Немного из языкознания
По творчеству Виктора Пашкова.
Словно бездна, пучина разверзлась передо мной- так воспринимаю в хорошем смысле бездонность и,для меня, всю непостижимость русского языка, его бесконечность. Может быть ещё можно сказать так - необъятная высота надо мной в своей роскошной лазурности, иногда накрываемая тучами, приплывающими с Запада и закрывающими чистоту такого явления, как родной русский язык. Это уже вторгаюсь попутно в тему о влиянии чужих языков, не всегда положительном, на мой родной язык.
Труден ли он? Его называют одним из самых трудных для изучения языков. Соглашусь.
Сколько живу, сколько читаю, но всегда нахожу новое, мне незнакомое в этом явлении.
При этом, язык, он живой,-не отрицаю!-постоянно измененяется, соответствуя времени.
Вспоминается высказывание, довольно часто повторяемое, от этого потерявшее свое глубокое значение :" Чтение - вот лучшее учение." (Из письма А.С Пушкина брату.)
Очень серьезно отношусь к его словам. Учусь, всю жизнь учусь, читая.
Многое почерпнула, обращаясь к творчеству Виктора Пашкова. Даже скажу так: творчество Виктора с точки зрения языкознания, объединю таким названием - "Учебник родного языка".
Не буду глубоко анализировать все разделы языкознания и методы, которые использую для изучения частного явления-язык Виктора Пашкова. О многом уже писала ранее в своих аналитических работах.
Какие моменты выделяю в творчестве Виктора?
Прежде всего-шикарный ЛИЧНЫЙ СЛОВАРЬ автора стихов и прозы. Его нежелание повторять одни и те же слова, а постоянный поиск новых словесных единиц даже в стихах по одной теме.
Для этого нужно сравнить два-три стихотворения из серии , например, "Дождливые стихи", из серии стихов о Петербурге...
Привожу пример. Описание Петербургских мостов . Разный подход.
Стихотворение "Мне нужны твои узкие улицы,".
Цитирую:
"И мосты, что как люди сутулятся,
над живой ещё смуглой Невой." "
Стихотворение "Нева.Мужские слёзы в горле."
Строка из стихотворения:"В железо схвачены мосты."
(Из сборника стихов "Свет сомнений")
Стихотворение "Я вернусь в Петербург,"
Цитата:""Обнимает железным ажуром мостов,"
(Сборник "Свет сомнений")
Безукоризненна ОРФОГРАФИЯ. Не допускает никаких описок в текстах. Не раз писал Виктор о своём отношении к ПУНКТУАЦИИ, Уважительное отношениие к каждой запятой, точке, двоеточию и других знаков препинания, которые влияют на смысл вложенный в предложение, в слово и могут непоправимо исказить мысль автора, если поставлены неверно.
Пример разнообразия пунктуации в стихотворении "Несёт по мартовским снегам,":
"Несёт по мартовским снегам,
в горячке солнце золотое,-
сверкает снег-темно в глазах,
и слезы-нервы успокоить."
Обращает на себя внимание важный раздел грамматики-СИНТАКСИС.
Пример краткости и точности, и сочности строк в стихах.
цитата из стихотворения "Демидовский":
"Не сплю-молюсь.
Темно.
Жить трезвым страшно,
трудно-
не каждому дано"
Читая прозу Виктора, можно влюбиться в его сложные предложения. Впечатляющая сложность предложений.
Предлагаю прочитать отрывок из повести"Случай в обороне. 1944г."
"- Давай-ка, Василий, сходи, поищи воды: всё равно не куришь, - обратился старшина, видимо считая меня в роте самым сообразительным и умелым, ведь ни речки, ни колодца поблизости не было, а воду мог отыскать только опытный человек и обязательно сибиряк, да и мой вид уверенного и степенного, хоть и молодого, человека и фронтовой опыт, о котором он знал, внушали уверенность, а воду найти в незнакомом месте не так просто."
Повесть была опубликована в мае 2025г.в год, объявленный Годом Победы.
Можно прочитать по адресу Виктор Пашков проза.ру
Что касается МОРФОЛОГИИ, привлекают внимание его эпитеты, образованные при помощи прилагательных, существительных, наречий. Иногда автор предлагает совершенно неожиданные сочетания, прекрасно оттеняющие черты предметов, событий, проишествий, человека.
Не удержусь от примеров:
" на коленях безропотных ног.-"строка из стихотворения "От смертельной волны пулемёта,".
" В обжигающйй холодом мгле, "- из стихотворения "Снег над гором кружит и кружит,"
Или:"звучали бронзовые струны,
вели чеканные следы."- в этих строчках точная характеристика времени с идеально подобранными эпитетами.
("Продажно время и коварно: "Стихотворение из сборника "Свет сомнений", стр. 52)
В самом названии стихотворения выбраны Виктором громко заявляющие о себе эпитеты, выраженные наречиями.
Можно говорить о КУЛЬТУРЕ РЕЧИ в стихах и прозе-
соблюдении норм литературного языка.
Могу привести два примера из прочитанных на сайте стихов, в которых Автор отошел от правила, употребив в одном из стихотворений сленговое выражение.
Пример из стихотворения "Ночь моя- беспробудная пьяница-":
Вижу: скромность в вине
растворяется -
грубых слов не стесняюсь сказать, -
вырву мысль:
в эту ночь она
странница, -
полюбил – «растудыт» твою мать.
20.12.11
Переполненность эмоциями в стихотворении "Да живи ты, живи с кем хочешь"
"Бранное слово заменено многоточиями.
Что теперь мне твои лекарства:
кровь густеет -
в сосудах тромб;
б…, скука,
опух от пьянства -
кровь наружу из пьяных строк."
Об УДАРЕНИЯХ (орфоэпия) и их неизменённости в угоду рифме, чем часто грешат авторы стихов.
Затронуть можно тему СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
Виктор ввел в свой словарь слово СЛАВЯНИЯ- неологизм, синонимом которого является сочетание "Русский мир".
Мне сегодня хотелось бы остановится на работе С ОТДЕЛЬНЫМИ СОЧЕТАНИЯМИ СЛОВ, которые вызвали у меня желание поговорить сегодня о русском языке в творчестве поэта и прозаика.
"Да нет,
не позвоню,"- это словосочетание обращало на себя внимание при перечитывании стихотворения. Перечитала и сделала вывод о противоречивости и некоторой странности подобных сочетаний слов, часто встречающихся в русском языке.
В них одновременно и утверждение "Да" и отрицание "нет". Лишь отрицательная частица "не", запятая и сюжет стихотворения раскрывают суть сказанного-уверенность героя стихотворения в своей решительности не звонить.
Русскому человеку понятно, а вот иностранец...
не сразу разберётся в заковыристости сочетаний слов.
Приведу примеры других "маковых зернышек" из русского языка, встречающихся в стихах Виктора.
Стихотворение "Не хочу мыкать горе в сомнениях". Строка звучит так:
" и не веруя, верить судьбе."
Стр. 19. Сборник "Свет сомнений".
"Мы как-нибудь, когда-нибудь умрем," из стихотворения "Лениво моросит осенний дождь.", стр. 30. "Свет сомнений".
Добавлю ещё одно "зернышко" со стр, 58 названного сборника:
" Нет, не плачусь, а слёзы от боли:"- "не плачусь" и "слёзы" в одной связке.
"из прошлой реальной неведомой жизни"- стоит услышать набор эпитетов и задуматься в строке из стихотворения
"Вморожены листья в холодный асфальт ,-"стр. 81."Свет сомнений".
Продолжаю цитировать строки, задержавшие моё внимание, из указанного сборника стихов.
"по лесному безмолвию шума."- стр 84.Стихотворение "Жизнь прожил , разбираясь в себе")
"Что с правами в бесправии делать"- стр. 85.
Стихотворение"Обещания странны и горьки:"
Не только сочетания слов, но СОЧЕТАНИЯ СТРОК привлекают моё внимание. Пример из прозаического произведения Виктора "...остался в стороне- так в стороне и постою."
"На Сашу, ехавшего в машине на большой скорости, свет не попадал. Да и не нужен ему, живому солнечному человеку, лунный свет: это отражённый свет, не живой. Им можно наслаждаться, как картинами Айвазовского, мечтать, но жить в нём постоянно, мыслить реальностями нельзя: не получится, а, если и получится, то только в больном воображении."
Эту повесть можно прочитать по адресу Виктор Пашков проза.ру
В ЗАКЛЮЧЕНИИ хочу сказать.
Эта строка- "Да нет,
не позвоню,"- давно приятно беспокоила меня, появилось желание сделать маленький обзор по работам Виктора Пашкова. Моё желание говорить и писать о художественных особенностях творчества раскрывает неординарность работ поэта, его мышления, особенность взгляда Виктора на мир с позиции человека, глубоко воспринимающего все оттенки жизни, и поэта, желающего работать в своём, только в своём неповторимо-образном стиле, уважающего, даже-больше-любящего бесконечно свой родной русский язык.
Читаю внимательно "Учебник родного языка " под авторством Виктора Пашкова, продолжая открывать для себя новое в поэзии и в родном языке.
И последнее. Вышеприведённые строки назову ЯВЛЕНИЯМИ в идивидуальном почерке поэта. Они созданы напряжением ума автора стихов.
.....
Ответ Виктора.
Здравствуйте, Светлана!
В этот раз благодарю Вас, как филолога-профессионала!
Светлана, отвечая, чуть коснусь работы со словом.
Исходное: писать, как писали раньше нельзя, потому что образование, а значит грамотность людей, если опустить то, что наделали с образование в последнее время, улучшилось.
Суть работы над текстом стихотворения: ни одной точки, запятой, тире и двоеточия не должно быть там, где не должно; каждое слово, строчка, четверостишие и уж тем более весь текст должны нести смысловую нагрузку и создавать настроение; каждый образ должен быть понятен большинству без объяснений и быть привязан к общечеловеческой и русской культуре.
Именно к этому надо стремиться, если говорить не о стихах, а о Поэзии.
Работа над текстом прозы несколько иная, о ней уместно говорить на странице прозы.
Как общее можно добавить, необходим словарный запас, а для этого необходимо читать классику и работать со словарями.
Светлана, остаётся добавить: Пашкову предстоит многому научиться, чтобы хотя бы частично соответствовать Вашему мнению и Вашим выводам.
Ну а "явлением" смело можно называть любого человека на земле: это же творение Господа!
До встречи. Виктор Пашков.
Виктор Пашков 05.07.2025 08:57
.....
Моё дополнение.
Приветствую Вас, Виктор. Не могу не поблагодарить за Ваши слова в мой адрес- добрые слова.Вызвала невольно Вас на разговор своей небольшой статьёй.
Ваше дополнение важно для любого читателя. Дорого тем, что не кто-то со стороны, а Вы пишете о своём взгляде на процесс творчества.
О "явлении". Да, каждый человек явление, уникум, каким бы он ни был, но... Не у каждого есть то, что я нахожу в Ваших стихах(речь о поэтическом творчестве)- огранённые бриллианты слов, строк, к которым притронуться - удовольствие.
Говорю Вам " до встречи" и снова-"она будет".
Светлана Климашова Дерягина 05.07.2025 15:55
.....
Ссылки на стихи :
1."От смертельной волны пулемёта," http://stihi.ru/2018/01/18/9143
2."Снег над городом кружит и кружит," http://stihi.ru/2014/10/29/8
3."Да нет, не позвоню,"http://stihi.ru/2015/11/29/11679
4."Мне нужны твои узкие улицы"
http://stihi.ru/2014/07/27/2733
5."Несёт по мартовским снегам" http://stihi.ru/2017/02/08/4130
6."Демидовский"http://stihi.ru/2017/01/17/4294
7."Ночь моя-беспробудная пьяница"
http://stihi.ru/2016/03/19/11735
8.Да живи ты, живи с кем хочешь-"
http://stihi.ru/2016/02/21/12303
P.S. Стихотворения из сборника "Свет сомнений" не опубликованы на страничке автора.
Свидетельство о публикации №125070507027
Эту статью мне прислала из Кливленда замечательная женщина, человек тонкой души Лариса Мултановская.
Преподаватели Высшей школы бьют тревогу.
Дoцент жуpфака МГУ: "B этoм гoду мы набpaли инoпланетян"
“Незнаю”, “гениpал” и “чеpез-чюр” — вoзможно, именно тaкое напиcание cлов мы yвидим в газетах лет чеpез пять, кoгда нынeшние пеpвокурсники фaкультета жуpналистики МГУ получат свои дипломы. Вот тaкие фенoменальные peзультаты продемонстрировали набранные с помощью ЕГЭ студенты, среди которых есть даже стобалльники.
Как и ожидалось, проверочные работы новобранцев в вузах обернулись скандалом. Подробнее об этом рассказала доцент кафедры стилистики русского языка Анастасия Николаева.
— Первокурсники журфака только что написали проверочный диктант по русскому языку. Подтвердили ли они оценки, с которыми поступали?
— Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3—4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными.
Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24—25 ошибок. Практически в каждом слове по 3—4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение.
— To есть?
— Hy что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян.
— У вас и правда был такой слабый набор?
— B том-то и дело, что формально сильный: средний балл по русскому языку — 83. То есть не просто “пятерка”, а “суперпятерка”, поскольку отличная оценка по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов. И это очень скверно, поскольку, когда ребята завалят первую же сессию, нам скажут: “Вы получили “супертовар”. A сейчас ребята не могут воспроизвести простеньких русских слов. Как это вам удалось сделать из суперотличников супердвоечников?!”
Кстати, в этом году благодаря ЕГЭ победители олимпиад и золотые медалисты не смогли поступить на дневное отделение: все они учатся на вечернем. Мало и москвичей. Впрочем, журфаку еще грех жаловаться. Сколько-то самых безнадежных студентов нам удалось отсечь с помощью творческого конкурса. A вот что получил, скажем, филфак, страшно даже подумать. Это национальная катастрофа!
— B чем ее причина?
— B какой-то степени в “олбанском” интернет-языке. Однако главная беда — ЕГЭ.
По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями — все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик. Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях. Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине.
— C этим можно что-то сделать?
— По итогам диктанта прошло заседание факультетского ученого совета.
Вырабатываем экстренные меры по ликбезу. Сделаем, конечно, что сможем, но надо понимать: компенсировать пробелы с возрастом все труднее, и наверняка выявятся ребята необучаемые. Да и часов на эти занятия в нашем учебном плане нет. Так что, боюсь, кого-то придется отчислить, хотя ребята не дебилы, а жертвы серьезной педагогической запущенности.
— Многих можете потерять?
— Не исключаю, что каждого пятого первокурсника. ЕГЭ уничтожил наше образование на корню. Это бессовестный обман в национальном масштабе. Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков.
И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. A это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне. Ребята, кстати, и сами понимают, что дело плохо, хотят учиться, готовы бегать по дополнительным занятиям. C некоторыми, например, мы писали диктант в виде любовной записки.
Девчонки сделали по 15 ошибок и расплакались."
Да, уж! Мимо этой информации нельзя пройти, оставшись равнодушным. Кем они станут, эти нынешние студенты? Как и чему они будут учить следующие поколения? Или уже не будут? Помнится, какой-то дядька говорил, что и четырёх классов вполне достаточно...
Предпосылки зрели давно, неграмотность стала привычной, и на фразы, произнесённые дикторами ЦТ, вроде "порядка пятиста человек", уже никто не обращает внимания. Это норма, увы. А ведь это было только начало всеобщей (а она уже таковой стала) неграмотности. Пушкинский русский исчез практически полностью.
"Ёшный", "ейный", " евойный", "ихний" - прочно вошли в обиход, и, даже звуча из телевизоров, уже не вызывают улыбку у подавляющего большинства прильнувших к экранам. Безграмотность стала нормой. ЕГЭ и "реформа" образования сделали своё чёрное дело. Неужели это не ясно верхам, ратующим за продолжение образовательной вакханалии? Почему нельзя отменить глупость? Не хочется думать, что это делается специально, да результаты говорят о другом. "Левые" учебники в школах, бессмысленные рабочие тетради, где только и надо, что вставить в слове нужную буковку, и Т9, в виде корректора для самых "продвинутых" учеников...
Теперь на помощь ЕГЭ пришла дистанционка. Видимо, темпы деградации не так быстры. Народ, куда катимся?! "Не" и "ни", " ча" и "ща", " тся" и "ться" - давно уже вне всяких правил. Про "кто то" - вообще молчу. И всё больше "умников" в комментариях к замечаниям по поводу безграмотности того или иного автора: "Ну чё вы взъелись? Ведь смысл понятен!".
Понятен. Пока.
Тут один претендент на работу в анкетной графе "Образование" написал - "ВИСЧЕЕ. ФЕЛФАК". Мы с коллегами долго смеялись, а потом вдруг одновременно замолчали, и всем захотелось заплакать, как тем девчонкам, написавшим с 15-ю ошибками диктант в виде любовной записки.
Владимир Орныш-Полонский 23.07.2025 06:43 Заявить о нарушении
Пришлось повторить мой краткий ответ Вам.
Благодарю за статью.
Всё, что связано с ЕГЭ, выходит за рамки разумного. Выхолощенное образование, плодящее неграмотных людей.
В своём эссе написала кратко о творчестве Виктора Пашкова. Поэт и прозаик, он не просто любит русский язык, но пытается развить стремление владеть прекрасным русским языком на своём примере и в беседах со своими читателями, Кроме того, он отмечает постоянно ещё одну важную роль русского языка, как государствообразующего.
Ежедневно встречаются примеры безграмотности, а вот тех, кто говорит на языке Пушкина становится всё меньше, Тут хочется расплакаться.
Владимир, всего доброго.
Светлана Климашова Дерягина 24.07.2025 02:44 Заявить о нарушении