Рабия аль-Басри
O God!
If i worship Thee in fear of Hell, burn me in Hell;
and if i worship Thee in hope of Paradise, exclude me from Paradise;
but if i worship Thee for Thine own sake, withhold not thine everlasting beauty.
Мой Господь,
если я поклоняюсь Тебе из страха попасть в ад, сожги меня в аду;
если я поклоняюсь Тебе в надежде на Рай, изгони меня из Рая,
но если я поклоняюсь Тебе ради Тебя самого, не лишай меня Твоей вечной красоты.
Рабия аль-Адавия аль-Басри, принадлежащая к избранному кругу женщин-суфиев.
Суфийских отшельников называют арабским словом факиры («нищие»), либо персидским словом дервиши, имеющим то же значение.
Факир – духовный искатель, отрешенный от всего земного, не имеющий ничего. Однако, суфизм прежде всего говорит о духовной нищете (факре), которая порождает «томление любви». Аль-Факр(бедность,лишение, нужда)вызывается недоступностью объекта желания и стремлением обрести этот объект. Факир – это тот, кто ощущает в себе недостаток высшего совершенства, но желает излечиться от этого недостатка.
Её исключительность выражалась в высочайшем благочестии, духовном познании (ма‘рифа) Всевышнего и аскетизме, что сделало её образцом святости среди женщин.
Рабия родилась в бедной семье в городе Басре между 714 и 718 годами (100 год по хиджре). Рано оставшись сиротой, она за ничтожную цену была продана разбойниками в рабство, и всю свою юность ей приходилось тяжело трудиться.
Также на то, что #Рабия была в рабстве, указывает тот факт, что её не называли по имени отца, как принято у незамужних женщин в Исламе. Однажды очередной её хозяин, заметив набожность Рабии и её преданность Господу, был настолько тронут, что подарил ей свободу.
После освобождения и до конца дней она проводила ночи без сна, в молитве, а дни – в поклонении Аллаху. Её #сердце было глубоко ранимым, и на глазах непрестанно виднелись слёзы, но эти слёзы свидетельствовали не только о горечи тоски по Господу, но и о счастье тех мгновений, когда её сердцу и духу было позволено «созерцать» и «растворяться» в Его присутствии.
Рабия говорила: «Любящая Бога плачет и рыдает, пока не обретёт отдохновение в объятиях Возлюбленного».
Ибн Аль-Джавзи в своей книге «Сифат ас-Сафват» приводит рассказ женщины, посвятившей себя служению Рабии:
«Обычно Рабия молилась всю ночь, позволяя себе лишь немного забыться перед восходом солнца, пока свет не забрезжит у горизонта. Затем она поднималась и, охваченная благоговейным трепетом, произносила: "О душа, долго ли будешь ты следовать этому сну и яви? Близко время, когда ты заснёшь так крепко, что лишь трубный глас Воскресения пробудит тебя"».
Такова была её жизнь, до самой смерти она не оставляла ночных бдений, если только какая-нибудь нужда не отвлекала её от этого.
В этой же работе Ибн Аль-Джавзи приводит слова Абдуллы ибн Исы, который, рассказывая о встрече с Рабией, вспоминает, что благородное лицо Рабии источало тонкое сияние непрестанных молений.
#Хасан аль Басри, описывая её образ жизни, отмечал, что в её доме он увидел лишь кувшин с отбитым горлышком, который она использовала для омовения и хранения питьевой воды, кирпич, который служил ей подушкой, и плетёную циновку из тростника, на которой она молилась. Больше ничего не было. Подарки она отклоняла, говоря: «У меня нет нужды в мирском».
Рабии многократно предлагали выйти замуж. Среди женихов, предлагавших ей руку и сердце, были такие известные люди, как правитель Басры Мухаммад Ибн Сулейман Хашими. Она ответила ему так: «Даже если вы отпишете мне всё ваше богатство, для меня невозможно будет отвернуться от Бога к вам даже на мгновение ока».
Эта благочестивая затворница, пребывавшая в крепости богоизбранности, госпожа искренности и святости, воспламенённая любовью ко Всевышнему, поглощённая духовной жаждой, изумлённая Божьей милостью, была Рабия аль Адавия, да пребудет с ней благословение Аллаха.
Рабия перешла в мир иной в 796 году (1380 году по хиджре), но в смерти эта женщина видела прежде всего встречу со своим Возлюбленным Создателем и радость воссоединения с Ним.
Дорогой Господь, да благодарю Тебя о Всевышний за Твою безграничную любовь и сладкий вкус богослужения.
Она не просила награды.
Не ждала рая.
Не боялась ада.
Она молилась — как огонь любит пламя. Не за “что-то”. А потому что не могла иначе.
Рабиа ал-Адавия вошла в историю не как философ.
И не как пророчица.
Она вошла как чистая, бесстрашная любовь.
У неё не было титулов.
Не было мужчин, защищающих её.
Не было громких книг.
Рабиа была женщиной, но прежде всего — человеком света.
Она доказала: быть любимым Богом — не значит быть сильным.
Это значит — быть насквозь прозрачным,
как свеча, которую нельзя потушить ветром.
Не скрывай красоты своего духовного пути, которым Я веду тебя.
Не беспокойся ни о чем и знай, все в руках Моих.
И пир вокруг преображается именем Моим.
© Карине Манукян, 2025
я поклоняюсь Тебе ради Тебя самого, не лишай меня Твоей вечной Красоты...
Свидетельство о публикации №125070307870