Путеводитель по Заповедям Блаженства

ВВЕДЕНИЕ

Заповеди Ветхого и Нового Заветов

Веков тринадцать до Христа
Его народ ушёл из рабства.
Им их пророк принёс наказ -
Заветы Пастыря для паствы.

Впервые дан закон морали,
Который свыше исходил,
Не изменить и не подправить
Ни кого не хватит сил.

Законы эти о любви -
Любви и к Богу, к человеку.
Иисус идеи взял свои
Из строчек Ветхого Завета.

Не отменяя ничего
Христос дал новые Заветы,
Дав путь к блаженству. От него
Для тех, кто верит, путь начертан.

Заветы Ветхие - для всех,
Для человечества основой.
Во всех законах есть их след
И в конституциях старых, новых.

Заветы Новые, они -
Для христиан в душе, на деле.
Их выполнять не всем с руки,
Их единицы, кто - сумели.



Из 10 ветхозаветных заповедей первые 4 учат человека любви к Богу, а остальные 6 – любви к ближнему (т.е. ко всем людям)


Десять Заповедей Ветхого Завета в кратком изложении
(Исх.20:2-17; Втор. 5:6-21)

1. Я есть Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не пожелай ничего чужого.



Девять Заповедей Блаженства Нового Завета
     - Мф 5:3—11
 Синодальный перевод

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены «сынами Божиими».
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.




ПРОЛОГ

Блаженство

Пределом счастья есть блаженство!
Нет выше ничего его.
Ни златом, ни  почётным местом
Его достичь нам не дано.

Блаженство - это тоже чувство -
К нему духовная тропа.
Достичь его - само искусство,
И жертвенность души до дна.

Отказ от связей с внешним миром,
Отказ от близких и родных,
Единство с божеством - кумиром
Все дни - Ему, без выходных.

Без чувств, эмоций и инстинктов -
Мир внешний будто отключён.
На Божий суд - стерильно чистым.
Цена блаженству - жизнь на кон.



Первая заповедь блаженства

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
     - Мф 5:3-11

Не странно видеть поощрение
Для “нищих духом” нам сейчас?
В две тысячи лет сложилось мнение,
Им - Мир Небесный, не для нас

Идея эта волновала
Давно все лучшие умы,
Ведь их не очень привлекало
Чтоб нищим духом стать, увы.

Пытались дать интерпретацию,
Что “нищий дух” - в “смирении” суть.
Юродивым была овация,
Блажен и праведен их путь.

Считал, коль ты - духом нищий,
То жажда есть познать Творца.
Что не в гордыни себе ищешь,
Не соблазнишься до конца.

Мне объяснение другое
Понятней, ближе и милей -
Не духом нищие, убогие,
А кличка, как ярлык пришей:

Во времена Христа иначе
Звали ту секту христиан -
По-арамейски - “нищие” значит,
Вот смысл для заповеди дан.

Теперь прочтём её иначе:
“Лишь кто с Христом в своей душе,
Тот небесам и предназначен!”
Всё на местах теперь уже.

P.S.

Когда-то “нищим” на Руси
Были не те, в рванье, лохмотьях -
Они могли быть богачи,
Отличием было - “что-то просят”.

Все, кто молился и “просил” -
Был “нищим” в древнем понимании,
Молитва” “Веру укрепи” -
Для “нищих духом” -  основание.


Христиане времени жизни самого Иисуса Христа назывались не христианами, а по-арамейски  “нищими”.

В древности на Руси "нищими" называли тех, кто "просит", не зависимо от их благосостояния.
 В этом смысле все, кто что-либо просит у Бога - "нищие", а те, кто просит "укрепить веру" - "нищие духом".




Вторая заповедь блаженства

 Блаженны плачущие, ибо они утешатся
    - Мф 5:3-11


Вторая заповедь туманна,
Когда всегда во все века
Шла победителю награда,
А проигравшим - цепь раба.

Слеза была им не награда,
А - унижения результат.
Что “слёз показывать не надо”
Все знали с детства стар и млад.

Слезам не верила столица,
Слеза не трогала толпу.
Чего же плачущие лица
Ему блаженны, почему?

Причины плача тоже разны:
Кто состояние проиграл,,
Есть кто не получил награды,
И кто - утеху потерял.

Скорбит завистливый вельможа,
Гордыня гложет гордеца,
Злодея, что он мстить не может…
У каждого - своя слеза.

Не всякий плачущий - блаженен.
Не те, кто плачет о земном.
Пусть велики у них потери,
Скорбить велит Он не о том.

Скорбить о всех грехах на свете -
Своих, а также и врага.
Вторая Заповедь, заметьте: 
Интерпритацией сильна.

Хоть сказано в писании - фактом,
Но пояснения - важней!
Что мелким шрифтом под контрактом
От крючкотворцев, толмачей.




Третья заповедь блаженства

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
           - Мф 5:3-11

Понятие “кротости” менялось
И потускнело за века.
И, что нам кротостью казалось,
Было “достоинством” тогда.

Это и сдержанность, и сила,
Как и уверенность в себе,
Кого не устрашит могила
Кто знает цель их на земле.

Кто вынесет судьбы удары,
Без жалоб, ропота и зла,
Кому чужды елей, фанфары,
И кто не суетится зря.

Ей “гордость” служит  антиподом,
Когда без гнева, не брюзжа -
Порой один, когда с народом
Ты служишь воле божества.

Лишь в этой кротости есть сила
Не жертвы, стоика скорей.
Об этом в заповеди было:
Как соль земли, они все с ней.




Четвёртая заповедь блаженства

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
         - Мф 5:3-11

На первый взгляд, завет понятен:
Нам к правде надо бы стремиться,
Но, он не так для массы внятен,
Как тот:  «учиться и учиться».

Но церкви сложен символизм
И должен он вести всех к цели -
К спасению душ и тот девиз:
Не правдой сыт, на самом деле.

А объясняют его так:
Здесь «праведность» ведет к блаженству.
Её и жаждать должен всяк,
И алчным в этом быть уместно. 

Итак: блаженные все те,
Кто рвётся к праведности духом.
А праведность - не правды след,
А следовать писанию сухо.

Менялась наша правда с знанием,
И мир Вселенной он - другой,
Но мир моральный - как в Писании
И праведность - не правды сбой.


Суммируя смысловые значения слов этой заповеди, можно сделать вывод о том, что в ней говорится следующее: «Будут счастливы желающие праведности, потому что они удовлетворят свое желание».




Пятая заповедь блаженства

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
       - Мф 5:3-11

Здесь речь идёт о милосердии,
Забытом в наш жестокий век.
Не только к нищим, вне сомнений,
Ко всем, коль есть ты человек.

Не воздавать всем по заслугам
(Ведь это вам не коммунизм),
Всегда быть добрыми друг к другу,
И милость победит цинизм.

Быть лучше к всем, чем ожидали
И не стыдиться доброты.
Чтоб, что вы сделали не знали,
Где милость - лавры не нужны.

Наградой - милость после смерти
И рай, не ада лагеря.
В добро, не в показуху верьте,
А также в жизнь, что жил не зря.



Шестая заповедь блаженства   

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
     - Мф 5:3-11

Теперь о сердца чистоте, -
Что кроме вас никто не знает,
Что в ваших мыслях и в мечте,
Сократ завет тот  понимает.

Здесь в счёт не добрые дела,
О них в других заветах было.
Здесь очищаешь душу так,
Что в ней стерильно всё, как мыло.

Как это сложно!  Может вы
Мысль контролировать умели:
И только лучшие черты
Из всех эмоций уцелели.

Инстинкты подавили все,
Любовь оставили лишь к Богу.
Добро, особенно в уме -
Теперь к блаженству есть дорога.



Седьмая заповедь блаженства   

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены «сынами Божиими».
            - Мф 5:3-11

«Блаженство миротворцам дар»
Та заповедь гласит,
А миротворец, кто пожар
И смерть предотвратит.

Против насилия, войны.
Кто может и простить,
А не сказать: «Иду на Вы»,
Желая покорить.

Найдёт решение, компромисс,
Причину каждый раз.
Найдёт обход, а не тупик -
Как нужен он сейчас!

Не тот, на ком нательный крест,
Кто бьёт поклоны лбом,
А кто чужой пирог не съест,
Чужой не спалит дом.

Чужой межи не перейдёт,
Границу не сотрёт.
Мир сохранит, мир сбережёт -
Блаженный только тот.




Восьмая заповедь блаженства   

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
       - Мф 5:3-11

В одних странах изгнание является самым суровым наказанием, а в других за право на него борются самые гуманные из граждан.
     - Ежи Лец


С времён Адама изгоняли
Из Рая, с неба, из страны.
Как наказание применяли
И для людей, и Сатаны.

Богов с Олимпа изгоняли -
Мом - бог злословия, сплетен ас.
Титаны это же познали,
В Тартаре Кронос и сейчас.

Их много, кто сегодня признан,
Пример - философы Эллады.
Толпой был Аристотель изгнан,
Сократ яд выбрал. Ему надо.

Звалось то в Греции - остракизмом,
Народный суд и демократия
Порой не лучше деспотизма,
Нет к гениям в толпе симпатии.

Exsilium в Древнем Риме признан
И для царей и для вельможи.
И Цицерон однажды изгнан,
Сенеку изгоняли тоже.

Евреев гнали из Испании.
Из Португалии в Исход.
Народ привычен был к изгнанию,
Две тысячи лет готов в поход.

В Флоренции Данте знал изгнание,
Медичи и Маккиавелли,
Потом уже пришли признания
Лишь мертвыми их пожалели.

Шедевры писаны в изгнании:
“…Комедия” была и “Принц”,
Гюго “Отверженных” признания
Пришли, не знающих границ.

В России тоже изгоняли,
Клопов как, бесов иль чуму,
Всех тех, что лучшими считали,
В Сибири чащу иль в тюрьму.



Девятая заповедь блаженства   

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
                - Мф 5:3-11

Как много вас, чужой печёнкой сытых
И гордых славой не своих побед!
Когда в руках, ожогами покрытых,
Я нёс огонь - вы мне плевали вслед.
     - Михаил Левин, Прометей


За что обычно ненавидят
Тех умников с широким лбом?
За то, что дальше других видят
И говорят всем вслух притом.

За то, что мир открыл им тайны,
Что недоступны для других,
За то, что догмы их не манят
И мир понять стремление их.

За то, что все они другие
Быть может в шляпе и в очках...
Что происходит - лучше видят,
Им пропаганда не указ. 

Так ненавидели учёных
С Сократа дней и до того,
Суждением умалишенных
Изгнать. Нет, отравить его.

В Александрии буйна братия
Толпа фанатиков Христа
Схватив геометра Хипатию
Её на части разорвав.

А помните Джордано Бруно
Сгорел на медленном огне,
Да, знания давались трудно
И тех кто знал забыли след.

Всегда травили самых лучших
И в Бирмингеме весь народ
Избил так дружно Джозеф Пристли,
А он открыл ведь кислород.

Террор Французской Революции
Всех гильотиной уравнять
Лавуазье - великий химик
Ему и голову отнять.

Евреи - физики Германии
Под пьяных глоток крики "хайль"
В концлагерь, печи и в изгнание...
В ад превратился бывший рай.

Знакомы мы и с "лже-наукой"
Вавилов жизнь отдал тюрьме,
А Лысенко вознёсся, сука
Вождя любимец и подлец.

Уничтожаем самых лучших
И рубим сук на чём сидим,
 Когда нам будет очень нужно
Где мы найдём ещё таких?,


А ведь они и есть блаженные,
Согласно заповеди мудрой.
Но нам вождя важнее мнение.
Забыть, что Он сказал - нетрудно.




БЛАЖЕННЫЕ

Блаженные блаженным рознь -
Зависит всё откуда родом -
Душа откуда, как и плоть,
И кто им стал родным народом.

В какое время родились,
Кто был у власти, кто в религии,
Идеи главной что за мысль
И для чего у них вериги.

Даны примеры святых ниже,
Судите сами и решайте,
Кто из блаженных вам есть ближе,
И может что нибудь узнайте.

На иллюстрации скульптура
“Экстаз блаженной Людовики”.
Бернини не ваял с натуры,
Но есть душа в ней, посмотрите.

О ней - в конце повествования,
Как завершение, эпилог
Истории выборки, собрания
Блаженных, что найти я смог.




КАССАНДРА

Долго Троя в положении осадном
Оставалась неприступною твердыней,
Но троянцы не поверили Кассандре,-
Троя, может быть, стояла б и поныне.
      -  В. Высоцкий


Она царевна гордой Трои -
Была кокеткой тех годов.
То Аполлону глазки строит,
То оттолкнёт, пусть из богов.

Пообещала наслаждение,
Попался Аполлон - простак.
Ей подарил дар видения,
И что случиться видеть знак.

Но страсть всегда туманит очи
И не предвидел Аполлон,
Что обмануть Кассандра хочет -
“Подарок есть, пойдите вон”.

Забрать подарок невозможно,
Добавить можно мелкий шрифт,
Чтоб все считали это ложью,
Неважно, что правдив язык.

Она предвестница несчастий;
Пророчица плохой судьбы.
Кому нужны такие страсти,
Мы ждём счастливые концы.

Она вещает гибель Трои,
Коварство греков, дар коня.
Обычно, правда беспокоит,
Не верит ей ни стар, ни млад.

Погибла Троя, как вещала,
И братья, и отец, и мать .
Добычей для солдата стала -
Не Аполлон, не отказать…




СУДЬБА ЯСНОВИДЦЕВ

И ясновидцы бывают черновидцами.
                Станислав Ежи Лец

Судьба печальна ясновидцев,
Пророчествам никто не верит.
Пусть ночью истина им снится,
И пусть беда уже у двери.

Они безумны для “нормальных”,
Они блаженны или ведьмы.
Их загоняют в угол дальный
Или в костёр с согласия церкви.

Их предсказания не слышат
Мужи учёные и власти.
Родители их просят: “Тише…"
И обещают плеть иль сласти.

Они молчать не в состоянии -
Зло видят до его рождения.
Причинно-следственные связи
Им не нужны для вдохновения.

Ей видеть результат пророчеств
И разрушение милой Трои.
И слышать стон всех тех ничтожеств,
Что и слезы её не стоят.

 Кассандра — в древнегреческой мифологии дочь последнего троянского царя Приама и его второй супруги Гекубы. Получила пророческий дар от влюбившегося в неё Аполлона, однако за то, что она, обманув, не ответила ему взаимностью, он сделал так, что предсказаниям Кассандры никто не верил. ;Трагическим пророчествам Кассандры не внимали, её осмеивали и принимали за безумную. ;Но предсказанное воплотилось в гибели её семьи и разрушении Трои.




АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ

Был Августин сам из Алжира,
Епископ, скептик теологии.
Святое видение мира
Узнал в Платона философии.

Сказал он первым, что Создатель,
Вселенную создав в трудах,
Был также ВРЕМЯ основатель
Что появилось в тот же час.

О том что ВРЕМЯ появилось
Внезапно - спорили все зря.
Наука с этим согласилась
Пятнадцать сотен лет спустя.
 
Любил Платона философию
И верил в то, что мы грешны -
Ослушалась ведь Ева Бога
Сорвав запретные плоды.

В труде своем "О Граде Божьем"
Лишь тех людей туда впускал
Кто послушанием, любовью
"Земного Града" избежал.

Он был епископом известным
Писал он больше тысячи книг,
Его копировал прилежно
Огромный штат писцов штабных.

Во многом был он самым первым:
Он первым "Исповедь" писал,
И первым он в вопросах веры
Прощать грехи виновным стал.

После баптизма Константина
 Сам Августин и жизнь его
Католиков объединила
На все века урок дало.

С него пошли все мемуары,
И вера в личность у Творца,
Объединились христиане,
Чтят протестанты, как отца.

Да, человек и слаб, и грешен,
Но Бог пример ему подал -
Он верой будет лишь утешен:
Покайся и тебя простят.

При нем пал Рим и был разграблен -
Слетел империи венец,
Алариха, Аттилы банды *
Пришёл иллюзиям конец.

Он проповедовал о Торе,
Считал евреев - злом земли
И если не крестить их вскоре,
То жить, чтоб выжить лишь могли.

Он призывал к суровым мерам
И к казням всех еретиков,
Насильно обращать их в веру...
Вот Августин сквозь даль веков.



* Под предводительством короля Алариха I вестготы захватили Рим в августе 410 года




БЛАЖЕННЫЕ В РОССИИ

России везло на юродивых...
                К. Паустовский

Я не так уж и слеп, чтобы вас не увидеть, когда вы
Забредёте в шалаш, где прикрыта дерюгою боль,
И где спрячу от вас я сияние раны кровавой, -
Я боюсь – я боюсь, что в руках ваших ласковых соль…
- Вениамин Блаженный

России везло на юродивых.
А юродивым повезло в России.
Люди божьи - так знали многих их
И прощения у них просили.

За грехи что были и будут,
Ведь юродивый ближе к Богу.
Вдруг за денежку не забудут
И отпустят грехи в дорогу.

И цари, и бояре знатные
Пред юродивым благоговели.
Их босых на церковной паперти
И боялись, как и жалели. 

А они решали судьбы -
На кого толпу перст укажет -
И что скажут они то и будет -
Слово Божие - бог отмажет.

Так тянулось с времён Гороха
И до Грозного, да и позже.
От ума лишь в России плохо,
Умный мало в России может. 

А юродивый вышел в силу,
Он теперь заседает в Думе.
Рвёт с трибуны на шее жилы
У юродивых путь нетруден. 




ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ

Сердце моё безгранично доверчиво,
Вот отчего мне порою так слепо
Хочется корма нездешнего вечности,
Хочется хлеба и хочется неба.
- Вениамин Блаженный


У городов есть их приметы,
Их уникальные черты.
Таков собор Василь Блаженный
Для мира - символ всей Москвы.

В Париже Эйфелева башня,
Для Лондона "Big Ben" конечно
У Питера есть "Медный Всадник"
"Владимир" в Киеве с Печерском.

Но кто Василий был Блаженный?
За что ему такая честь?
Ведь не герой, не воевода,
А претендентов ведь не счесть.

Были шуты, комедианты,
При каждом царственном дворе.
Неистощимы их таланты.
Таких мы знаем и теперь.
 
Но на Руси во все века
В почете были "божьи люди"
Юродивые - божий глас
Чрез них передавался людям.

Василий был такой святой,
Не трепетал он перед властью,
И властью очень не простой -
Сам Грозный был тогда напастью.

Его боялся государь
Внимал и жесту, да и слову,
И это был тот самый царь
Четвертовать всегда готовый.

А храм построен был тогда
В честь покорения Казани,
Семь чечевиц, семь куполов
Как пламя к небу поднимают.

На Красной Площади стоит
Тот храм, не пере-именован,
Как в назидание шутам,
Всем скоморохам власти новым.





БЛАЖЕННАЯ ЛЮДОВИКА

Блаженней видно тот блаженный,
Кого Россия не родила,
Кто в Ренессансе стал известный,
Кого Италия любила.

Во первых климат. Им не надо
Переживать московских зим.
Но и соблазнов много, право:
Все Мастроянни, как один.

А, может вам, Лорен по нраву?
Здесь и святой не устоит.
Бернини в мрамора оправу
Людовики представил лик.

Она - блаженная? Святая?
По “непорочному” экстаз?
Она, монахов всех смущает,
Но кардинала был заказ.

Каррарский мрамор - он не камень,
Душа и плоть дана резцом.
Экстаза чувства - тот же пламень.
Пусть у блаженной, суть не в том.



Людовика Альбертони (Ludovica Albertoni, 1473 или 1474, Рим — 31 января 1533, Рим) родилась в знатной римской семье.
Она овдовела в возрасте тридцати двух лет в 1506 году, и в её руках осталось поместье мужа.
После того, как имущество было разделено между дочерьми, Людовика отказалась от всего и стала монахиней-терцианкой Ордена Святого Франциска, помогая нуждающимся едой, одеждой, ухаживая за больными.
Получила прозвание: «Мать бедных» (Madre dei poveri).


Рецензии
"Не сотвори себе кумира" -
не поклоняйся никому,
хоть обойдёшь полмира,
счастье лишь -
в себе найдёшь...

Элина Григ   04.07.2025 07:09     Заявить о нарушении
Кумир из Древнего Завета,
Блаженство смысл совсем не в этом

Оскар Хуторянский   04.07.2025 11:30   Заявить о нарушении