На исходе XIX века

Заканчивался бурно развивающийся девятнадцатый век
И переставала культура быть привилегий аристократов –
В городские предместья входила она вместе с искусством,
Это теперь – непременная принадлежность повседневного быта.
Просветительскую роль в жизни горожан стал играть театр,
Сценический язык оказался доступен «простому люду»,
В его числе было много и неграмотных крестьян –
Они нахлынули в столицы и промышленные центры.
Теперь публика в зале определяла репертуар
И лучшие места занимали не только дворяне-аристократы,
Но было там и среднее чиновничество, буржуазия,
Сидели в зале купцы, предприниматели, адвокаты и врачи,
Приходили на спектакли студенты, торговцы и мастеровые…
Зрители ждали от театра показа близкого им быта
И бурно выражали своё отношение к героям и событиям,
И именно на эту новую публику надеялся Островский,
Именно с ней он связывал будущее театра.
Он говорил, что много тех, кто сбросил лапти и зипун,
И все они из Великороссии в Москву стремятся,
А искусство должно уметь управляться с этой силой –
Ведь она холодно рассудочна и полудика по инстинктам,
Но, вместе с тем, - она наивна и по-детски увлекается…
Всё ещё продолжала складываться русская нация.
Знакомую жизнь хотел видеть на сцене новый зритель
И театр с готовность пошёл ему навстречу –
Творческая среда стремилась разрушить стереотипы,
Она пыталась изменить видовые и жанровые границы.
Домашний театр организовал меценат Савва Мамонтов –
В нём художники выступали декораторами, актёрами, певцами.
На рубеже веков в России рождался новый тип человека:
Он ценит свободу, независимость и суверенитет личности,
Осознание этого для мировоззрения важным становится.
На сцене складывается романтический образ героя времени:
Он – преобразователь жизни и носитель передовых идей,
Театральный реализм становится подобен литературному…


Рецензии