Понятие мировоззрения

В настоящей работе рассматривается соотношение мировоззрения, религии, науки и общества. Исследуются типы мировоззрения — обыденное, религиозное и научное — и их онтологические основания. Религия трактуется как социальный институт формирования, передачи и реализации мировоззрения. Особое внимание уделено пониманию веры как основания всякого мировоззрения и поклонения как формы её выражения в жизни. Предлагается трактовка мировоззрения как верования — единства веры, понимаемой как признание нечто истинным, и поклонения, понимаемого как жизнь, происходящую из этого признания.


ВВЕДЕНИЕ

1. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
Французское слово «экзистенциализм» происходит от лат. экзистенция – существование. Экзистенциализм – философское направление, называемое также философией существования, концентрирующееся на уникальности человеческого бытия.

2. ТЕМА ИСТИННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
В современном мире, отмеченном многообразием культурных форм, идеологических систем и научных парадигм, тема истинного мировоззрения приобретает не только теоретическую, но и экзистенциальную актуальность. С одной стороны, господствующие релятивизм и плюрализм утверждают, что все мировоззрения равноценны и что истина – исключительно продукт субъективного опыта. С другой стороны, человечество всё чаще сталкивается с духовными, экологическими и социальными кризисами, которые требуют не частичных мнений, а глубоко осмысленного и цельного отношения к жизни. При таком положении вещей истинное мировозрение, если таковое существует, становится насущной необходимостью, как ориентир, способный восстановить человеческую значимость, направить культуру и сообщить смысл жизни.

При этом мировоззрение не есть нечто внешнее по отношению к человеку. Человек и есть мировоззрение, есть общество, отражённое и преображённое в нём, как в целостной чувствующей, мыслящей и действующей личности. Мы воспринимаем жизнь не в чистом виде, а опосредованно, через исторически сложившиеся образы, ценности и смысловые структуры. Познание жизни начинается не с жизни, мыслимой как объективно существующее в природной среде общество, а с мировоззрения – общества, отражённого и преображённого в общественном человеке.

Исторически человечество прошло через различные типы мировоззрений — от религиозного и мифологического к философскому и научному. Каждое из них стремилось дать ответ на одни и те же вопросы: что есть человек? что есть мир? что есть истина? И каждое мировоззрение являлось не только способом мышления, но и способом жизни. В этом контексте поиск истинного мировоззрения означает не просто теоретическое различение истины и заблуждения, а поиск подлинного способа существования, придающего смысл бытию.

Итак, проблема истинного мировоззрения стоит на пересечении философии, религии, антропологии, когнитивных и социальных наук. Это одновременно вопрос об истине, о человеке, о жизни. Современная культура, отказываясь от глубоких мировоззренческих оснований под лозунгами нейтралитета и деидеологизации, рискует утратить способность к ориентации в жизни, теряя критерии мышления и действия. В этой связи анализ мировоззрения и поиски его истинного основания становятся не только философской задачей, но и экзистенциальным вызовом времени.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
Мы ничего не знаем о мировоззрении. Знаем только, что мировоззрения бывают трёх типов: обыденными (стихийными), религиозными и научными.
 
ОБЫДЕННОЕ (стихийное) мировоззрение – такое, которое люди подхватывают, как инфекцию, воздушно-капельным путём. Кто-то или что-то в жизни нам «начихало» или «накашляло» наше мировоззрение. Или не ту книжку в детстве прочитали или чего-то наслушались. Чсл. (Бемидбар).11:4: «Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали, и говорили...». Отчего плакали? Наслушались того, что говорили пришельцы. Стихийное мировоззрение случайное, неорганизованное, неосмысленное.

У А. М. Горького есть пьеса «На дне».  И там диалог:
– Слушай, старик, Б-г есть?
– Коли веришь, - есть; не веришь, - нет... Во что веришь, то и есть.
Лукавый ответ. Эта же мысль звучит в пьесе по-другому:
– Правда – бог свободного человека.

Здесь бог – это то, во что мы верим, на что полагаемся, чему служим. Правдой тогда становится всё, что угодно, всё, что взбредёт на ум «свободному» человеку.

Герой продолжает:
– Человек – вот правда... Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга!

Это называется человекоцентризм. В центре такого мировоззрения человек – источник и причина всего. Получается: не Б-г создал человека, а человек Б-га. Кто-то верит так, кто-то иначе. Всякое мировоззрение – это верование. Здесь под истиной мы понимаем истину которая «истина» лишь в рамках какого-то определённого отдельно взятого мировоззрения. Это очень распространённая позиция: «истин много», «сколько людей – столько мнений», «у каждого своя правда». Это о стихийном мировоззрении.
 
Разница между религиозным и научным мировоззрением в одном слове. В одном случае это слово «признание», а в другом «отрицание». Вот и вся разница.

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это признание существования «сверхъественного» – духов, богов, Б-га (К-2), а НАУЧНОЕ  МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это отрицание существования «сверхъестественного» – духов, богов, Б-га (К-3).

Итак, мировоззрения бывают стихийными, религиозными и научными. Причём религиозное мировоззрение исторически предшествовало научному. По поводу каждой из религий можно написать тома занятных исследований. Но в русле нашей темы, в стремлении приблизиться к сущности явлений, нам представляется важным поискать ответ на вопрос: что нам может сказать о мировоззрении вообще сравнение очень близких друг другу «аврамических» религий – иудаизма и христианства?

1. ИУДАИЗМ
Иудаизм – строго монотеистическая еврейская религия, в центре которой – вера в Одного, всесильного, всеведущего, вечного, нематериального Б-га. Древнееврейское Священное писание – ТаНаХ, собрание из 24 книг, состоящее из Торы (Пятикнижия Моисеева), Невиим (Пророков) и Ктувим (Писаний). В основе иудаизма лежит Тора, понимаемая и как Пятикнижие Моисеево, и как ТаНаХ в целом (Письменная Тора), а в талмулическом иудаизме как вся совокупность еврейского традиционного закона, включающая также и Устную Тору – Талмуд, состоящий из Мишны и Гемары.
Пятикнижие Моисеево –  это первые пять книг ТаНаХа: Брейшит, Шмот, Ваикра, Бемитбар и Дварим, которым в христианской Библии соответствуют книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.  Талмуд  –  это юридические и религиозно-философские тексты в еврейской устной традиции. Представляя собой свод иудейских религиозно-философских и юридических текстов, Талмуд по сути является, хотя и не прямым, комментарием к ТаНаХу. Слово Тора означает «закон», но также «наставление», «учение». Оно происходит от корня «яра», означающего «наставлять», «указывать», «учить», который  входит, например, в состав слов море – учитель; мора – учительница; гораа – инструкция, наставление; лехгорот – обучать, наставлять, указывать.

2. ХРИСТИАНСТВО
Христианство  – также строго монотеистическая религия, в центре которой – вера в Единого, всесильного, всеведущего, вечного, нематериального Б-га – Единства Эль и Йахве в Духе Их принадлежности Друг Другу в любви – Единства Отца и Сына во Святом Духе. В основе христианства лежит Библия, состоящая из Нового и Ветхого заветов. При этом ТаНаХ  –  древнееврейское Священное писание – входит в состав Библии в виде 39 книг канонической части её Ветхого завета, занимая почти три четверти библейского текста. Несмотря на то, что мы находим много общего в иудаизие и христианстве, они различаются между собой. Так, иудаизм допускает убийство ближнего, а христианство напрочь отвергает его и учит любить своих врагов; иудаизм допускает развод – в христистианстве развод недопустим, кроме как в случае прелюбодеяния и т. п.

3. ОБЩНОСТЬ ИУДАИЗМА И ХРИСТИАНСТВА
Общность иудаизма и христианства, что делает их аврамическими религиями, в том, что в основе их вероучений лежит ТаНаХ и бесспорно в том, что и иудаизм и христианство – религии.

4. РЕЛИГИЯ
В самом общем виде религия – это социальный институт, обеспечивающий формирование религиозного мировоззрения, передачу его людям и реализацию его в жизни людей. Поэтому одним из определяющих признаков религии будет 1) наличие верующих – социальной группы людей, объединённых религиозной общностью. Другими определяющими признаками религии будут 2) религиозное мировоззрение и 3) система поклонения (включающая как внутреннее, так и внешнее проявление религиозности). Религия – это, объединяющий верующих, социальный институт, возникший и функционирующий на основе религиозного мировоззрения и характеризующийся наличием системы поклонения (К-4). Здесь я, предварительно обосновав принцип расположения основных признаков мировозрения, расположил их так, чтобы религиозное мировоззрение и система поклонения образовали пару, подлежащую дальнейшему рассмотрению. Религиозное мировоззрение и система поклонения – это внутренне взаимосвязанные элементы, образующие содержательное ядро религии. В этом контексте верующие выступают социальным условием, носителем религии, а мировоззрение и поклонение – основой её содержания и практики. Такое структурирование представляется не только логичным, но и методологически оправданным: с одной стороны, оно выделяет верующих как субъектов, в которых и через которых реализуется религия, а с другой стороны, – мировоззрение и поклонение, как идеологическую основу религии и её практическое выражение.

5. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Охарактеризовав религию в общем виде, охарактеризуем в общем виде социальный институт. Социальный институт – это устойчивая форма организации совместной деятельности людей, система правил, норм и организаций, служащая упорядоченному взаимодействию людей для решения их жизненно важных задач и удовлетворения базовых общественных потребностей.

6. ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
1) Всякий социальный институт несёт определённую социальную функцию, решает важные социальные задачи. Например, институт семьи обеспечивает рождение и воспитание детей. 2) Всякий социальный институт обладает устойчивостью и повторяемостью – существует долгое время, имеет устоявшиеся нормы поведения; 3) имеет систему норм и правил – регулирует поведение участников (с помощью, например, традиций, морали, законов); 4) имеет учреждения – специализированные организации (например, школы – как часть института образования); 5) обеспечивает социальную стабильность – поддерживает порядок и структуру общества.

7. ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Примеры социальных институтов – это 1) Семья, призванная удовлетворять потребности людей в любви, заботе, рождении и воспитании детей. 2) Образование, обеспечивающее передачу знаний, навыков, социализацию личности; 3) Государство, призванное обеспечивать управление, безопасность, закон и порядок; 4) Экономика, отвечающая за производство, распределение и потребление благ; 5) Религия, призванная удовлетворять духовные потребности людей, формирующая мораль, обеспечивающая формирование, передачу и реализацию религиозного мировоззрения.
Нарисованная здесь картина социальных институтов позволяет представить общество как совокупный социальный институт, обеспечивающий формирование, передачу и реализацию мировоззрения. Общество есть совокупный социальный институт, обеспечивающий формирование, передачу и реализацию мировоззрения. (К-5).

8. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Составив представление о религии вообще, обратимся к понятию мировоззрения вообще. Всякое мировоззрение, независимо от того, обыденное ли оно, религиозное или научное, – это 1) воззрение, 2) сумма взглядов, 3) ориентация, 4) верование (К-5). Верование – это единство веры и поклонения. Вера – это вера в какую-либо истину. Поклонение – это жизнь в соответствии с этой верой. Мировоззрение – это воззрение, взгляд на мир, сумма представлений, образов действительности, мыслей человека о ней, отношений человека к ней и к самому себе; форма ориентации человека в мире; верование, т. е. единство веры и поклонения (К-6).

9. МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ВЕРА
Вера – это вера в какую-либо истину. Человек верит в свои физические силы или в свой разум. Вера – это уверенность в чём-нибудь, надежда, полагание на что-нибудь. Полагание. Опора. Например, я спокойно полагаюсь на свою кровать и буду спать спокойно, если уверен, что кровать не сломается подо мною или не стану опираться на эту трибуну, если не буду уверен, что она выдержит. Люди верят во всё, что угодно, полагаются на всё, что угодно: на свои способности, таланты, на силу оружия, на силу денег, на любовь, на дружбу, на нужных людей, на общественные связи, на демократию, на просвещение, на социализм, национализм, коммунизм и т. д., принимают это за истину, верят в это, полагаются на это. Я верю в то, что:  (далее следует содержание данного мировоззрения – совокупность представлений, образов действительности, мыслей человека о ней, отношений человека к ней и к самому себе. Со стороны содержания ВСЯКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЕСТЬ ВЕРА (К-7).

10.  МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ПОКЛОНЕНИЕ
Веря в ту или иную истину, люди и живут в соответствии с этой верой, а если не живут в соответствии со своей верой, значит и не верят. Иак.2:18-20,26: «Скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру,  а я имею дела»:  покажи мне веру твою без дел твоих,  а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?... как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». «Делами вера достигла совершенства». Не имея дел, вера не достигает должной полноты, без которой она – не вера. Поклонение – это в соответствии со своей верой делать должное, угодное, необходимое, истинное. Поклонение – это послушание истине. Авраам в послушании Б-гу идёт принести Исаака (Исхака) в жертву всесожжения на одной из гор в земле Мориа (Быт.(Брейшит).22:2,5): «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе... И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам». Так Авраам и сказал: «поклонимся». Здесь поклониться значит в послушании исполнить Б-жию волю. Живая вера неразрывно связана с поклонением. Вера – это признание чего-то истинным, а поклонение – это жизнь, происходящая из этого признания. (К-8) Допустим, если мы уверены, что закон тяготения – это всеобщий закон природы, мы не станем близко подходить к краю пропасти. Иначе, сработает закон. Поклонение есть то, что делает веру действительной, живой, явной, видимой. Поклонение – форма, в которую воплощается вера. Со стороны формы ВСЯКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЕСТЬ ПОКЛОНЕНИЕ (К-9).

11. МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ВЕРОВАНИЕ
Всякое мировоззрение – это воззрение, взгляд на мир, совокупность представлений, образов действительности, мыслей человека о ней, отношений человека к ней и к самому себе; форма ориентации человека в мире; верование, т. е. единство веры и поклонения. Казалось бы это исчерпывающее всеобщее определение мировоззрения. Мы видим, что поклонение – это жизнь в соответствии с верой и что всякое мировоззрение – это вера, понимаемая как вера в какую-либо истину. Содержание истины мировоззрения и есть воззрение, взгляд на мир, совокупность представлений, образов действительности, мыслей человека о ней, отношений человека к ней и к самому себе; форма ориентации человека в мире. Эта истина есть содержание веры, которая составляет содержание мировоззрения так, что содержание мировоззрения и есть его вера. ВЕРА ЕСТЬ СОДЕРЖАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. (К-10). Вера мировоззрения есть воззрение, взгляд на мир, совокупность представлений, образов действительности, мыслей человека о ней, отношений человека к ней и к самому себе; форма ориентации человека в мире. Имея такое всеобщее понятие веры, мы можем определить мировоззрение как веру. ВСЯКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЕСТЬ ВЕРА (К-11). Но вера без дел мертва. Мировоззрение есть живая, а не мёртвая вера. Поэтому ВСЯКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЕСТЬ ТАКЖЕ И ПОКЛОНЕНИЕ. Всякое мировоззрение есть единство веры и поклонения, есть верование. ВСЯКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЕСТЬ ВЕРОВАНИЕ (К-12). Верование как единство веры и поклонения есть живая вера, действительное, действующее мировоззрение. В веровании, как в действующем мировоззрении, религия, например, возвращается в себя как религиозное мировоззрение. РЕЛИГИЯ ЕСТЬ РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. При этом, если для религиозного мировоззрения социальным институтом, обеспечивающим его формирование, передачу и реализацию, является религия, то для научного мировоззрения таким институтом оказывается секулярное общество, светский мир, выражаясь языком Синодального перевода Библии. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МИР, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ, выражаясь языком экзистенциализма ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ОКАЗЫВАЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ФОРМИРОВАНИЕ, ПЕРЕДАЧУ И РЕАЛИЗАЦИЮ ВСЯКОГО МИРОРВОЗЗРЕНИЯ.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МИР, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
ЕСТЬ РЕЛИГИЯ ВСЯКОГО МИРОРВОЗЗРЕНИЯ (К-13)


Рецензии