Плач Адама
Которую знаешь любя...
Войди в эту грудь —
Она ещё сеет тебя.
О, что за тоска
Счастливая — каждый мой вдох!
Лишь будь высока,
Как непризываемый Бог.
4 июля 2025 г.
Свидетельство о публикации №125070407118
Но на самом деле всё именно так, и всё очень глубоко и ёмко: о ком человек больше тоскует и жаждет обрести — Бога или утерянное ребро?
Очень актуально в сегодняшний день Петра и Февронии Муромских!
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 08.07.2025 18:36 Заявить о нарушении
Сложный вопрос, и, видимо, внутренний, каждым решающийся по-особому (и даже "объединение" в каждом происходит, если происходит, — по-особому).
У меня есть "парное" к этому давнее стихотворение:
*
Она ещё не знала,
Что это будет песня —
И всё просилась
Обратно в грудь живую,
Ночей не спала —
Особенно при полной
Луне так звала его,
Как будто он мог
Меч Гавриила в руку
Свою взять с правом...
Спасибо, Алексей...
...Мне кажется, догадаться, что стихотворение касается Евы, не так уж трудно: и называется "Плач Адама", и строки: "Войди в эту грудь — // Она ещё сеет тебя", по-моему, достаточно красноречивы... Другое дело, что большинству читающих такая тематика малопривычна — разве что поэтому догадаться трудно...
Максим Печерник 08.07.2025 22:05 Заявить о нарушении
"у древних евреев такие толкования, что это он подтолкнул Бога к созданию Евы и что правильнее было бы не подталкивать". Я не знаком с таковой трактовкой иудеев (и не знаю, насколько древних, скорее, талмудистов, ибо это — в общем-то богохульство, т.к. Бог не нуждается в советах твари, и что добро, а что зло Он знает гораздо лучше Адама), ну, да, ладно, отнесём это к еврейскому юмору, который я, лично, очень ценю. Тем более, что гоголевский юмор тут как раз кстати: "Господи Боже мой, за что такая напасть на нас грешных! И так много всякой дряни на свете, а Ты еще и жинок наплодил!"
"Думаю, правильнее — не делать выбор, а объединять... <...> Сложный вопрос, и, видимо, внутренний, каждым решающийся по-особому (и даже "объединение" в каждом происходит, если происходит, — по-особому)". Я не очень себе представляю, как это объединять, не дедая выбора? Парадигма добра и зла, которую избрал человек, вопреки предложению Божию к простому послушанию Воли Божией, всерьёз остаётся критерием бытия человека в этом мире. Естественно (или, точнее, противоестественно), человек всеми силами стремится свою волю поставить на передний край. Ему мало это удаётся, но он всеми силами пытается всё-таки
Волю Божию познать и идти в соответствии с ней. И это, принципиально, утешает.
"Мне кажется, догадаться, что стихотворение касается Евы, не так уж трудно". Безусловно, именно так, Максим..., только парадигма плача Адама прежде всего согласуется с плачем об утерянном рае. Это доминанта. Но, когда Вы дали пояснения, всё улеглось в строку, и об этом я и написал. Тем более, что Вы сами констатировали: "Другое дело, что большинству читающих такая тематика малопривычна — разве что поэтому догадаться трудно..."
Это моя привычка разжёвывать свои вирши так, чтобы иной трактовки не возникало, но, вот в последней моей пописке, как я понимаю, читатели не опознали ни "Трёх слонов", ни того что врачебный интеллект борется с перспективой промокнуть и заболеть, либо войти, несмотря ни на что под сень литургии...
Так что мы с Вами, Максим, находимся периодически в одной стихии недопонимания, и приходится с этим мириться, и объяснять.
За Ваши объяснения я Вам безмерно благодарен!
Ваш опус, который Вы привели, на Вашей странице я, к сожалению, не нашёл... Поэтому отвечу здесь:
"Она ещё не знала,
Что это будет песня —
И всё просилась
Обратно в грудь живую,
Ночей не спала" —
потрясающе манифестировано библейского: "и к мужу твоему влечение твое" (Быт.3:6).
"Особенно при полной
Луне так звала его,
Как будто он мог
Меч Гавриила в руку
Свою взять с правом..." —
это, собственно в ту же строку: "и он будет господствовать над тобою: (Быт.3:6). Только, наверное, необходимо поправить символику, к которой, как я помню, дорогой Максим, Вы не тяготите, однако, меч — это символ Архангела Михаила, а у Гавриила — пальмовая или оливковая, т.е. — знак мирности и Благовещения, — ветвь...
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 09.07.2025 20:00 Заявить о нарушении
Вы недоумеваете, как это "объединять, не делая выбора". Очень просто: любить Господа и не переставать любить тех, кого сердце любит, — ведь Он Сам и есть Любовь. Да и как можно сравнивать-противопоставлять? Это кощунственно по отношению к сердцу своему. Мне никогда не нравилось: "Платон мне друг, но истина дороже". Я предпочёл бы: "Всего мне дороже истина, но и то, что Платон мне друг, — истина".
"Парадигма добра и зла", о которой Вы заговорили, — это выбор совсем иного рода, действительно требующий дискретности; это не выбор между объектами любви, просто потому, что зло быть объектом любви не может (его притяжение имеет другую тональность и потому другое название).
...По поводу меча. Вы знаете, для меня самого было сюрпризом, что в строку так явственно попросился именно меч! И даже не нейтральный "жезл" (укладывающийся в ритм наравне с "мечом") — я это остро чувствую. Именно меч, свидетель и показатель силы, и здесь важнее не устоявшаяся символика, а то, что Гавриил, Архангел благовестий, — это именно "сила Божия", "крепость Божия" на иврите.
...Спасибо огромное за такой неленивый (попросту огромный!) комментарий! За приятие в целом и за такую узнаваемую Вашу принципиальность в частностях.
Максим Печерник 09.07.2025 21:53 Заявить о нарушении