Это случилось в СССР
Рассказ о событии, произошедшим в 1967 году
В заливе Цивольки Карского моря (северо – восточное
побережье Новой Земли), и виновник тому был атомный
ледокол «Ленин». Там была с ним была проведена уникальная
секретная операция.
Первая часть.
Советское то государство,
Великий наш СССР,
Всегда большое уделяло,
Внимание Арктики той .
Той, освоение шло бурно.
Достаточно вспомнить и ту
Челюскинцев поход известный,
Задачу что тогда решал.
Их экспедиция решала
Что Северный морской тот путь,
Можно пройти тогда там было
В теченье навигации.
(Одной. И доказать это)
А для такой уже работы,
Требовались мощные там,
Конечно, тогда ледоколы,
Которых не было у нас.
(До конца 50 – х годов у нас был пароход
«Ермак», построенный в Англии, и спущенный
На воду ещё ж в 1898 году)
Ему суда там помогали,
Но ледокольные уже:
«Красин» - был «Святогором» раньше,
«Фёдор Литке» - «Канадой» был.
Все эти тогда ледоколы,
Работали там на угле,
Или нефти. И их усилий,
Уже там стало не хватать.
(Для обеспечения бесперебойного прохода
Судов по Северному морскому пути)
Срок навигации – короткий
Очень. И составлял всего,
Три месяца, за это время,
Не успевал лёд толстым стать.
20 ноября 1953 года
Совет министров в СССР том
Принял решение о том,
Что стране впредь необходим был
Новый мощный уж ледокол.
Нового уже поколенья,
С целью, чтоб путь тот превратить
В круглогодичную уже там
Судоходную магистраль!
Корабль должен был работать
На ЯДЕРНОЙ энергии.
И не случайно в документах,
Ледокол обозначен был.
(Как - «Проект 92». 92 – порядковый номер
Урана в таблице Менделеева)
Идею создать установку
Атомную для кораблей,
Предложил знаменитый физик –
Игорь Курчатов там тогда.
Поэтому легко решалась
Одна из основных проблем:
Ледокольного тогда флота –
Запасы нефти иль угля.
До трети веса кораблей тех,
Составляли те топлива.
И их всего у них хватало,
На 30 – 40 суток лишь.
Нередко даже там бывало,
Что зимовали корабли,
Те караваны в льдах полярных,
Ибо кончалось топливо.
Ледокол же нового типа
45 грамм расходовал
Атомного топлива в сутки,
(Объём – в спичечный коробок)
(Энергетическая установка состояла из двух
Реакторов «ОК – 150», мощностью 32,4 МВт каждый)
Ледокол мог уже работать,
Без дозаправки топливом
Долгое время. Автономность -
То увеличивало их.
Преодолевать могло ж судно,
В два с половиной метра там
Толщиной. Ради того нужно
Было то дело затевать.
Вторая часть.
Реализацией проекта,
«Проекта 92»,
Там ленинградский занимался
Адмиралтейский завод их.
Ему оказывали помощь
Другие многие тогда
Различные же предприятья
Большой страны СССР.
Экипаж того ледокола
Составлял 243
Человека разных профессий,
Сложным был этот ледокол.
Испытывать же был не должен
Бытовых разных неудобств.
Салон отдыха там имелся,
Библиотека, зал – читать.
И кинозал, салон курить чтоб,
Столовых несколько к тому ж.
Сапожная с портновской также
Там мастерской. Прачечная.
И парикмахерская, бани,
И душевые. И своя
Хлебопекарня. Хлеб хороший
Пекли на ледоколе том.
(На борту располагались терапевтический, стоматологический
Рентгеновский, процедурный и физиотерапевтический кабинеты,
А также операционная и аптека)
В носовой части ледокола
Сделали и спортивный зал.
Те со столами для пингпонга,
Также борцовские ковры.
Руководители страны той
Страны Советов, СССР
Постройке судна придавали
Огромное значение.
(Политическое)
Эксплуатация «проекта»,
Атомохода «Ленина»
Должна была показать миру –
Успеха, как достигли мы.
Что первое государство тут
Социалистическое –
Первым использует всё ж в мире –
В мирных целях энергию.
Атомную в том ледоколе.
В отличие от США,
Которые уже бомбили
Атомной бомбой города.
(Японские – Хиросиму и Нагасаки)
Сентябрь 1959 года
Никита Хрущёв, наш же лидер,
В официальный свой визит,
В Америку, тогда заявит,
Хорошие в общем слова:
«Наш ледокол будет ломать не только льды
Океанов, но и льды «холодной войны»
6 ноября 1959 года
Ледокол спущен был на воду
В СССР в этот день тогда.
К очередной там годовщине –
Великого же Октября.
Вывести его к переходу
В Мурманск из Балтики тогда
По Ленинградскому каналу
Морскому думали в те дни.
(Искусственному фарватеру в Невской губе,
Проходящему от устья Большой Невы до
Острова Катлин)
Но глубина того канала
Не превышала девяти
Метров. Осадка ж ледокола
Была на метр больше там.
Первоначально предлагалось
Приподнять судно с помощью
Понтонов. Правда, следовало
Для этого их там создать.
Работа эта могла стоить
Десятки миллионов там.
Сотрудник же один предложит
Простое там решение.
(Под 80 миллионов. Сотрудник географического
Отдела балтийского флота, капитан первого ранга
(будущий контр – адмирал) Арон Лейбман)
Он предложил тогда ж дождаться
Прилива, но большого там.
Вот так тогда и поступили –
Но месяц ждали тот прилив.
А Лейбмана аж вызывали
В местное КГБ тогда.
Где его всё же обвинили
В срыве мероприятия.
(Важного политического)
Неизвестно, как бы сложилась
Судьба офицера того.
На следующий день буквально ж
Большая всё ж пришла вода.
Третья часть.
В канале уровень поднялся
На 2 метра и 70
Там сантиметров. Прилив длился
2 часа и 20 минут.
Время, хватало ледоколу,
Чтобы пройти. Первые же
Те ходовые испытанья
Недоработки выявят.
Технические. В частности же,
Вибрацию сильную всё ж
Имел гребной винт ледокола,
Вернуть пришлось корабль тот.
(На Адмиралтейский завод для отладки)
Опять позднее ждать прилива,
Пришлось вновь ледоколу там.
Официально же об этом
Не сообщалось там тогда.
Все те, кто был тогда причастен
К созданию судна того,
Атомного первого в мире,
Ледокола – награждены.
(В том числе и Арон Лейбман. Получит почётную
Грамоту)
Руководители стран НАТО,
Выскажут опасения:
«Во время «Ленина» прохода
Может атомный взрыв быть там.
(Когда будет проходить мимо Скандинавского полуострова)
Поэтому разрешат власти
Наши, военным кораблям
Альянса, в момент перехода,
Сопровождать наш ледокол.
И никакого превышенья
Радиационного там
Фона выявлено не будет,
Нормально переход прошёл.
В течение шести лет первых,
Эксплуатации тогда
Атомный ледокол тот «Ленин»
Провёл много всяких судов.
(По Северному морскому пути. Более 500 кораблей,
Пройдя более 90 тысяч морских миль)
Благодаря такой работе,
Период навигации,
С трёх месяцев тогда продлился
До одиннадцати уже.
Середина 1960 – х годов
По Мурманску поползли слухи:
«Ленин» - атомный ледокол
Начал источником являться
Смертельной радиации.
Якобы многие там люди
Большое видели число
Трупов людей недалеко там
От места базы корабля.
(На берегу Кольского залива)
И городская та «легенда»
Не на шутку встревожила
Местное населенье это,
Огромный назревал скандал.
Взялась за то прокуратура.
(Вынуждена вмешаться та)
Выяснилось: «С команды кто – то
Выкинул спецодежду там.
Списанные комбинезоны -
И прямо в море выбросил…
Обслуживающей команды,
Атомохода этого.
Вопреки ожиданиям там,
Они не утонули. Нет.
И волны выбросят на берег,
Раздутую одежду ту.
Тела людей напоминали
Мёртвые. Правда, все они…
Кстати, за всё время работы,
«Ленина» - не было «ЧП»
(Никто не пострадал от радиационного
Облучения)
Не обходилось же, конечно,
Без инцидентов. Было то.
В феврале 1965 года
На судне проходил ремонт.
Циркуляционных насосов.
С ошибки оператора,
Трубопроводов разрушенье
Частичное произошло.
(Технологических)
Радиоактивные смеси,
Материалы там пришлось
В специальный подать контейнер,
И в Карском море затопить.
1966 год
Крупный пожар вспыхнул на судне,
К счастью был ликвидирован.
И без серьёзных там последствий,
На славу этих моряков.
В тот год там летом обнаружат
В одном реакторе, вдруг, течь.
Устранить было невозможно -
Менять нужно целый отсек.
И в док тот ледокол поставят,
Конструкторы думать начнут:
Что делать? Ведь там диктовала
Радиация – как там быть.
Разбор силовой установки,
И демонтаж мог привести
Там к радиации утечке -
Последствия серьёзные.
Четвёртая часть.
И было принято решенье,
В залив отвести ледокол,
В пустынный Цивольки, который
Возле Новой Земли же был.
Чтобы серией взрывов выбить
С реакторами днище там.
И захоронить в нужном месте
Подальше чтоб от мест людей.
В морской воде. А ледокол сам,
Поддерживая на плаву
Понтонами, вернуть обратно,
Чтоб новое поставить всё.
(Новое ядерное оборудование)
Отбуксировали корабль,
В нужное место. И вот там,
Уж водолазы его днище
Прорезали свободу дав.
Чтоб силовую установку
Удерживали только там
Четыре переборки. К каждой
Присоединён был заряд.
После взрыва та установка
С частью днища затонет там.
На глубине 50 метров.
Работы кончились на том.
И после этой уникальной
Там операции такой,
Ледокол отбуксировали
В Мурманск. После в Северодвинск.
На завод. Где за два там года
Установили новые
Реакторы следующего
Там поколения уже.
Модернизация всего же
Привела к сокращению
И экипажа. Его стало
Меньше на полсотни людей.
(Вместо 210 стало 151 человек)
Атомный ледокол продолжил
Ещё ж работать долго, до
1989 там года
На северных маршрутах тех.
А в наше время он поставлен
На вечную стоянку уж
В Мурманске. Став одним из самых
Объектов посещаемых.
(Туристических, северного города)
2000 год
А после гибели в год этот
Подлодки атомной же «Курск»,
В Баренцевом море. Вдруг вспомнят,
О случае на «Ленине».
(О затоплении ядерной начинки)
Наши власти дали команду
Найти в воде останки те,
Отсек с реакторами. Его,
Правда, найти не удалось.
(Хотя работы контролировались международными
Наблюдателями.
Позже узнали, что отчёт тот
О затоплении всей той
Атомной установки всё же
Неверным оказался там.
Операция проходила
Осенью, а в этот момент
В том месте проходили штормы
И затяжные ко всему.
Буксирный трос там оторвался,
Корабль зацепили вновь,
Правда, ушло несколько суток,
Но ледокол всё ж дрейфовал.
Последствий же там опасаясь,
Не доложили моряки
О инциденте, указавши,
Не то место в отчёте том.
(Что, мол, подрыв дна был совершён в запланированной
Точке, хотя на самом деле координаты «Ленина» были
Совсем другие)
Точное место затопленья
В итоге установки той,
До сих пор ещё ж остаётся
Пока что неизвестнымтам.
Свидетельство о публикации №125070403939