Марксистский взгляд на отношение философии, как на
В марксизме философия рассматривается не как абстрактная умозрительная дисциплина, а как наука о всеобщих законах мышления, бытия и познания — как диалектика, логика, теория познания. Такое понимание философии придаёт ей принципиально иную роль по отношению к мировоззрению: она выступает не просто его элементом, а его методологическим основанием. В данном эссе анализируется, каким образом философия, будучи наукой о мышлении, встраивается в структуру мировоззрения, и почему в марксистской традиции она составляет ядро научного мировоззрения.
***
Как отмечал В.;И. Ленин в «Философских тетрадях», «В “Капитале” применена к одной науке логика, диалектика и теория познания (не надо 3-х слов: это одно и то же) материализма» (Полн. собр. соч., т. 29, с. 301). Аналогичную мысль высказал и Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»: «Для философии, изгнанной из природы и истории, остаётся только царство чистой мысли, постольку оно ещё остаётся: учение о законах самого процесса мышления – логика и диалектика» (Полн. собр. соч., т. 21, с. 282–283). Из этих высказываний можно заключить, что философия – научная дисциплина, имеющая своим предметом процесс мышления – логику (диалектику), и в таком её понимании является частью научного мировоззрения.
В истории мы видим четыре типа мировоззрений: 1) обыденное (стихийное); 2) религиозное; 3) философское, как переходное от религиозного к научному и 4) научное мировоззрение. В современном обществе выделение среди других типов мировоззрений философского не имеет логического основания. К какому типу мировоззрений сегодня относится философское мировоззрение: к стихийному, к религиозному, к научному? В свете марксистского понимания – к научному.
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
С марксистской точки зрения – точки зрения диалектического материализма – философия – не оторванная от жизни умозрительна дисциплина, а наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Это ясно видно в «Капитале», где диалектический метод применяется для анализа общественно-экономических процессов. Мир материален и диалектичен. Диалектическая логика раскрывает процесс мышления как отражение объективной реальности.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Мировоззрение – система взглядов человека на мир и своё место в нём. В марксизме оно формирующееся исторически, определяемое социальной практикой, в первую очередь материальными условиями жизни. Марксизм выделяет четыре исторических типа мировоззрения: 1) обыденное – стихийное, формирующееся на основе повседневного опыта; 2) религиозное – основанное на признании существования сверхъестественного; 3) философское – переходная форма от религиозного мировоззрения к научному и 4) научное – основанное на отрицании существования сверхъестественного, опирающееся на достижения науки. Например, у Гегеля, в форме объективного идеализма, философия выражает философское мировоззрение, а в марксизме, в форме диалектического материализма выражает научное мировоззрение, являсь его частью.
Философия в марксизме – не надстройка над наукой, а научная дисциплина, служащая методологической основой научного мировоззрения, раскрывающая закономерности бытия и познания.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В НАУЧНОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ
С марксистской позиции, по отношению к научному мировоззрению философия выполняет следующие функции: 1) методологическую – вооружает науку и практику диалектическим методом; 2) мировоззренческую – формирует целостную, научную картину мира; 3) критическую – разоблачает идеализм, религию, метафизику и 4) историко-обобщающающую – синтезирует знания разных эпох и областей науки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С марксистской точки зрения: 1) Философия – это наука о мышлении, основанная на материализме и диалектике. 2) Она не существует вне практики, а развивается вместе с наукой и обществом. 3) В современном мире философия в своём научном (марксистском) виде входит в состав научного мировоззрения и помогает формировать его основания.
Поэтому, с позиции марксизма, истинная философия — это не отвлечённая спекуляция, а научная теория, связанная с практикой, служащая интересам познания и преобразования мира.
Свидетельство о публикации №125070504736
Вот более подробное объяснение:
1. Отсутствие предсказательной силы:
Наука предполагает способность делать предсказания, которые можно проверить на практике. Марксизм, напротив, часто терпит неудачу в этом аспекте. Например, предсказание о неизбежной пролетарской революции и крахе капитализма не сбылось в предсказанной форме.
3. Идеологическая ангажированность:
Марксизм не является нейтральной системой взглядов. Он является политической идеологией, которая стремится к изменению общества в соответствии со своими принципами. Это означает, что марксистский анализ часто предвзятый и направлен на подтверждение уже существующих убеждений, а не на объективное исследование реальности.
4. Претензия на универсальность:
Марксизм часто претендует на универсальное объяснение истории и общества, что не соответствует многообразию исторических процессов и культурных особенностей.
5. Недостаточность эмпирической базы:
Некоторые исследователи считают, что марксизм не подкреплен достаточной эмпирической базой для своих выводов. Он оперирует абстрактными понятиями и моделями, которые не соответствуют реальной жизни.
В заключение, хотя марксизм и содержит элементы научного анализа, его претензия на статус науки является спорной. Его неспособность к предсказаниям, нефальсифицируемость, идеологическая ангажированность и претензия на универсальность ставят под сомнение его научность в строгом смысле этого слова.
Стелла Брюль 23.07.2025 18:13 Заявить о нарушении