На облезлой игле Петропавловской крепости

  Посвящается
  Дню Достоевского*/

На облезлой игле
Петропавловской крепости
Красовались багровые
отблески глаз,
Любовавшихся острым
размахом нелепости
Проходивших, смотревших
на реку не раз
Толп поэтов, писателей,
жителей местности,
Обличителей всех поколенческих расс,
И к страстям политическим,
молодым, энергичным,
С громким топотом, ярым,
раскатистым шагом
По мосту через Реку, текущую молодо,
Под кровавым незнаменем
ртутной воды.
Там царил полумрак,
её тонкое тело
Заполняло с избытком
атлас простыней
Половые сношения утренних
прений
Унижений и грёз
запоздалых гостей,
Редко сыт он бывал и
страданья мучителя
От обилия красок, грязных серых, по-невски
Обличавших всех ржавых,
коричневых фраз,
Отражаясь в воде на вздыбленной месте
Через линзы бинокля
врезались как класс.
Клубы дыма, взошедшие
очень знакомо,
И нещадное солнце
сходились не раз.

_________
*/ Каждое лето, в первую субботу июля, улицы Санкт-Петербурга наполняются цитатами, театральными сценами и особой атмосферой произведений писателя, чей голос как будто до сих пор звучит в стенах города. День Достоевского посвящён жизни и творчеству одного из самых загадочных русских писателей.

День Достоевского – как оживший роман, в котором каждый горожанин и гость Северной столицы может стать героем, прохожим или внимательным читателем, отправиться в путешествие по улицам из романов, попробовать прочитать город сквозь текст.

Дата праздника выбрана не в честь биографических событий, а в честь начала действия романа «Преступление и наказание» – одного из самых знаменитых произведений Ф.М.Достоевского.
Именно в начале июля, по сюжету романа, главный герой Родион Раскольников впервые выходит из своей каморки и бродит по улицам Петербурга, размышляя о будущем преступлении. Атмосфера этого времени года – зной, тяжесть, предчувствие перемен – пронизывает текст, и организаторы праздника увидели в этой литературной дате ключ к созданию целого культурного мероприятия.

Эта культурно-литературная акция проводится с 2010 года. Став традицией, этот день продолжает открывать новые формы диалога с классикой, объединяя музеи, театры, библиотеки и самые неожиданные городские площадки. Организаторы праздника – Музей Ф.;М. Достоевского и другие учреждения культуры города – стремятся показать, как классика может говорить современным языком: через экскурсии, лекции, спектакли, квесты и выставки.

Многие мероприятия праздника бесплатны и не требуют специальной регистрации. Особенно любопытны уличные акции, когда зрители становятся свидетелями сцен из произведений Достоевского: «Идиота», «Бесов», «Преступления и наказания» – в формате перформанса, вживую, на фоне петербургских фасадов.

В начале июля Петербург словно бы вновь превращается в страницу великого романа. Он обретает особый ритм – медленный, вдумчивый, пронзительный, и становится сценой, книгой и собеседником одновременно. Это редкий случай, когда город не просто «отмечает» литературу, а становится её продолжением...

День Достоевского – это возможность почувствовать, как слова оживают, а улицы становятся главами романа. И каждый из нас – часть этой истории.

Петропавловская крепость (официальное название — Санкт-Петербургская, в 1914–1917 годах — Петроградская крепость) — старейший памятник архитектуры Санкт-Петербурга, крепость I класса. Расположена на Заячьем острове, в Санкт-Петербурге, историческое ядро города.
ru.wikipedia.org*
Дата закладки крепости —
16 (27) мая 1703 года — считается датой основания Санкт-Петербурга. Первоначально задумывалась как военное укрепление для защиты нового города от нападения с воды и с суши.
ru.wikipedia.org*
guidego.ru
С первой четверти XVIII века до начала 1920-х годов служила тюрьмой. С 1924 года является государственным музеем.
ru.wikipedia.org*
В современной крепости расположены многочисленные памятники архитектуры и музеи:
Петропавловский собор (усыпальница российского императорского дома Романовых);
Великокняжеская усыпальница;
Ботный дом;
Комендантский дом;
Инженерный дом;
Монетный двор;
Музей истории Санкт-Петербурга;
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи;
Музей космонавтики и ракетной техники.
ru.wikipedia.org*

Крепость, не знавшая сражений
Старейший архитектурный памятник Санкт-Петербурга. 27 мая 1703 года — день основания Петропавловской крепости считается и днем основания города. Его основал Петр I на земле, отвоёванной у шведов.
План цитадели разрабатывал сам император вместе с французским инженером Ламбером де Гереном.

Крепость в форме острова. Очертания — вопрос военной стратегии. Закладывая фортецию, Петр использовал каждый метр Заячьего острова — чтобы угрожавшим России шведам было негде высадиться. Петропавловская — первая крепость в России бастионного типа. Построена без крепостных башен для кругового обстрела вражеских кораблей.

Петропавловский собор — усыпальница русских императоров. Строился одновременно с крепостью, сначала в дереве, а с 1712 года — в камне.
С переносом столицы из Москвы в Петербург возник и новый обычай — хоронить коронованных особ не в Архангельском соборе Московского Кремля, а в Петропавловском, Петербурга. К концу XIX века в соборе было 46 захоронений и потребовалось строительство Великокняжеской усыпальницы.
Самое высокое историческое здание. 122 метра колокольни Петропавловского собора уже не самая высокая точка Санкт-Петербурга, но по-прежнему историческая доминанта. В XVIII столетии из-за удара молнии шпиль накренился и архитектурный памятник не был поврежден благодаря отцу «промышленного альпинизма» в России Петру Телушкину. Ярославский мастер шесть недель поднимался на вершину по верёвочной лестнице без лесов и ремонтировал и сам шпиль, и парящего ангела.

Четвертый ангел Петропавловской крепости. Появилась позолоченная фигура на вершине шпиля под крестом в 1724 году благодаря архитектору каменного собора Доменико Трезини. Первый ангел спустя 30 лет «погиб» вместе с деревянным шпилем от удара молнии, крылья второго оторвал ветер небывалой силы. Третий ангел 1778 года вращался у основания креста, словно флюгер, а нынешний трёхметровый парящий ангел увенчал шпиль после реконструкции XIX века.

Мирная история военной цитадели. Петропавловская крепость не участвовала ни в одном сражении, хотя гарнизон веками пребывал в полной боевой готовности и создавался для защиты земель, завёванных в Северной войне. Изначально деревянные, а впоследствии каменные стены высотой 12 и шириной 20 метров были под защитой 60 орудий на каждом бастионе. Но стреляли пушки Петропавловской крепости лишь в мирных целях.

24-гривенковая (152-мм) осадная пищаль «Скоропея»,

О чем говорят пушки? Первый пушечный выстрел прозвучал в цитадели почти сразу после постройки —
в момент поднятия флага. Стреляла пушка, оповещая горожан о начале и окончании рабочего дня.
А с 1865 года возвещает о наступлении полудня.
В ХХ веке традиция на время прерывалась, а
в XXI получила развитие: присутствие при залпе почетных гостей. В их числе бывали создатель легендарного автомата Михаил Калашников;, принц Чарльз, оперная дива Елена Образцова;.

Колокола и звуки карильона. 51 колокол на четыре октавы. Самый тяжелый — весом более 3 тонн. Новый карильон Петропавловской крепости — и музыкальный инструмент, и некогда международный проект. Первый карильон появился в России благодаря Петру I, но не устоял в огне пожара 1756 года. Директор бельгийской Школы карильона Йо Хаазен нашел более 300 меценатов, благодаря которым Петербург получил к 300-летию новый карильон общим весом в 15 тонн.

Крепость, не знавшая сражений.
Старейший архитектурный памятник Санкт-Петербурга. 27 мая 1703 года — день основания Петропавловской крепости считается и днем основания города. Его основал Петр I на земле, отвоеванной у шведов. План цитадели разрабатывал сам император вместе с французским инженером Ламбером де Гереном. Вспомним интересные факты из истории Петропавловской крепости вместе с Натальей Летниковой.

Крепость в форме острова. Очертания — вопрос военной стратегии. Закладывая фортецию, Петр использовал каждый метр Заячьего острова — чтобы угрожавшим России шведам было негде высадиться. Петропавловская — первая крепость в России бастионного типа. Построена без крепостных башен для кругового обстрела вражеских кораблей.

Петропавловский собор — усыпальница русских императоров. Строился одновременно с крепостью, сначала в дереве, а с 1712 года — в камне. С переносом столицы из Москвы в Петербург возник и новый обычай — хоронить коронованных особ не в Архангельском соборе Московского Кремля;, а в Петропавловском; Петербурга. К концу ХIХ века в соборе было 46 захоронений и потребовалась строительство Великокняжеской усыпальницы.

Самое высокое историческое здание. 122 метра колокольни Петропавловского собора уже не самая высокая точка Санкт-Петербурга, но по-прежнему историческая доминанта. В ХVIII столетии из-за удара молнии шпиль накренился и архитектурный памятник не был поврежден благодаря отцу «промышленного альпинизма» в России Петру Телушкину. Ярославский мастер шесть недель поднимался на вершину по веревочной лестнице без лесов и ремонтировал и сам шпиль, и парящего ангела.

Ангел на шпиле Петропавловской крепости, Санкт-Петербург. Фотография: Perfektangelll / commons.wikimedia / CC BY-SA 3.0

Четвертый ангел Петропавловской крепости. Появилась позолоченная фигура на вершине шпиля под крестом в 1724 году благодаря архитектору каменного собора Доменико Трезини. Первый ангел спустя 30 лет «погиб» вместе с деревянным шпилем от удара молнии, крылья второго оторвал ветер небывалой силы. Третий ангел 1778 года вращался у основания креста, словно флюгер, а нынешний трехметровый парящий ангел увенчал шпиль после реконструкции ХIХ века.

Петровские ворота Петропавловской крепости, Санкт-Петербург. Фотография: Дарья Курилко

Мирная история военной цитадели. Петропавловская крепость не участвовала ни в одном сражении, хотя гарнизон веками пребывал в полной боевой готовности и создавался для защиты земель, завоеванных в Северной войне. Изначально деревянные, а впоследствии каменные стены высотой 12 и шириной 20 метров были под защитой 60 орудий на каждом бастионе. Но стреляли пушки Петропавловской крепости лишь в мирных целях.

24-гривенковая (152-мм) осадная пищаль «Скоропея», Петропавловская крепость, Санкт-Петербург. Фотография: Shibormot / commons.wikimedia / public domain

О чем говорят пушки? Первый пушечный выстрел прозвучал в цитадели почти сразу после постройки — в момент поднятия флага. Стреляла пушка, оповещая горожан о начале и окончании рабочего дня. А с 1865 года возвещает о наступлении полудня. В ХХ веке традиция на время прерывалась, а в ХХI получила развитие: присутствие при залпе почетных гостей. В их числе бывали создатель легендарного автомата Михаил Калашников;, принц Чарльз, оперная дива Елена Образцова;.

Часы и карильон на Петропавловском соборе, Санкт-Петербург. Фотография: Андрей Мсхалая / Фотобанк Лори

Колокола и звуки карильона. 51 колокол на четыре октавы. Самый тяжелый — весом более 3 тонн. Новый карильон Петропавловской крепости — и музыкальный инструмент, и некогда международный проект. Первый карильон появился в России благодаря Петру I, но не устоял в огне пожара 1756 года. Директор бельгийской Школы карильона Йо Хаазен нашел более 300 меценатов, благодаря которым Петербург получил к 300-летию новый карильон общим весом в 15 тонн.

«Русская Бастилия». Крепостные стены не раз становились казематом для политических заключённых.
В разные годы в Петропавловке находились декабристы, народовольцы, литераторы: братья Бестужевы, Николай Чернышевский, Федор Достоевский, Александр Радищев. Один из первых узников — сын основателя крепости царевич Алексей.
А самая загадочная история крепости-каземата, пожалуй, связана с заточением княжны Таракановой.

«Тайны ночной крепости». Начиная с 1924 года крепость стала музеем и даже едва не была разрушена год спустя по решению Ленсовета ради строительства стадиона. Сегодня цитадель — часть Музея истории Санкт-Петербурга; с уникальными экспонатами Музея космонавтики;, артиллерии и инженерных войск ;. На экскурсии в сердце Северной столицы можно побывать даже ночью.

Петропавловская крепость на экране.
Режиссерская фраза «Камера! Мотор!» нередко звучит в Петропавловской крепости. Архитектурный ансамбль Заячьего острова уже появлялся в картинах
«О бедном гусаре замолвите слово»;, «Остров сокровищ», «Нос», «Звезда пленительного счастья», «Михайло Ломоносов»; и в фильме-путеводителе «Невероятные приключения итальянцев в России»;. Как один из главных символов Санкт-Петербурга.

В середине XIX века молодой писатель Федор Достоевский поддерживал идеи социализма. В 1847 году он примкнул к кружку Михаила Петрашевского, в котором обсуждались свобода книгопечатания, судебные реформы, произвол чиновников и освобождение крестьян.

Роковым для писателя стало запрещенное письмо критика Виссариона Белинского к писателю Николаю Гоголю. За его распространение Достоевского и других членов кружка в конце апреля 1849 года арестовали. Суд признал писателя «одним из важнейших преступников за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» и приговорил к расстрелу. Восемь месяцев он провел в Петропавловской крепости.

На допросах многие петрашевцы раскаялись, и им смягчили приговор. Правда, узнали они об этом на самом «расстреле». «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда все будет готово к исполнению казни» — так распорядился сам император Николай I. Инсценировка казни на Семеновском плацу стала одной из самых известных и жестоких в истории. Петрашевского отправили на бессрочную каторгу, а Достоевского — на четырехлетнюю в Омск. События этого тяжелого периода жизни писатель отразил в повести «Записки из Мертвого дома».
В 1856 году, после коронации Александра II, Федора Достоевского амнистировали.

Лучшие цитаты Федора Достоевского

1. Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.
2. Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.
3. Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
4. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
5. Страданием своим русский народ как бы наслаждается.
6. Жизнь задыхается без цели.
7. Перестать читать книги — значит перестать мыслить.
8. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.
9. Мир спасёт красота.
10. Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
11. Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.
12. Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.
13. Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.
14. Истина без любви — ложь.
15. Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.
16. Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
17. Человек, умеющий обнимать — хороший человек.
18. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!
19. Тут нужно говорить глаз на глаз… чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги.
20. Душа исцеляется рядом с детьми.
21. Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.
22. В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.
23. Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.
24. Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а всё от беспрерывной лжи и людям и себе самому.
25. Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.
26. Разум — подлец, оправдает что угодно!
27. Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.
28. Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить, как с собой.
29. Любить человека — значит, видеть его таким, каким его замыслил Бог.


Рецензии