавы, плавит тех
Кто был святошей лишь для вида. 

Кто был насильник и тиран
Для самых близких, беззащитных;
Кто для других - сплошной обман
И уважения всех ищет.

Там место есть для всех убийц,
Но не солдат, "убивших с честью”
Пусть убивал упавших ниц
И мать рубил с младенцем вместе.

Убить - порой совсем не грех -
Рабы, враги и вражьи семьи,
Иль иноверцев для утех...
Вы черносотенцам поверьте.

Они во благо кровь прольют
За расы чистоту, причинно.
Им Флегетон, что тихий пруд -
При жизни лили кровь невинных.

Завален трупами овраг
И яр, и братские могилы
Все те, кто не был явный враг,
Попав под руку тёмной силы.

Мораль - ничто не изменить,
Не каждый мечен “по заслугам”,
Но верю - будет их судить
Судья суровый, им не дрУгом. 


У Данте в «Божественной комедии» Флегетон — кольцеобразная река из кипящей крови, в которую погружены насильники против ближнего и убийцы



АХЕРОН - РЕКА ПЕЧАЛИ

Река аде, поток печали.
Через неё старик Харон
Все тени душ переправлят
Не рокот волн, а скорбный стон

Трёхглавый Цербер у порога,
Хранит он выход, а не вход.
Орфей смутил его немного
И замер стон печальных вод.

Когда Орфей играл и пел
Все люди, звери замирали,
Вода меняла русла рек,
Деревья к пенью приближались.

Орфей игрою покорил
Харона, мрачное сознание
И Эвридику оживил…
Такого нет теперь признания.

Известно с самых древних пор,
Что труд любой оплаты стоит
И перевозчик душ Харон
Оболом был всегда доволен.

Монету мелкая. Доступна
Тому, кто бедствовал в пути.
Ложилась под язык тому кто
Готов был в мир теней уйти.

Для тех, кто мог себе позволить,
Ценней монета была в рот.
И те, кто в жизни больше стоит,
Хоть что-нибудь с собой возьмёт.

Потом платили в церкви лоно -
Обряд, молитвы и цветы.
Получше место с видом, звоном…
Харон был скромен, знаем мы.

Для утонувших и погибших
Вдали родного очага
За погребение обычно
Из уха вынута серьга. 

И потому покупкой первой
Для всех пиратов, всех морей
Была серьга, - последней меркой
Обол Харону в мир теней. 




КОЦИТ - РЕКА СЛЁЗ

Коцит - ещё одна река
В подземном царстве у Аида.
Состав воды её - слеза,
Река ведь плача не для вида.

Она страшнее всех других,
Течёт в девятом круге ада.
Божественной Комедии стих
Предателем река - “награда”.

Какое было наказание
Для падших душ всего страшнее?
У Данте есть на то признание -
"Божественной Комедии" мнение.

Он вырос в солнечной Италии,
Где тень от виноградных лоз
И для него было страданием
Представить холод и мороз.

В девятом низшем круге Ада,
Где наихудшие в грехе -
Там все замёрзли водопады
И вмёрзли души их во льде.

Был этот круг для тех, кто предал.
Кто изменил и кто подвёл
Греха для Данте хуже нету
Для них черту он там провёл.

В гиене огненной, в аду
В других кругах котлы и печи,
Но не в последнем - почему
Сибирским холодом отмечен?

Он не поднялся никогда
К широтам северным России,
А ведь ГУЛАГ он описал
Для тех, кто худший грех свершили.

Считал он справедливым суд,
Где каждый платит по заслугам.
Был создан на земле тот круг -
Тирана волей и испугом.



ОКЕАН - РЕКА МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ

Река, что Землю омывает,
Даёт начало всем и вся,
К земле теней подходит с краю
И пересечь его нельзя.

Титан, стихия, божество,
И бывший бурных вод правитель.
Им жизнь и смерть разделено,
Первоначало, всех обитель.

Пегас рождён из его вод,
Отец он всем океанидам,
Речным потокам всем он бог,
И миротворец не для виду.

Он не участвовал в войне
Между тиранами и Зевсом,
Он Прометея пожалел
Нашёл ему он в сердце место.

Был слишком добр и Посейдон
Его отправил на границу,
Меж тенью-светом, вечный сон
Он контролирует десницей.


МНЕМОСИНА - РЕКА ПАМЯТИ И МАТЬ МУЗ

Вся наша жизнь и весь наш опыт,
Всё, что учили, наши знания
Слоится в памяти и что-то
Их вяжет в образы,  в сознание.

У греков это Мнемосина -
Урана дочь а также Геи.
Богиня памяти, в ней сила
Контроль сознания на деле.

Что каждый помнит и забудет
Она одна за нас решает.
И всё, что было, есть и будет
Открыто ей, всё это знает.

Есть две реки в её владении:
Одна есть Память - Мнемосина,
Вторая - Лета, иль забвение
И в их истоках все причины.

Мать Муз, она поэтам - тёща!
Коснётся Муза ненароком -
Поэт воды святой напьётся
Из знаний, видений истока.

Там все черпают вдохновение,
Таланты, гении, пророки...
Оттуда ваше озарение
И для забвения там сроки.


Философия Анамнесиса содержится уже в обще греческой мифологии. Мнемосина (Память), одна из древнейших богинь-титанид, является матерью Муз (рождённых от Зевса), а значит, одной из прародительниц культурного космоса.
В Лейбадейской пещере, протекали два источника — Леты и Мнемосины, — первый из которых давал очищение от хаоса прошлого, а второй — осознание судьбы.


Рецензии
Объём Ваших знаний и умение выразить известные Вам вещи в стихах впечатляют, уважаемый Оскар! Находящийся под впечатлением, Ваш

Игорь Тычинин   08.07.2025 19:26     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова, уважаемый Игорь!
Считается, что ты действительно знаешь предмет, если сможешь его кому-то объяснить. Вот я и пытаюсь объяснить то, что знаю, в стихотворный форме, которая требует дисциплины: краткости в донесения смысла и при этом ограничивает набор слов.
Ещё раз с благодарностью,

Оскар Хуторянский   09.07.2025 16:25   Заявить о нарушении