Русские трагики. Мамонт Дальский
Для амплуа героя-любовника подходил, как никто другой:
У него была хорошая фигура с выразительным лицом,
Красивый, сильный голос, позже чуть с хрипотцой,
И темперамент, которым он владел отлично.
Спектакли с ним имели очень большой успех,
И на провинциальной сцене, и в Александринском –
В этом театре Мамонт выступал десять лет.
Здесь он играл с корифеями этого театра,
Но им не уступал, и часто даже превосходил.
Но, всё же, для публики властителем дум он не стал,
Конечно, по степени дарования он превосходил братьев Адельгейм,
Но они постоянно работали и художественно совершенствовались
И свои лучшие качества сохранили до преклонных лет,
И мало того – они их развили и улучшили.
А Дальский, быстро добившийся большого взлёта,
Постепенно, как артист, начал терять себя.
Конечно же, не сразу лишился он успеха,
По-прежнему были спектакли, в которых зрителей он потрясал,
Но, постепенно, интерес публики к нему снижался.
Причины этого были ещё и в характере артиста –
Он у него был очень сложным и противоречивым.
У него были все качества, необходимые для трагика:
Ярко выраженная способность видеть за словами их содержание,
И обладание способностью в нужный момент собраться.
Сам он не любил рассказывать, как работает над ролью,
Стремился подчеркнуть, что долгие репетиции ему не нужны,
Утверждал, что его сила – в особом наитии,
Но на самом деле, особенно в молодости, он много занимался,
Читал всё, что имело отношение к его роли,
Стремился увидеть как можно больше других актёров,
И что-то полезное для себя находил у каждого.
Для Дальского кумиром был Иванов-Козельский,
Перед его исполнением Гамлета он просто преклонялся
И, не стесняясь, заимствовал его приёмы и интонации,
Но не просто копировал, а в своё творчество умно претворял.
Но, к сожалению, никогда с партнёрами Дальский не считался.
По этому поводу шутили современники тогда:
«У Дальского самая простая мизансцена:
Он в середине, а все остальные по бокам».
На гастролях партнёры с этим соглашались –
В свою труппу он набирал людей творчески беспомощных,
Но в Александринском он играл с великими актёрами
И они не желали быть на положении статистов,
Тем более что Дальский часто вёл себя просто вызывающе,
И, в конце концов, труппа просто объявила ему бойкот.
А Дальский, на стороне, не скупился на ругань в адрес товарищей,
Своё нахальство он возвёл в культ
И его наглость не знала себе пределов –
По его мнению, одарённый мог с презрением относиться к менее талантливым…
И любую постановку Дальский превращал в моноспектакль,
Декорации и костюмы его интересовали мало,
Лишь в последние годы жизни он начал обращать внимание на это.
Когда он постарел, в его игре развязность появилась:
По три акта на сцене ходил скучный актёр,
А в четвёртом в нём просыпался прежний Мамонт
И театр содрогался от аплодисментов…
Дальский мечтал свой театр создать –
Театр высокой идеи и настоящего искусства,
Но это ему не удалось, театр не состоялся…
В восемнадцатом году большевиками Дальский был арестован –
Он состоял во фракции анархистов-коммунистов,
Но компрометирующих материалов в квартире не нашли
И вскоре Мамонта на волю отпустили.
Он погиб, сорвавшись с подножки моторного трамвайного вагона…
Свидетельство о публикации №125070202565