2 июля. 2-я мировая война. 1 09 1939 - 2 09 1945
От меча и погибнет!
И навеки в чужих землях от наших пуль и снарядов сгибнет.
____
2 июля 1945 года была завершена подготовка к Потсдамской конференции, также известной как "Терминал", которая проходила с 17 июля по 2 августа в пригороде Берлина, Потсдаме. На конференции обсуждались вопросы послевоенного устройства мира между лидерами СССР, США и Великобритании.
Подробнее:
Подготовка к Потсдамской конференции включала в себя не только организационные моменты, но и обеспечение безопасности участников.
В районе проведения конференции были приняты беспрецедентные меры безопасности, включая несколько линий оцепления и контроль над близлежащими территориями.
Советскую делегацию на конференции возглавлял И.В. Сталин, делегацию США - президент Гарри Трумэн (после смерти Ф.Д. Рузвельта), а британскую - премьер-министр Уинстон Черчилль, а затем, после победы лейбористов на выборах, Клемент Эттли.
На конференции обсуждались вопросы, связанные с оккупацией и денацификацией Германии, а также планировались действия против Японии.
26 июля 1945 года главы правительств США, Великобритании и Китая опубликовали Потсдамскую декларацию, призывающую Японию к безоговорочной капитуляции.
Советский Союз присоединился к декларации 8 августа.
______
И.М. МАЙСКИЙ В.М. МОЛОТОВУ
2 июля 1945 г.
Секретно
Народному комиссару иностранных дел Союза ССР
товарищу В.М. Молотову
Многоуважаемый Вячеслав Михайлович,
Суммируя весь собранный мной до сих пор материал о настроениях американцев (Поули и Любин) и англичан (Монктон и Уэйли), материал, почерпнутый из врученных ими документов, из их выступлений на заседаниях, из частных разговоров с ними, а также из устроенного мной 30 июня в целях зондажа неофициального совещания членов руководящего комитета Межсоюзной репарационной комиссии (Поули, Любин, Монктон, Уэйли, я и В.В. Кузнецов, которого я пригласил вместо отсутствующего т. Сабурова), могу сказать следующее:
Подготовка к встрече трех*
1. Американцы и англичане очень желают к свиданию трех подготовить какие-либо предложения по репарационному вопросу**.
Поули при этом дает явственно понять, что он непременно хочет присутствовать на свидании и что ему надо оправдать доверие, оказанное ему президентом Трумэном, показав, что уже в течение первого месяца работы комиссии он может прийти к нему с какими-то конкретными результатами в руках.
2. В этих видах вчера, на частном совещании, Поули предложил до свидания договориться в комиссии о трех вещах:
а) Распределение обшей суммы репараций между заинтересованны и нациями в процентах, воздерживаясь, однако, пока от высказывания, каковы должны быть эти проценты.
б) Сроки и формы привлечения к работе Межсоюзной репарационной комиссии малых наций.
в) Создание механизма для досрочного, т.е. до окончания выработки репарационного плана, изъятия некоторых видов германского национального богатства (фабрики, заводы, машины и т.п.) в счет репараций.’'
В конце совещания Поули мне сказал, что если данные предложения будут встречены нами сочувственно, то он внесет их официально.
Англичане по поводу предложений Поули вполне определенно на совещании не высказались, но видно было, что каких-либо серьезных возражений у них эти предложения не вызывают.
//* Имеется в виду предстоящая Берлинская конференция.
** Здесь и далее в подлиннике подчеркнуто. //
Об общем репарационном плане
3. Что касается самих основ репарационного плана, то на основании тех же имеющихся в моем распоряжении материалов можно пока прийти к таким выводам (подчеркиваю слово «пока», ибо, как показывает пример с курсом доллара, о чем я скажу ниже, позиции наших партнеров по различным вопросам могут легко меняться):
а) И американцы, и англичане считают, что в общей сумме репараций за счет изъятий и поставок первые (т.е. изъятия) должны по возможности превалировать. Примерное соотношение между теми и другими ими мыслится так: две трети за счет изъятий и одна треть за счет поставок.
б) И американцы, и англичане категорически заявляют, что репарации должны уничтожить военный потенциал Германии
и что именно отсюда следует в первую очередь исходить при определениитех отраслей промышленности или тех предприятий, которые должны быть изъяты.
в) И американцы, и англичане допускают изъятия и сверх того, что нужно изъять в порядке разрушения военного потенциала, но с одним ограничением:
немцам должно быть оставлено столько, чтобы они могли существовать на известном минимальном уровне жизни самостоятельно, без помощи извне (помощи продовольственной, финансовой и др.).
Больше всего американцы и англичане боятся, как бы им не пришлось «подкармливать» Германию из своих средств и, таким образом, «оплачивать репарации». Относительно уровня жизни, который должен быть оставлен немцам, американцы и англичане сходятся на такой формуле:
он не должен быть лучше, чем уровень жизни окружающих Германию народов.
г) Что именно американцы и англичане понимают под термином «военный потенциал», пока еще не совсем ясно, но, по-видимому, они склонны ликвидировать чисто военную промышленность (в частности, авиастроение) на 100% и очень сильно сократить металлургию.
д) К получению акций остающихся в Германии предприятий (желдороги, каналы и пр.) в счет репараций американцы и англичане пока относятся без особого энтузиазма. Главный мотив: дивиденды будут получаться в марках, а что мы станем делать с марками? Впрочем, и те и другие хотят ближе изучить этот вопрос.
е) Англичане считают, что при распределении общей суммы репараций между отдельными нациями надо принимать во внимание не только изъятия и товарные поставки, но также и труд. Американцы пока не высказались по этому вопросу.
ж) На прошлой неделе Любин заявил, что официальный германский курс доллара после 1934 г. в 2,5 марки искусственный, и на собрании Руководящего комитета
29 июня даже предложил, чтобы финансовые эксперты трех сторон встретились и определили тот курс доллара, по которому мы будем пересчитывать марки в доллары, поскольку ценность предприятий, товаров и т.д., идущих в счет репараций, первоначально будет определяться в марках.
На этом основании 30 июня мы пригласили наших экспертов (Геращенко, Чечулина, Морозова, проф. Смирнова) для встречи с экспертами англо-американскими. Однако когда эта встреча состоялась в присутствии членов Руководящего комитета, то Любин заявил, что он готов принять за основу, по крайней мере на данной стадии нашей работы, курс доллара в 2,5 марки.
При этом Любин довольно долго развивал ту мысль, что, поскольку репарации взимаются в натуре, важно договориться о размерах той натуры, которая взимается, а ее денежное выражение имеет уже второстепенное значение.
Англичане также высказались за курс 2,5.
Ввиду такой ситуации пришлось вопрос о курсе передать экспертам «для дальнейшего изучения», — мы высказали, однако, при этом свои сомнения насчет реальности курса в 2,5 марки за доллар. Внесли также известные поправки к словам Любина о роли денежного выражения репараций.
Мои предложения
Исходя из всего вышеизложенного, я предлагаю:
Вручить комиссии прилагаемый Меморандум № 3
в котором указывается, из каких источников мы рассчитываем получить 20 млрд, репараций, выдвинутых в нашем предложении.
Американцы и англичане уже давно просят такой конкретизации нашей глобальной цифры, и дольше откладывать ее предъявление было бы в высшей степени неудобно.
Следуя Вашим указаниям, я исключил из меморандума предлагаемый нами процент изъятия того или иного вида промышленности и оставил только денежные суммы в марках, которые мы рассчитываем получить от таких изъятий.
Для себя я руководился теми процентами изъятий, против которых Вы не возражали. При этом денежные суммы фиксированы не твердыми цифрами, а, как Вы советовали, более гибко, «от» и «до» с тем, чтобы легче было маневрировать при определении окончательных цифр.
2) Принять предложение Поули о подготовке к свиданию трех проекта решений по вопросам о распределении репараций, о сроках и формах привлечения малых наций и о создании механизма для досрочных изъятий в счет репараций. Все эти вопросы в самом близком будущем перед нами все равно встанут, и их придется так или иначе решать. Так уж лучше создать для их решения более благоприятную обстановку: если мы примем сейчас предложение. Поули, он будет доволен, а это может быть для нас только выгодно.
В данной связи считаю необходимым сделать одно замечание по поводу предложения Поули о создании механизма для досрочных изъятий. Положительная сторона его заключается в том, что таким путем мы сможем начать делать известные изъятия из англоамериканских зон, где сконцентрировано так много германской промышленности. Отрицательная сторона заключается в том, что деятельность такого механизма должна неизбежно распространиться и на нашу зону, ибо Поули все время подчеркивает, что с точки зрения репарационной вся Германия должна рассматриваться как «единое экономическое целое». Нельзя ли найти такой выход из этого затруднения: вывезти все наиболее важное из нашей зоны в течение, скажем, ближайших полутора месяцев и одновременно сманеврировать так, чтобы механизм, предлагаемый Поули, фактически начал функционировать не раньше середины августа?
Кроме того, надо поставить условием, чтобы одновременно с решением о создании механизма был утвержден также список, по крайней мере, некоторых важнейших отраслей промышленности, откуда могут немедленно начаться изъятия, а также хотя бы примерные масштабы этих изъятий. Полагаю, что можно было бы достигнуть такой договоренности в отношении, например, отдельных видов военной промышленности (включая авиастроение).
Прошу принять срочное решение по моим предложениям.
И. Майский
АВП РФ, ф. 06, on. 7, п. 18, д. 182, л. 49-54. Подлинник.
/Интернет-информация. 2 07 2025/
Свидетельство о публикации №125070201886